Математика решает: как бывший троечник стал педагогом и звездой соцсетей

Евгений Солоницын — один из самых ярких молодых учителей Казахстана, за которым наблюдают полмиллиона подписчиков в соцсетях, а суммарные просмотры его роликов превысили 20 миллионов

Евгений Солоницын
Евгений Солоницын
Фото: © Андрей Лунин

Если бы пятнадцатилетнему Жене Солоницыну кто-то сказал, что однажды он станет учителем математики и будет вести об этом блог, он бы подумал, что ослышался. До девятого класса наш герой учился в гуманитарной школе с твёрдой тройкой по алгебре и был далёк от точных наук. Всё изменилось, когда после восьмого класса он по собственной инициативе перевёлся в 134-й физико-математический лицей в Алматы — школу, где теперь вот уже два года преподаёт сам.

Сейчас Евгению 24 года, и он — один из самых ярких молодых учителей Казахстана, совмещающий работу в государственной школе с ведением образовательного блога. Своими видео о занимательной математике и практическими советами о ее применении в быту Евгений показывает, что математика — это не только формулы и ЕНТ, но и мышление, которое пригодится в повседневной жизни. «Будь то спортзал, путешествие или просто наблюдение за миром — алгебру с ее синусами можно применить везде», — говорит он. Видео молодого учителя смотрят более 500 тысяч подписчиков в TikTok, Instagram, VK и YouTube, а суммарные просмотры его роликов превысили 20 миллионов.

В июне 2025-го Евгений Солоницын вошел в рейтинг Forbes Kazakhstan «30 under 30».

Три шага от ненависти до любви

Любовь с царицей наук у юного Жени случилась уже во время учебы в 134-м лицее. Он вспоминает, что после школы с гуманитарным уклоном поступить в лицей, где главным направлением были физика и математика, было довольно сложно. Он с трудом прошел отбор и буквально запрыгнул в уходящий вагон, оказавшись последним по списку среди зачисленных учеников.

«Учился я, честно говоря, неважно. В девятом классе по математике у меня была тройка, в одиннадцатом — четвёрка. За всё время обучения только один раз получил пятёрку, — смеется Женя. — На тот момент мне легче давалось изучение языков: при переводе в другую школу я неплохо знал английский и французский. В восьмом классе я вдруг понял, что хочу попробовать что-то новое, например математику и физику. Я сам нашёл школу рядом с домом, а родители поддержали это решение», — говорит Евгений.

Начало учебы в лицее тоже было непростым. Но Евгению повезло с учительницей: она была строгая, но объясняла подробно и интересно. Это стало началом «романтических отношений» с наукой. «Благодаря своей учительнице я понял, что математика — это не только про цифры и формулы, но и про удовольствие от процесса. Важно не просто «знать, где это пригодится», а получать кайф от самого решения задач. Именно это меня зацепило», — говорит Женя.

Когда стало особенно тяжело учиться в школе и потребовались дополнительные занятия, родители Солоницына наняли ему репетитора, с которым парень быстро нашел общий язык. «Его подход к преподаванию дал мне, наверное, ещё процентов 20 любви к математике. Он показывал, что учить — это не страшно. И я начал понимать, как много зависит от преподавателя: если он слишком строгий или не умеет заинтересовать, то ученики замыкаются, боятся задавать вопросы. И наоборот — хороший учитель может разбудить интерес к любому предмету», — пояснил он.

А вот уже любовь к преподаванию Жене привила его мама — логопед и педагог, которая на своем примере показала сыну, что эта профессия может быть интересным и важным делом.

Радиотехник на минималках

После школы наш герой пошел учиться на радиотехника, однако вплоть до третьего курса не знал, «кем станет, когда вырастет» и чем в итоге он хочет заниматься.

«В одиннадцатом классе, когда надо было выбрать предмет для ЕНТ, я выбрал физику — просто потому, что все её выбрали. Я пошел учиться на радиотехника, чтобы стать специалистом по телекоммуникациям. Но довольно быстро понял — эта сфера мне не по душе. Не нравился и сам процесс обучения», — вспоминает Женя.

С третьего курса Евгений стал пробовать себя в преподавании по просьбе мамы, которая предложила позаниматься математикой с её учениками. Он согласился, а затем и вовсе набрал свою собственную группу учеников и стал готовить их к поступлению в РФМШ.

«Тогда я понял: вот что мне действительно интересно! На четвёртом курсе это стало уже моей основной работой: в неделю я проводил по 30 индивидуальных занятий. Но тогда большую роль сыграли сами ученики: если бы они были не замотивированы учиться, то возможно, мне бы это быстро наскучило. Но ко мне приходили ребята, которым действительно была интересна математика, и с ними можно было разбирать сложные задачи, разговаривать на более глубоком уровне. И это сильно вдохновляло», — объясняет Евгений.

После окончания вуза Женя твердо решил поступать в магистратуру КазНПУ на педагога. Учился на гранте, который, по окончании учебы, нужно было отработать. Тогда он даже подумывал «откупиться», чтобы не идти работать в школу, а продолжить репетиторство, однако быстро передумал и занялся поиском работы. От предложения поработать в частной NGS (New Generation School) он отказался, так как не устроило ее местоположение, и пошел устраиваться на работу в родной лицей, где, как уточняет собеседник, его приняли «без проблем».

«Родители с самого начала предлагали мне пойти на педагога. Я отмахивался. А сейчас думаю: если бы я тогда сразу пошёл на учителя, возможно, и не стал им — просто потому, что интерес к профессии могли отбить. А вот радиотехника, которую я выбрал тогда, меня не увлекла, и я нашёл себя в преподавании», — говорит он.

Евгений Солоницын на саммите «30 до 30»
Евгений Солоницын на саммите «30 до 30»
Фото: © Андрей Лунин

В 2024/25 учебном году Евгений преподавал в двух классах — девятом и десятом, в неделю он проводил больше 20 уроков. В 2025/26 учебном году в числе учеников будут и одиннадцатиклассники.

«134-й лицей входит в топ-15 математических школ Казахстана, хотя, конечно, недотягивает до уровня РФМШ или НИШ. И мне это подходит. Честно говоря, я не считаю себя математическим гением. Но я хороший учитель: знаю предмет, умею объяснять. В этой школе дети сильные, но более «сбалансированные» и не занимаются только математикой по 8 часов в день, и мне с ними комфортно», — поясняет собеседник.

Математика решает

С марта 2024 года Евгений стал вести блог. Это случилось во многом благодаря отдаче детей и их комплиментам. «Ученики меня подталкивали, говорили: «Вы интересно объясняете, попробуйте снимать видео». Сначала я отнекивался, но всё же решился. «Залил» пару роликов в TikTok и Instagram — и одно из первых видео неожиданно набрало 200 тысяч просмотров и много комментариев. Я понял: это может работать, надо продолжать», — поясняет он.

По словам Жени, большую часть своих роликов он пытается связать с повседневными задачами. Например, когда он идёт с учениками в поход, то просит их посчитать, насколько далеко может увидеть человек, стоя на вершине горы. Затем они вместе с учениками считают, обсуждают и приходят к выводу: до горизонта — примерно 40–50 километров. Он старается показать, что математика — это не только тетради и формулы, она повсюду вокруг нас. Даже в тренажёрном зале, где занимается сам, снимает видео — например, о том, как рассчитать силу нажима на штангу. 

«Сначала я пробовал снимать видео в привычном для всех формате и решать задачи из ЕНТ и разные примеры. Но быстро понял: это интересно только тем, кто готовится к экзаменам. А большинству людей математика кажется чем-то абстрактным и бесполезным. В школе часто говорят: «Это тебе пригодится в жизни». Но как именно — никто не объясняет. Я начал искать другой подход — объяснять, зачем нужна математика. Например, снял видео про синус и рассказал, где он применяется в реальной жизни. Ролик набрал около 4 миллионов просмотров, 140 тысяч лайков, и в комментариях люди писали: «Наконец-то стало понятно, зачем это всё!» Тогда я понял, что людям важен не просто процесс, не просто формулы, а их смысл и практическое применение», — делится «открытием» собеседник.

На сегодняшний день у молодого учителя свыше 500 тысяч подписчиков в соцсетях, а суммарные просмотры его роликов превысили 20 миллионов. Недавно он записал свою песню.

Учитель или брат?

Как правило, у многих слово «педагог» по-прежнему вызывает ассоциации с человеком в возрасте, с указкой в одной руке и мелом в другой. Этот образ, где учитель в строгом костюме следит за дисциплиной и устанавливает дистанцию между собой и учениками, должно быть, остался у многих. Евгению всего 24, он носит яркие носки, рубашки и галстуки, а потому вопрос о том, как выстраиваются отношения с учениками и нет ли в них панибратства, напрашивался сам собой.

Как поясняет Женя, сам он «человек спокойный», а повышение голоса на учеников для дисциплины не входит в его методы. «Постепенно выработалась система: если кто-то начинает шуметь, я просто молча поворачиваюсь к классу, и этого оказывается достаточно — дети сами друг друга успокаивают. Иногда, когда сил совсем нет, говорю честно: «Ребята, я устал. Если будет шум — пишем формативную работу». Это что-то вроде контрольной. Чаще всего это срабатывает, так как если я об этом сказал, то обязательно так и будет», — делится хитростями молодой учитель.

В то же время собеседник отмечает, что в целом он не против шума, но только в том случае, если речь идет об обсуждениях темы или задач.

«Иногда они обсуждают, спорят, объясняют друг другу — это живой процесс, и мне он нравится, — улыбается педагог. — У меня всего два правила: не списывать и решать правильно. Как ты к этому придёшь — неважно, главное, чтобы понял. Думаю, поэтому у нас отношения скорее как между старшим и младшими братьями. Атмосфера тёплая, доверительная. Иногда, конечно, кто-то начинает переходить грань, но я умею это спокойно останавливать. А одеваться действительно люблю ярко, но так, чтобы ученикам было интересно, не превращая это в клоунаду».

Больше всего в своей работе Женя ценит отдачу от своих учеников: интерес в глазах, азарт при решении задач, уточняющие вопросы при объяснении новой темы. Это все дает ему стимул и дальше развиваться в этой сфере. Евгений утверждает, что готов отвечать на вопросы детей хоть круглосуточно, если им это нужно. «Бывало, что я звал их на Zoom в 10 вечера, чтобы повторить пройденные темы перед контрольной. Это было необязательно, но к «уроку», который длился до полуночи, подключилось больше половины класса. Никто мне за это не платил, не просил — просто я сам получаю удовольствие от этого процесса», — заверяет Евгений Солоницын.

О рекламе, доходе и планах

Сейчас Евгений продолжает работать в школе, развивать блог и параллельно ведет онлайн-группы в качестве репетитора.

«Мой основной доход сейчас — это две онлайн-группы шестиклассников по 20 человек в каждой. Есть ребята из Казахстана, России, Украины, Германии, США, Израиля, Таиланда. Мы не просто решаем задачи — мы смотрим на математику, как на способ понять мир. За год я выложил всего три stories с объявлением о наборе — и этого оказалось достаточно. Стоимость занятий — 5000 тенге за час. Это стандартная цена для хорошего репетитора, и я её придерживаюсь», — уточнил Женя.

Он также добавил, что его блог про любовь к математике, а не «витрина для продажи своих и чужих услуг», поэтому никакой агрессивной рекламы там нет и не будет. «У меня открыто ИП, и всё, что я делаю помимо школы — согласовано с директором», — подчеркнул Евгений.

Весной 2025 года Министерство образования пригласило Евгения выступить на Республиканской олимпиаде, а позже вручило грамоту за вклад в развитие школьного образования.

В планах Солоницына — продолжить преподавание, возможно в РФМШ (тем более что предложения уже поступали), и создать сообщество блогеров-учителей. «Ниша почти пустая. Хочется, чтобы учителя разных предметов делились опытом, конкурировали, росли вместе. Это сделает образование сильнее и интереснее», — уверен Евгений.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте