Команда Санжара Тайжана вошла в тройку лучших на турнире Илона Маска

377393

Американский миллиардер провёл Not-A-Boring Competition - конкурс по прокладке тоннелей

Санжар Тайжан
Санжар Тайжан
ФОТО: из личного архива

Forbes.kz уже неоднократно писал о 25-летнем казахстанце Санжаре Тайжане (участник рейтинга «30 моложе 30»), который работает в США в сфере высоких технологий. Напомним, в декабре 2022 года его стартап TaiSan завершил первый контракт на поддержку разработки батарейных отсеков с крупнейшей в мире компанией по производству электрических самолетов Vertical Aerospace.

Весной 2023 года молодой инженер в очередной раз громко заявил о себе. Его команда Warwick Boring стала третьей на турнире Not-A-Boring Competition, который проводят компании Илона Маска The Boring Company и SpaceX.

Напомним, в 2019 году первая команда казахстанца - Warwick Hyperloop - в соревновательном режиме построила транспортную капсулу для проекта Hyperloop и дошла до полуфинала, оказавшись в числе 35 лучших коллективов мира (из 1600!). Уже в 2021 году новая команда Санжара Тайжана - Warwick Boring – вышла в финал турнира Not-A-Boring Competition, для которого он и его коллеги создали прототип бурильной машины для прокладки тоннелей. Тогда казахстанец финишировал только четвертым.

В 2023 году команда Санжара Тайжана улучшила собственный результат, став третьей.

Как рассказал Тайжан в интервью Forbes.kz, в 2023 году соревнования проходили в Остине, Техас (в 2021-м – в Лас-Вегасе, Невада) и в финал отобрали всего пять команд. Смысл конкурса заключался в разработке и постройке собственной бурильной машины, которая прокладывает тоннель длинной 30 метров и диаметром 0,5 метра. Эту дистанцию нужно было преодолеть как можно быстрее.

- В итоге мы успешно прошли 90 из 95 всевозможных технических тестов, что и позволило нам финишировать третьими на турнире. Очень рад за этот результат. Для нас это большое достижение, и я лично шел к этому очень долго, - поделился своей радостью Санжар. – Лучше нас оказались швейцарцы и немцы, у которых бюджет в пять раз больше нашего. Нас это не слишком оправдывает, потому что нам есть куда расти. К слову, в этот раз нас поддержали наши новые инвесторы - The James Dyson Foundation и Siemens. Это большие игроки на технологическом рынке, - отметил казахстанец.

Инженер также рассказал, что в этот раз новая бурильная установка получилась гораздо удачнее предыдущей: она стала меньше весить благодаря использованию более легких материалов. Кроме того, некоторые детали были удалены, и машина по своей конструкции стала немного проще, что немаловажно при создании бурильной установки. Также Warwick Boring использовала новый тип цемента для постройки тоннеля, делающего его гораздо прочнее.

- У нас было меньше времени для создания машины - 4 месяца после получения информации о прохождении в финал (в прошлый раз – около полугода), но нам все же было легче, поскольку мы не строили установку заново, а модифицировали и улучшали предыдущую версию. Сколько мы потратили в этот раз? К сожалению, назвать цифру я вам не могу, - ответил казахстанец.

Напомним, что в 2021 году команде Warwick Boring потребовалось для создания прототипа $250 тыс.

Санжар добавил еще несколько подробностей о прошедших соревнованиях: таможенные службы США задержали бурильную машину на границе на три дня и для полноценной подготовки к турниру у молодых инженеров осталось всего четыре дня.

- Хорошо, что до поездки в США наша команда провела все нужные тесты и собрала всю машину еще в Англии. Иными словами, мы приехали полностью готовыми для демонстрации технологии, - добавил собеседник.

На вопрос о том, что дает победа на турнире Илона Маска, Санжар ответил, что никаких материальных поощрений нет. Есть только моральное удовлетворение:

- За все годы турниров SpaceX и The Boring Company не выделяют финансовые призы финалистам. Более того, они в будущем имеют право использовать наши технологии в своих проектах и привлекать наших инженеров. В общем, мы это делаем для опыта и любви к инженерии, - с улыбкой отвечает Тайжан. И добавляет: - Скажем так, в качестве поощрения нам предоставили возможность посетить базу The Boring Company. Сбылась и моя другая мечта - посетить подземный Hyperloop, построенный SpaceX. Было круто.

Команда Warwick Boring
Команда Warwick Boring

Санжар также уточнил, что его команда стала единственной на турнире текущего года, у которой The Boring Company переманила несколько инженеров по итогам выступлений.  

- Этого не получилось ни у одной из команд, как, кстати, и в прошлый раз, в 2021 году, - сказал Санжар.

Как пояснил собеседник, в его коллективах он единственный казахстанец, хотя за время учебы и работы через его компании прошло около 400 инженеров.

- Так уж вышло. В моей альма-матер - University Of Warwick - учится мало студентов из Казахстана на технических специальностях. Так что приходится отстаивать честь страны в одиночку, - разводит руками Санжар.

Говоря о дальнейших планах, Тайжан отметил, что у него есть очень много новостей по стартапу TaiSan, но разглашать информацию он пока не вправе.

- Скажу одно: сейчас мы разрабатываем передовую батарею для электромобилей. У нас есть четкий план, которого мы придерживаемся, чтобы в будущем делать и другие продукты, - заключил Санжар Тайжан.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить