Наталья Синдеева: Люди поняли, что им нечего ждать от государства

Гостем очередного заседания Forbes Club стала основатель и генеральный директор российского телеканала «Дождь» Наталья Синдеева. Встреча по традиции прошла в алматинском клубе Seven вечером в четверг, 18 мая

Наталья Синдеева и Арманжан Байтасов.
Фото: Андрей Лунин
Наталья Синдеева и Арманжан Байтасов.

Модератор встречи, издатель Forbes Kazakhstan Арманжан Байтасов напомнил присутствующим историю трехлетней давности с отключением «Дождя» от кабельных сетей – тогда канал в канун годовщины снятия блокады Ленинграда провел в соцсетях опрос на тему: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы спасти сотни тысяч жизней?». В этой связи модератор поинтересовался у гостьи: зная, что за этим последует, запустили бы канал снова этот опрос?

- Наверное, мы бы по-другому сформулировали вопрос, - призналась Наталья Синдеева. - В чем абсурдность ситуации? Тот вопрос задали не мы - он две недели обсуждался на «Эхо Москвы», да и периодически поднимался в обществе. Потому никто не мог предположить, что вопрос станет триггером. Другое дело, что мы сделали неправильно? Сотрудник подготовил вопрос в соцсетях, и его формулировка была не очень точной, двоякой. И когда редактор соцсетей увидел это, то тут же извинился и поменял вопрос, и он стал корректным.

С тех пор мы поняли, что находимся на острие, к нам повышенное внимание, и мы не имеем права ошибаться даже в таких вещах. Но человеческий фактор никто не отменял.

Наталья Синдеева.
Фото: Андрей Лунин
 

Вы создали уникальную модель телеканала и смогли «раскэшить» свободное масс-медиа. Получается, что в России спрос на такие СМИ высок, и люди готовы платить. Кто ваша аудитория? – спросил Арманжан Байтасов.

- Несмотря на то, что мы оказались уникальными и смогли построить бизнес по подписке, давайте честно рассуждать: что такое для России 70 тыс. подписчиков «Дождя»? – ответила вопросом гостья.

Фото: Андрей Лунин

Но иметь такой уровень влияния и цитируемости, как у вас, дорогого стоит. Может подписчиков у вас и 70 тыс., но влияние как у федерального канала.

- Потому мы каждый день задаем себе вопрос: почему их у нас всего 70 тыс.? Почему мы не можем выскочить за это количество? Да, у нас есть костяк аудитории, который с нами много лет. Но мы видим, как уходит старые подписчики и приходят новые. Для кого мы работаем? Мы работаем для созидательной, думающей, неравнодушной аудитории. У нас фактически не осталось СМИ, которые были бы по-настоящему независимыми. Поэтому мы не имеем права не заниматься журналистикой.

Фото: Андрей Лунин

Отвечая на вопрос Арманжана Байтасова о затратах, Наталья Синдеева отметила: сегодня расходы канала составляют около 400 млн рублей в год.

- Это то, что мы тратим, и приблизительно столько же канал зарабатывает. Если бы получили 100 тыс. подписчиков, это позволило бы нам инвестировать в технику и людей. Если бы было 150 тыс. подписчиков, акционеры смогли бы уже зарабатывать чистую прибыль, - сообщила руководитель «Дождя».

Фото: Андрей Лунин

Далее вопросы к г-же Синдеевой стали поступать из зала. Один из гостей поинтересовался, что сегодня является наибольшей угрозой для канала – политические силы или что-то еще.

- Для меня самый главный риск – это контент на телефоне, - заявила спикер, имея ввиду современные технологии и каналы передачи информации в XXI веке. - Политические риски не зависят ни от чего, а это от меня в том числе зависит – смогу ли я опередить кого-то, что-то придумать, предложить альтернативную дистрибуцию информации. Если я не сплю по ночам, то только из-за этого.

Фото: Андрей Лунин

По словам гостьи, сегодня авторские и блогерские видеопроекты на YouTube и других каналах и соцсетях забирают себе часть аудитории телевидения, поэтому «Дождю» и другим каналам приходится усиленно работать над сохранением своих зрителей. Так, например, одна из новых, н опока нереализованных идей «Дождя» - круглосуточное вещание в Facebook.

Также гостье был задан вопрос о том, как строится редакционная политика «Дождя».

- Для нас основной показатель нашего рейтинга – это покупка подписки или ее продление, - ответила г-жа Синдеева. - Как только мы делаем важный, нужный и интересный материал, это приводит к новым подписчикам, либо к возврату старых. И это - главный показатель.

Что касается политики редакции, на ежедневных летучках журналисты обсуждают повестку дня и планируют. Есть темы, мимо которых «Дождь» не может пройти, потому что больше про них никто не расскажет. Они могут быть не очень рейтинговыми, но мы не можем о них умолчать.

Также есть темы, которые влияют на нашу жизнь. Об этом мы тоже обязаны говорить. Например, о продаже «Башнефти». Мы не бизнес-канал, но мы не можем пройти мимо этой темы, потому что она слишком значима.

Фото: Андрей Лунин

Задала вопрос и обозреватель Forbes.kz Венера Гайфутдинова. Она напомнила, что в 2018 в России состоятся президентские выборы, и поинтересовалась, что бы сделала г-жа Синдеева, если политическая ситуация в стране после выборов резко поменялась.

- На федеральных каналах работают очень талантливые люди, которые мечтают делать то, что делает «Дождь», потому что таковы их творческие амбиции. И если всё будет открыто, я не знаю, как с ними конкурировать, - посетовала Наталья Синдеева. - Мне сказали недавно, что я больше других должна быть заинтересована в том, чтобы ничего в стране не менялось (смеется. – F). Тогда это был бы серьезный вызов моей состоятельности как медиаменеджера.

Фото: Андрей Лунин

Политолог Досым Сатпаев поинтересовался, что происходит с гражданским обществом в России, и каковы в стране политические тренды и прогнозы.

- Я не эксперт, не политолог и даже не журналист, - констатировала гостья. - Потому я могу поделиться только своим дилетантским наблюдением. Мне кажется, гражданское общество трансформируется в волонтерские движения. Люди поняли, что им нечего ждать от государства. Чтобы помочь себе, своим близким, незнакомым, собакам, нужно начать с себя. И за этим приятно наблюдать. Это высокий уровень сознательности.

Наталья Синдеева привела пример с недавней инициативой властей Москвы снести в городе пятиэтажные хрущовки и последовавшей за ней реакцией общества.

- Люди, далекие от политики, вдруг поняли, что политика начинает входить в их жизнь, - уверила гостья. - Люди, которые жили достаточно хорошо и не касались политики, вдруг начинают собираться в какие-то комитеты, встречаться. Вот так рождает гражданское общество.

Фото: Андрей Лунин

P.S. Заседание Forbes Club прошло при поддержке инвестиционной компании Freedom Finance, международной сети отелей Rixos и новой звездной линейки шотландского односолодового бренда The Glenlivet - Founders Reserve.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


заместитель главного редактора сайта Forbes.kz

 

Статистика

6008
просмотров
 
 
Загрузка...