Как создать в Казахстане свой Netflix за $50 млн

В конце июля 2025 года холдинг Тимура Турлова официально запускает собственную стриминговую платформу — Freedom Media

Тимур Баиров
Тимур Баиров
Фото: © Андрей Лунин

Freedom Holding Corp., основанный Тимуром Турловым (№ 2 рейтинга 75 богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan), в конце июля официально запускает собственную стриминговую платформу — Freedom Media, о создании которой сообщалось еще в январе 2024 года.

На развитие этого направления материнская компания выделит порядка $50 млн в течение пяти лет. Бюджет включает расходы на производство сериалов, маркетинг, закуп внешнего контента и технологическую инфраструктуру. При этом уже в первые три года проект должен выйти на самоокупаемость, прогнозирует СЕО Freedom Media Тимур Баиров. «Мы хотим стать онлайн-кинотеатром номер один в стране», — амбициозно заявляет он.

Удастся ли команде Freedom Media создать в Казахстане свой Netflix и что этому будет способствовать, глава компании подробно рассказал в интервью Forbes Kazakhstan.

Окно в мир

«Freedom Media задумывался как часть Freedom Telecom. У нас есть три роли. Первая и самая важная — мы один из элементов SuperApp. Начинаем с онлайн-кинотеатра, но планируем поэтапно развить музыкальное направление, возможно, электронные книги. Вторая — предоставление медиапакета для Freedom Telecom. И третья — развитие отдельного продукта в форме видеостриминговой платформы для клиентов, которые не являются клиентами нашей экосистемы», — поясняет в начале разговора собеседник.

К слову, компания сделала ставку на «легальный» международный контент, которого в Казахстане традиционно было мало в силу опять-таки исторических и политических причин. «Мы буквально прорубаем окно в мир: заключаем прямые контракты с мейджорами — Disney, Warner, Sony, NBC Universal, Paramount. До недавнего времени они даже не смотрели на наш рынок, ведь у них были представительства в Москве и Киеве. Сейчас, с учетом геополитической обстановки, Казахстан получил уникальный шанс стать региональным лидером дистрибуции прав на премиальный контент», — говорит Баиров.

Тем временем стратегия и запуск платформы разрабатывались при консультациях с экспертами, ранее имеющими опыт работы в Amazon Prime Video и Netflix, добавляет он. Что касается команды, то большая часть специалистов, задействованных в проекте, это локальные профессионалы, отмечает СЕО Freedom Media.

При этом собеседник уточняет, что сам пришел в эту сферу из IT-индустрии. Прежде чем его увлек кинематограф, Баиров успел окончить Лондонскую школу экономики и политических наук. А потом решил поступать на магистратуру в области изучения кино (Film Studies) в Kingston University — программу, которая изучает кино как социальный и культурный феномен. «Ранее я думал, что единственный способ повлиять на общество — это образование. Мои родители преподаватели, я тоже преподавал на курсах МВА в нескольких странах. А потом начал замечать, как кино формирует модели поведения на подсознательном уровне. Даже как мы с детьми разговариваем, как проводим семейный ужин — это все мы где-то видели на экране», — обращает внимание он.

Тимур Баиров
Тимур Баиров
Фото: © Андрей Лунин

Кроме того, кино — это еще и эмоциональный инструмент, позволяющий людям побороть собственные переживания через экран. Например, самая лояльная аудитория хорроров — это девочки-подростки, которые через страх проживают свои внутренние ощущения, связанные с взрослением, утверждает СЕО Freedom Media. «Фильмы о Гарри Поттере изменили отношение общества к колдунам, внезапно они стали милыми и привлекательными. Экранизация романов о вампирах «Сумерки» позволила аудитории пересмотреть мнение о вампирах, сделав их сексуальными и загадочными героями. Паттерны, которые укреплялись в сознании людей веками, были переосмыслены всего лишь одной серией фильма», — делится другими примерами он.

По словам Баирова, главная задача Freedom Media — создавать контент, который будет ежедневно развлекать пользователей внутри Freedom SuperApp. Вместе с тем благодаря экосистемному эффекту платформа может позволить себе низкий чек, удерживая клиента в рамках других продуктов холдинга. «Стриминг-сервис будет работать по двум моделям: одна — стандартная для широкой аудитории, вторая — эксклюзивная, с особыми условиями для пользователей SuperApp», — рассказывает собеседник.

Еще одна целевая группа — отели и корпоративные пользователи. Тут Баиров подчеркивает, что основной акцент в подписочной модели делается на построении долгосрочных отношений, а не на моментальной монетизации. Впрочем, платформа будет развиваться в трех направлениях: оригинальные сериалы, закупной контент и спортивный раздел.

16 сериалов, 400 идей

В прошлом году компания провела масштабный питчинг сценариев, из почти 400 заявок отобрали 16 проектов. Сейчас семь сериалов уже отсняты, пять из них полностью готовы, а два — на стадии постпродакшена, раскрывает подробности Баиров. По его представлению, разработка сценария занимает до 70 % всего времени работы над проектом. Один сериал готовится в среднем около года, в том числе шесть-восемь месяцев только девелопмент, сами съемки — 30–50 дней, постпродакшен — три-четыре месяца. Самая важная и сложная часть работы — именно сценарная, отмечает собеседник.

«Мы работаем по строгим стандартам. Если сценарий не проходит драматургические сессии, мы его не запускаем. Иногда идея сильная, но команда не вытягивает его дальнейшую разработку. Тогда мы ее откладываем. А до продакшена доходят только единицы», — объясняет он.

В то же время, чтобы сериал удерживал внимание зрителя, в нем должны присутствовать параллельно две-три сюжетные линии с второстепенными персонажами, что зачастую становится сильным челленджем для сценарных команд, признается СЕО Freedom Media. Продолжительность же одной серии в среднем составляет 30–40 минут в мини-сериалах. Стоимость — от 10 до 25 млн тенге в зависимости от сложности работы, добавляет он.

Тимур Баиров
Тимур Баиров
Фото: © Андрей Лунин

«Мы сразу пошли в эксперименты. Нам неинтересно делать вторичный контент. Мы пробуем новое, авторское, провокационное», — продолжает собеседник и с энтузиазмом рассказывает о грядущих релизах.

Один из них — «Казахские страшные сказки», первый в Казахстане хоррор-сериал, снятый режиссером Адильханом Ержановым. «Это мистическая история о следователе, который сталкивается с ожившими монстрами казахского фольклора, которые живут среди жителей села Каратас. Это жутко и это круто», — улыбается СЕО Freedom Media.

Другой сериал, «Улжан», — подростковая музыкальная драма о девочке-рэпере, которая бросает вызов гендерным стереотипам. «Интересно, что вся съемочная команда женская — режиссер, продюсер, оператор. И это единственный сериал, который снимали в Астане», — замечает Баиров. Один из съемочных дней проходил прямо у него в доме. Тогда съемочную команду подвел с локацией партнер. «Это был большой вызов для моей семьи, но искусство требует жертв», — смеется собеседник.

«Улжан» станет первым оригинальным сериалом Freedom Media, который выйдет на платформе в конце июля. Практически одновременно с ним будут представлены первые серии сериала «Адаскан» — истории об отце, потерявшем ребенка и не прекращающем его поиски на протяжении семи лет, добавляет Баиров. Эти два сериала рассчитаны на совершенно разную аудиторию.

В коллекции Freedom Media есть и супергеройский сериал Toxic — история о подростке, который после попадания в токсичные газы обретает нелепые сверхспособности. «Мы не хотим повторять Marvel, нам интересны местные супергерои», — заявляет собеседник. Над проектом работал молодой, но уже популярный режиссер Айторе Жолдаскали.

Среди флагманских картин, которые только начали снимать, Баиров выделяет Forever 29, первую казахоязычную женскую драму в стиле «Секс в большом городе». Сюжет сериала разворачивается вокруг четырех героинь, каждой из которых около тридцати лет, проживающих смешные и грустные моменты, отмечает он. «Причем важно было, чтобы сериал был на казахском языке, не в переводе, а именно оригинальный сценарий. Потому что язык тоже определяет атмосферу, глубину, ментальность», — подчеркивает собеседник.

Как утверждает Баиров, более 70 % оригинальных сериалов платформы создаются изначально на государственном языке. «Это не просто адаптация, это полноценный аутентичный контент», — поясняет он.

В дополнение к этому Freedom Media запускает и креативные проекты с участием казахстанских художников, музыкантов и режиссеров, предоставляя им возможность рассказывать свои истории. Один из примеров — фильм Shadytales об алматинской граффити-команде Repas. История выросла из простого видеоотчета в документальную хронику о свободе, уличной культуре и верности своему делу. «Мы стремимся быть не просто платформой, но и пространством, где творчество не ограничено форматами», — комментирует собеседник.

Адаптация британских хитов и спорт как шоу

Помимо создания оригинального контента, во Freedom Media планируют адаптировать и успешные международные форматы. «Мы купили права на британские сериалы, которые не дошли до СНГ, и адаптировали их под наши реалии. Один из них — «На грани», ремейк Trigger Point. У нас это история девушки-сапера, которая работает в сугубо мужской индустрии», — рассказывает Баиров.

По его словам, права приобрели у британской компании All3Media, а та, в свою очередь, помогала казахстанской команде в процессе адаптации и на этапе съемок. А теперь еще в международных продажах. «Англичане были шокированы, насколько дешево мы сняли весь сезон. Сначала они подумали, что это стоимость одной серии, — вспоминает собеседник. — Относительно низкая стоимость производства контента в Казахстане — сильный козырь нашей индустрии, если мы пойдем на мировые рынки».

Еще одна большая часть платформы Freedom Media — это спорт. Компания приобрела права на трансляции Лиги чемпионов, Лиги Европы, английской, испанской, итальянской и турецкой футбольных лиг, UFC, NBA, NHL, а также ведет обширную линейку документальных фильмов о спорте. Но дело не только в правах, а в подходе.

«На финал Лиги чемпионов мы пригласили тренера сборной Казахстана Али Алиева, также в нем приняли участие президент футбольной QJ-лиги Рохус Шохи и стендап-комик и актер Данияр Алшинов. Они вместе с ведущими казахстанскими спортивными комментаторами вели эфир. Это был не просто просмотр — это было шоу. И мы будем продолжать экспериментировать с форматом спортивного смотрения», — рассказывает Баиров.

Казахстанское кино — в центре внимания

Сейчас в библиотеке Freedom Media около 800 тайтлов от Disney, более 300 от Paramount и тысячи зарубежных фильмов и сериалов. Но основной трафик в перспективе будет приходиться именно на локальный контент.

«Мы думаем, что не менее 50 % трафика будут приносить именно казахстанские проекты. Даже если их меньше по количеству, по просмотрам и времени они выстреливают», — уверен собеседник. Так, компания уже активно закупает права на показ казахстанских фильмов. Среди уже доступных на платформе работ — отобранный от Казахстана на «Оскар» «Бауырына салу», «Рэкетир-3», «Арлан. Решающий раунд» и «Жеті гүл», которые, по утверждению Баирова, «бьют рекорды по просмотрам».

При этом местные картины зачастую стоят дороже, чем зарубежные, замечает он. «Наш зритель любит казахстанское кино. Мы это видим по аналитике, по отзывам. Поэтому продолжаем инвестировать именно в локальный контент — как в лицензионный, так и в оригинальный», — говорит собеседник.

Международная экспансия — тоже важная часть стратегии Freedom Media. В феврале 2025 года компания презентовала три своих сериала в Лондоне: «Казахские страшные сказки», «Улжан» и «Нефть», продолжает Баиров. Результат превзошел ожидания. «После успешного показа была достигнута предварительная договоренность с BBC по совместному проекту. Это стало большим признанием для нас и доказательством, что казахстанский контент может быть интересен миру», — подчеркивает он.

Кроме того, как заявляет Баиров, Freedom Media собирается запустить первый в стране детский edutainment-профиль. Совместно с компанией Bilim Media Group команда создаст образовательный профиль с контентом, привязанным к казахстанской школьной программе. «Если ребенок именно в этом месяце проходит, условно, историю Древней Греции, мы предложим образовательные уроки на эту тему, документальные фильмы от BBC, развлекательные сюжеты и даже художественные фильмы по этой тематике. Учиться должно быть интересно», — приводит пример собеседник.

Что касается внедрения и использования ИИ и передовых технологий, то в этом направлении СЕО Freedom Media собирается сотрудничать с Айзатуллой Хуссейном и Куанышем Бейсеком. Компания уже начала работать с ними над созданием проектов с помощью искусственного интеллекта. Уже к концу 2025 года планируется представить три пилота, частично сгенерированных ИИ.

Революция в дубляже

Пристальное внимание уделяется и дубляжу, который традиционно ассоциировался в Казахстане с театральной манерой. Баиров не скрывает, что его это немного раздражало. «Замечательный фильм, но слушаешь дубляж — и все теряется. Потому что два бандита говорят такими голосами, как будто играют Гамлета. Это неестественно», — иронизирует он.

Таким образом, нужно было переосмыслить подход к озвучке. Дубляжное направление возглавил Шах-Мурат Ордабаев, известный актер и режиссер дубляжа. Он лично участвует в кастинге голосов и в создании аутентичного звучания. Благодаря сотрудничеству с компаниями Disney и Sony он привнес во Freedom Media международный уровень культуры дубляжа и выстроил систему, соответствующую требованиям крупнейших студий мира.

Тимур Баиров
Тимур Баиров
Фото: © Андрей Лунин

«Мы спорим часами, чтобы подобрать правильный голос для героя. Это уже не просто дублирование — это художественное решение», — говорит Баиров. Среди успешных кейсов он называет сериалы «Континенталь», «Англичанка», «Черный снег», «Турист», которые стали доступны на казахском, русском языках.

Смена парадигмы

Несмотря на то что Feedom Media является частью большого цифрового проекта, очевидно, что сегодня это самостоятельная платформа со своими целями и стратегией.

«Куда идет SuperApp, туда идем и мы», — при этом уточняет Баиров. Тем самым он не исключает, что в будущем Freedom Media может выйти за пределы Казахстана, следуя за ростом всей экосистемы. Однако ключевая задача на текущем этапе — закрепиться как главный игрок на локальном рынке. Но вопрос не только в количестве контента, а в смене парадигмы. В свою очередь, вдохновляясь подходом Netflix, Freedom Media намерена отказаться от классического демографического деления целевой аудитории и перейти к профилированию по контентным интересам.

«Если вы знаете, Netflix не делит зрителей по возрасту или полу. У них в одном контентном профиле могут оказаться 67-летний датчанин и 12-летняя девочка из Токио, если они оба смотрят «Игру в кальмара» и аниме. Мы тоже к этому идем», — отмечает собеседник.

Сегментация по интересам вместо демографии позволит лучше понимать поведение зрителя и создавать более точные рекомендации, надеется он. Сейчас команда работает над накоплением контента, а в следующем году планирует внедрение собственной рекомендательной системы. «Не каждый день все-таки создаются такие знаковые проекты, впереди огромный пласт работы», — с улыбкой отмечает Баиров.

Получится ли из этого Netflix, покажет время. Но сам факт, что в стране начали снимать подростковые драмы, фольклорную мистику и супергероику в казахстанском исполнении, — уже шаг в новую реальность.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте