Знакомьтесь с лидерами будущего. Forbes Kazakhstan представляет рейтинг «30 моложе 30»

   Рейтинги и ренкинги
99669

Среди финалистов этого года – чемпионка мира по фристайлу, главный стратег по гендерной политике ПРООН в Казахстане, создатель первых в мире очков с камерой на 360 градусов и многие другие

 

Методология

Отбор участников осуществлялся редакцией, исходя из официальных заявок кандидатов на сайте Forbes.kz, публикаций в журнале, рекомендаций приглашенных экспертов, информации из собственных источников. В списке представлены следующие категории: Бизнес и предпринимательство; Наука и технологии; Массмедиа, PR и реклама; Образование; Социальная деятельность; Юриспруденция и право; Шоу-бизнес; Спорт; Искусство. Число финалистов в каждой не регламентировалось. Возраст участников указан на момент составления рейтинга.

ФОТО: Андрей Лунин

 ИСКУССТВО 

Паша Кас, 24
Художник

В это трудно поверить, но самого известного стрит-арт-художника Казахстана Пашу Каса страна узнала еще 10 лет назад. Хотя тогда ему было лишь 15, это не помешало аудитории оценить его первые проекты в стиле граффити – «Спасибо» и «У стен есть уши» – как «социальные» и «политически заостренные». Позже в своих интервью алматинский художник объяснит, что решил вспомнить изначальный смысл слова «спасибо» – «Спаси тебя Бог» – и, ставя вместо своего логотипа на стенах «спасибо», желал всем спастись от неизбежных в наше время стресса и страха. Что касается «У стен есть уши», то здесь идея была понятна с самого начала: стены все слышат даже тогда, когда вы думаете, что вокруг никого нет, – правду все равно узнают. Этот проект стал одним из самых тиражных в бэкграунде Паши: он делал его не только в Алматы, но и в Екатеринбурге, Питере, Москве и Ташкенте.

Художник с архитектурным образованием решил заняться стрит-артом в том числе и потому, что это не только рисунок, но и посыл, концепция. Далее появились «Стена правды, или Немножко параллельная реальность» с газетной версткой советского времени, «Стена Цоя» с портретом певца и знаменитой цитатой: «Я не знаю, каков процент сумасшедших на данный час, но если верить глазам и ушам, – больше в несколько раз», «Стена статистики» (или «По статистике, всех все устраивает») и другие работы.

Паша решил не ограничиваться родным городом, и в Павлодаре появилась полурыба-полуптица в противогазе – арт-манифест против вредных выбросов в Иртыш и загрязненного воздуха; в Темиртау – аллюзия на картину Анри Матисса «Танец», где силуэты пляшут вокруг дымящейся трубы. Затем была серия в Санкт-Петербурге: видеопослание «Привет Дэмиену Херсту» в галерее Anna Nova, «Окно в другую реальность» – дверь в Новый год, которую закрасили коммунальщики, но снова очистили жители. «Приятно знать, что в этом городе есть люди, которые сохраняют уличное искусство и не сдаются без боя», – написал Паша на своей странице «Вконтакте».

Наконец, в конце лета 2019 года художник представил свою новую работу в Нью-Йорке, разрисовав пешеходный переход: теперь вместо части полос – силуэты людей, такие же белые, но с красными сердцами. «В мегаполисах люди живут своими заботами. Безразличные к окружающим, они перешагивают друг через друга», – пояснил художник.

Где и когда появится следующая работа Паши – обычно никто не знает. Ведь для него весь мир – огромный холст. Нам повезло, мы увидели первыми новый проект, который художник сделал в Алматы специально для фотосъемки Forbes Kazakhstan.

ФОТО: Андрей Лунин

 БИЗНЕС И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 

Георгий Петриашвили, 23
Алдияр Искаков, 23

Основатели Progress Gaming

В 2017 году Георгий Петриашвили и Алдияр Искаков заняли у родителей $200 на аренду времени в одном компьютерном клубе Алматы. С помощью друзей и знакомых через соцсети пригласили туда любителей видеоигр и провели тренировку по Dota2 на 17 человек. С этого началась история Progress Gaming – первой в Казахстане академии киберспортивных дисциплин. «Мы решили сосредоточиться на обучении, так как видели, что в киберспорте у нас нет инфраструктуры по подготовке профессиональных кадров, хотя люди – самое главное в любом виде спорта», – говорят ребята.

Сегодня Progress Gaming имеет собственную тренировочную базу, всего через академию прошло около 300 человек. Игроки объединяются в команды и принимают участие в турнирах – один состав, к примеру, выиграл гранты на обучение в IT-колледже. При этом в планах у основателей сформировать из воспитанников академии профессиональную команду, которая сможет играть на международном уровне. Это позволит заниматься агентскими услугами и производить трансферы геймеров.

«Например, у футбольного клуба «Кайрат» есть академия, куда приводят детей. Они учатся и спустя какое-то время переходят на следующую ступень, выступая уже за основную команду. Мы тоже идем к градации по возрасту и уровню игры, развивая бренд Progress Gaming. В целом наша миссия – превратить киберспорт из увлечения в профессию», – говорят сооснователи. Кроме того, по их мнению, киберспорт может служить социальным лифтом. Детям из детдомов и приемных семей – помочь адаптироваться в обществе, людям с ограниченными возможностями – открыть дорогу в мир профессионального спорта.

Георгий и Алдияр оказывают консалтинговые услуги компаниям, чьи продукты связаны с индустрией игр. Так, совместно с Jýsan Bank готовят специальную карту для геймеров (с возможностью нанести на нее никнейм, бонусами при покупках внутри игр и другими специальными предложениями).

ФОТО: Андрей Лунин

 СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

Акмарал Сман, 24
Главный стратег по гендерной политике ПРООН в Казахстане

Уроженка Шымкента Акмарал Сман стояла у истоков создания организации «Модель ООН» в Казахстане и в странах Шелкового пути (сеть развития дипломатических навыков, объединяющая школьников и студентов через воспроизведение работы органов ООН). «В старших классах в молодежный центр, где я изучала английский, пришел новый преподаватель, который хотел, чтобы мы осваивали язык не только через песни и фильмы, но и посредством дебатов, с тем чтобы, возможно, создать «Модель ООН». На первую встречу пришла только я, но постепенно количество участников увеличивалось. После школы они разъехались по разным городам, и проект приобрел новые масштабы. Сегодня он ежегодно собирает около 500 человек из разных стран», – рассказывает Акмарал.

Однако сама девушка вынуждена была по семейным обстоятельствам остаться в Шымкенте. Она училась в университете «Мирас» по специальности «радиотехника и электроника» и продолжила заниматься общественной деятельностью. Была волонтером организации Y-PEER и работала над разными проектами в структуре ООН, в том числе в Фонде ООН в области народонаселения и в «ООН-Женщины».

В 2016 году Акмарал выиграла престижную стипендию Chevening от МИДа Великобритании и поступила в Queen Mary University в Лондоне на госуправление. «Однажды я получила приглашение бесплатно пройти школу социального предпринимательства от фонда Ernst & Young. До сих пор не знаю, почему меня выбрали», – признается собеседница.

В рамках программы ее команда придумала стартап Tutaki – платформу, где люди разных национальностей знакомятся друг с другом, делясь приготовленной едой, и если находят общий язык, то встречаются за ужином в настоящем ресторане. «Так мы хотели бороться с синдромом одиночества, свойственным большим городам. Наш проект назвали самым необычным и реалистичным для имплементации в Лондоне и предложили пройти акселерацию в бизнес-школе. Но мне по условиям стипендии нужно было вернуться в Казахстан», – говорит Акмарал.

Сегодня она – главный стратег по гендерной политике ПРООН в Казахстане. Ее работа – следить, чтобы все проекты организации были гендерно чувствительными и учитывали интересы женщин. Акмарал самостоятельно разработала стратегию программы ПРООН и ЕС по обучению женщин из Афганистана в Казахстане и Узбекистане с бюджетом 2 млн евро.

ФОТО: Андрей Лунин

 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ И ПРАВО 

Айгерим Берекешева, 29
Основатель ILF Adilet & Alem

Айгерим Берекешевой 29 лет, и с 2012 года она руководит собственной международной юридической фирмой ILF Adilet & Alem. «После магистратуры Колумбийского университета я прошла стажировку в офисе Ernst & Young в Нью-Йорке. Вернувшись в Казахстан, устроилась в Rosenblatt & Company. Прошло совсем немного времени, и партнеры сказали мне, что видят меня в роли не просто юриста, а руководителя, который работает с клиентами. Но в тот момент по семейным обстоятельствам мне пришлось оставить работу, – рассказывает Айгерим. – Позже моя знакомая подала идею открыть собственную фирму. Начали, просто отправляя коммерческие предложения будущим клиентам».

Одними из первых крупных клиентов ILF Adilet & Alem стали металлургическая компания «Арселор Миттал» и строительная группа «Промстройконтракт», за ними благодаря хорошим отзывам последовали другие. На сегодня среди клиентов такие компании, как «Казпочта», OTIS, Viled Group, PetroChina, Prada Group Kazakhstan, Americana group (KFC, Pizza Hut, Hardee’s, T.G.I. Friday's, Costa Coffee, Baskin Robbins, Krispy Kreme) и другие. Офисы Adilet & Alem расположены в Алматы и Нур-Султане, а представительства в виде партнеров есть в Канаде, Сингапуре, Милане, Лондоне.

«Мы занимаемся не только единовременным представительством интересов, но и имеем долгосрочные партнерства, например, с OTIS. Ведем все юридические вопросы компании на территории Казахстана, притом что ее также обслуживают KPMG и Deloitte», – говорит Айгерим.

ILF Adilet & Alem – единственная юридическая фирма, подписавшая меморандум с НАО «Международный центр зеленых технологий и инвестиционных проектов», согласно которому официально сопровождает все проекты с иностранными инвесторами в Казахстане.

Что касается планов, то ближайшая цель – открыть полноценный офис в Нью-Йорке до конца этого года. «Мы считаем, что в США нужна казахстанская фирма. Когда к нам приезжают иностранцы, мы подробно расписываем им все возможные привилегии, которые они получат, если откроют у нас компанию или станут инвестором. Мы хотим таким же образом помогать нашим гражданам в Америке, так как знаем, что многие из них сейчас обращаются к местным юристам», – поясняет собеседница.
Айгерим является членом Коллегии адвокатов Нью-Йорка и соучредителем Ассоциации юридических лиц COCAD (Consortium of Central Asia Development). Основанная в 2017 году по инициативе топовых банков Европы организация занимается финансированием в казахстанские проекты.

ФОТО: Natasha Ferreira

 НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ 

Едыге Тлегенов, 29
Ученый-исследователь, University of Cambridge

Едыге Тлегенов окончил бакалавриат Евразийского национального университета и поступил на магистратуру в Индию. Там, в Anna University, молодой инженер в рамках дипломной работы создал электромобиль, улучшающий эффективность управления и позволяющий экономить электроэнергию. Изобретение получило высшую награду Международной конференции машиностроения и промышленной инженерии.

В 2013–2014 годах Едыге работал исследователем в лаборатории робототехнических и интеллектуальных систем при Назарбаев Университете, где вместе с коллегами создал роботизированную руку себестоимостью в 10 раз дешевле мировых аналогов. Все материалы команда выложила в открытый доступ, и сегодня на их основе любой желающий может сделать такой же прототип и пустить разработку «в массы».

Следующие четыре года парень провел в докторантуре National University of Singapore, куда (как и в Индию) поступил на грант. В 2018 году он возглавил научное исследование по разработке инновационного 3D-принтера в Биомедицинском институте глобальных исследований и технологий здравоохранения при своем университете. «Меня привлекли для того, чтобы я создал принтер для печати искусственной кожи. Сделать это удалось, и полученная кожа в тысячу раз быстрее улавливает прикосновения благодаря усовершенствованной нервной системе», – рассказывает ученый.

С начала 2019 года доктора Тлегенова пригласили в Великобританию руководить программой University of Cambridge по внедрению искусственного интеллекта и «Индустрии 4.0» в производство. «Наша задача – усовершенствовать традиционное производство с помощью современных технологий, – объясняет он. – Большинство станков производства не менялись уже несколько десятков лет. Мы хотим интегрировать технологии в индустриальный процесс, чтобы станки и сами заводы были подключены друг к другу и с помощью ИИ самосовершенствовались, основываясь на взаимном опыте. Мы уже внедрили начальные разработки на нескольких десятках предприятий, но цель – преобразовать полмиллиона заводов».

Кроме того, Едыге консультирует крупные компании (в том числе из списка Fortune 500) в вопросах повышения операционной эффективности производства с помощью цифровизации и автоматизации.

ФОТО: Андрей Лунин

 ОБРАЗОВАНИЕ 

Фарангиза Шукашева, 24
Сооснователь Neupusti.net

Neupusti.net как платформа для поиска возможностей в области образования, карьеры, творчества и предпринимательства была официально открыта в феврале 2016 года. Сооснователями проекта являются Ардак Бердибеков, Фарангиза Шукашева и Айжан Кул-Мухаммед.

Ардак пригласил Фарангизу, когда Neupusti.net существовал еще в виде несистематизированных групп в социальных сетях. «В 2015 году я приняла участие в Калифорнийском конкурсе стартапов, воспользовавшись информацией Neupusti в «Вконтакте». Поблагодарила за это Ардака, мы стали общаться, и в результате он предложил мне переехать в Алматы из Костаная, чтобы вместе разрабатывать платформу», – вспоминает Фарангиза.

Девушка стала работать над контентом – наполнять сайт информацией о возможностях в четырех сферах: образование (гранты, стипендии, курсы повышения квалификация), карьера (вакансии по всему миру, стажировки, волонтерство), творчество (конкурсы художников, писателей, фотографов), предпринимательство (конкурсы стартапов, бизнес- идей). «Мы стали предлагать университетам размещать на нашей платформе рекламу, запустили премиум-подписку, которая стоит 5500 тенге в год. Подписчики получают персонифицированную информацию, а также данные, которые мы добываем из закрытых источников. Платные сведения составляют примерно 30% от всего нашего контента, а 70% любой желающий может получать бесплатно», – объясняет Фарангиза.

Если при запуске платформы ее посещали лишь пара тысяч человек, то сейчас количество уникальных посетителей из стран Центральной Азии, России и Украины достигает 90 000 в месяц. «Каждый может найти нужную для себя стажировку или грант. Мы помогаем экономить время и даем только ту информацию, которая нужна конкретному соискателю, в удобном формате с указанием дедлайнов, что важно при подаче заявлений», – отмечает собеседница.

Neupusti.net также реализует проекты в HR-сфере, к примеру разрабатывает курсы, которые помогают работодателям подобрать и обучить персонал.

С июля 2019 года Ардак перешел в другой проект, и теперь Фарангиза развивает Neupusti.net самостоятельно.

ФОТО: Андрей Лунин

 БИЗНЕС И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 

Улугбек Шарипов, 26
Нурсултан Магзумов, 28

основатели Shoqan by Shoqan Ualikhanov и Tumar

Нурсултан Магзумов и Улугбек Шарипов честно признаются: они начали свой бизнес с долгом в 18 млн тенге. В 2017 году Улугбек предложил на продажу родственнику первую партию мужских часов (1000 наименований). Тот взял только часть, и начинающие предприниматели обратились к известному продюсеру Эрику Тастембекову с предложением даже не о сотрудничестве – о настоящем партнерстве. Тот согласился с условием: они должны быть эксклюзивными представителями. Улугбеку пришлось выкупать часы у родственника обратно, но уже по другой цене. Так образовался долг и так в конце января 2017-го была основана часовая марка мужских часов Tumar. Старт, несмотря на обстоятельства, оказался успешным. «Мы открылись в удачное время – накануне 23 февраля, и первая партия просто разлетелась», – объясняет Нурсултан.

Следующим шагом молодых предпринимателей стало открытие нового направления – пошива классических мужских костюмов. Нурсултан и Улугбек решили доказать: за стильной элегантной одеждой не обязательно ехать в Италию – можно заказать ее здесь, причем это будет индивидуальный пошив, а не массовый. Клиент записывается на примерку, приходит в бутик-ателье Shoqan (так ребята назвали свой бренд), определяется по стилю, ткани и фурнитуре – и в течение пары дней получает готовый костюм.

Идея быстро понравилась, и уже в первый год работы компания открыла 10 бутиков, причем не только в Казахстане, но и в России. Сегодня марка Shoqan – это 500 костюмов в месяц, два швейных производства (оба в Казахстане), 11 городов охвата. В ближайших планах – выход в Бишкек, Ташкент, Минск, Киев, а дальше – продвижение в Европе и Азии.

Слишком смело? Нурсултан и Улугбек считают, что нет и что Казахстану вполне по силам стать законодателем мод и стиля. Целевая аудитория Shoqan – это амбициозные люди, которые знают себе цену и хотят выглядеть стильно на фоне конкурентов. «А такие люди есть везде», – рассуждают партнеры.

ФОТО: Андрей Лунин

 МАССМЕДИА, PR И РЕКЛАМА 

Айсултан Сеитов, 22
Клипмейкер, режиссер

Айсултан Сеитов родился в Алматы, а детство и школьные годы провел в Астане. Режиссурой увлекся в средних классах – снимал ролики с друзьями и учился монтажу у преподавателя. После школы поступил в Нью-Йоркскую киноакадемию, но спустя год приостановил учебу, решив полностью окунуться в работу. Первым его крупным проектом летом 2016 года стало видеоприглашение певицы Тати и рэпера Скриптонита (со звездным соотечественником Айсултан познакомился в один из визитов в Москву) на фестиваль лейбла Gazgolder. Дальше последовали съемки клипов для песен группы Джая Миядзаки (Кыргызстан) «По ветру» и Галымжана Молданазара «Жаным сол». Затем впечатляющее портфолио молодого талантливого режиссера пополнилось сотрудничеством с российскими музыкантами Бастой, Иваном Дорном и Noize MC.

«В сфере клипмейкинга, по крайней мере в СНГ, я достиг всего, чего хотел, – работал с огромным количеством артистов, реализовывал собственные идеи с хорошим бюджетом. Для меня жирной точкой стал клип Jah Khalib «Медина», – говорил Айсултан осенью 2018-го. Заказы от популярных артистов стран СНГ он стал перенаправлять в созданный по его инициативе в Алматы продакшн-центр Qara. Таким образом, у способных начинающих режиссеров из Казахстана появился шанс проявить себя, а у ­Айсултана освободилось время для поиска возможностей на западных рынках.

В начале 2019 года он снял сразу два клипа для американской аудитории – на треки Red Room от Offset (одного из участников группы Migos) и a lot от хип-хоп-исполнителей 21 Savage и J. Cole. Следом подписал контракт о международном представительстве с известным продакшн-агентством Partizan, основанным режиссером Мишелем Гондри («Вечное сияние чистого разума»).

Дебютный фильм Сеитова – короткометражный «Шакал» – в 2016 году получил приз за лучшую режиссуру на американском Hollywood Boulevard Film Festival, в его планах снять полнометражную картину. «Сейчас я пишу истории, которые ближе по духу нашему зрителю и вряд ли станут успешными у американцев, потому что мне не близок их менталитет. Хотел бы снимать в Алматы, Киеве. Эти города мне кажутся очень кинематографичными», – рассуждает режиссер.

ФОТО: Андрей Лунин

 БИЗНЕС И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 

Данияр Шайкемелов, 27
Рафаель Тлепов, 25

Основатели BRO eyewear и JOPS

Данияр Шайкемелов и Рафаель Тлепов официально открыли компанию по производству и реализации очков BRO eyewear в 2016 году. До этого друзья занимались продажей автокресел и цветов. «Весной 2015-го, когда еще жили в Костанае, решили попробовать торговать очками. Заполнили страничку в инстаграме фотографиями люксовых моделей. Люди стали спрашивать, есть ли они в наличии. У нас их не было, но, увидев спрос, мы поехали в Россию закупаться», – рассказывает Рафаель. Ребята привезли товар, оплатили стойку, потратив на это все сбережения – 120 тыс. тенге. Через месяц партнеры переехали в Астану, где спрос выше. В сентябре 2016-го открыли первый магазин, где продавали солнцезащитные очки и оправы. Тогда же ребята придумали название для своего бренда – BRO eyewear. «Мы обращаемся друг к другу «бро», нам нравится это слово. Правда, оно никак не связано с оптикой, поэтому придумали расшифровку – Best room optic», – объясняет Рафаель.

В 2018 году ребята стали самостоятельно придумывать модный дизайн и производить очки под брендом BRO eyewear на заводе в Китае. Они стали быстро набирать популярность у казахстанцев. Сейчас у компании семь фирменных магазинов в Нур-Султане, Алматы и Костане. Кроме того, партнеры создали еще один бренд – JOPS (Just one price shop). В пяти магазинах этого бренда продаются бюджетные оправы.

«В 2015 году оборот BRO eyewear составлял 2,1 млн тенге, в 2016-м – 20 млн, в 2017-м – 140 млн, в 2018-м – 240 млн. В 2019 году планируем выйти на оборот 335 млн тенге и начать продавать франшизу на Украине и в России. Наша цель на ближайшие пять лет – открыть 500 магазинов по всему миру», – говорит о планах Данияр.

ФОТО: Евгения Пастерская

 НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ 

Искандер Рахманбердиев, 28
Сооснователь ORBI

В 2018 году в отечественных СМИ появились новости об инновационном продукте, созданном казахстанским стартапом ORBI и привлекшем инвестиции от бизнесменов Кенеса Ракишева (№7 рейтинга богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan) и Бахаридина Аблазимова (№45 соответственно). ORBI Prime – первые в мире очки для видеосъемки в формате 360 градусов. Основали компанию Адиль Суранчин, Александр Морено и Искандер Рахманбердиев.

Искандер, сегодня являющийся СЕО ORBI, в свое время стажировался в лаборатории ядерной физики при MIT и учился в Berkley. Его первым проектом был программируемый конструктор для детей INDYBO, над которым он работал в Шэньчжэне и Лондоне (где прошел отбор в бизнес-акселератор Techstars). Но в 2015-м, когда был готов рабочий прототип, Искандер решил не выводить продукт на рынок. Это решение он объясняет тем, что, по прогнозам, ожидался низкий коэффициент возврата инвестиций.

«Я начал искать другие идеи, уговорил присоединиться ко мне, оставив другой проект, Адиля (с ним познакомился на одном из стартап-конкурсов). А ему как раз бывший коллега сказал, что для видеоконференций было бы хорошо иметь камеру на 360 градусов, – рассказывает Искандер. – Я сначала подумал, что идея глупая, ведь таких камер полно, пока меня не осенило, что дополнительная ценность будет в носимой камере. Мы ухватились за это и в итоге решили сделать очки».

Проект в 2016-м анонсировали на краудфандинговой платформе Indiegogo. Правда, заказчикам пришлось подождать – первая партия очков (около 2000 штук) была доставлена им в этом сентябре. «Один клиент написал, что хочет вернуть деньги, но через неделю, получив очки, оставил на сайте восторженный отзыв», – говорит Искандер.

Сегодня компания, базирующаяся в Кремниевой долине, ориентируется на аудиторию (более 50% заказчиков – из США), ведущую активный образ жизни, – бегунов, велосипедистов, серфингистов. Они, поясняет собеседник, раньше не могли запечатлеть свой опыт на видео, так как существующие камеры надо было держать в руках или крепить на лоб, как GoPro. Следующими продуктами ORBI станут водонепроницаемая версия очков и автоматизированный редактор записанных на камеру видео.

ФОТО: TNT

 ШОУ-БИЗНЕС 

Нурлан Сабуров, 27
Стендап-комик

В стендап Нурлана Сабурова, по его словам, привела возможность высказаться. Впервые попробовал себя в этом жанре уроженец Степногорска в 2012 году на одном из студенческих мероприятий (учился в Екатеринбурге по специальности «организация работы с молодежью»). В 2013-м стал выступать на вечеринках, которые организовывал с друзьями в местных барах. С ростом аудитории у ребят появилась возможность арендовать крупные площадки, и на большой отчетный концерт они пригласили известного российского комика Дмитрия Романова. Тот после шоу предложил Нурлану отправить запись своего выступления в Москву на программу Stand Up на ТНТ. Получив приглашение от продюсеров, юноша несколько раз появился на экранах в качестве гостя, а вскоре стал постоянным резидентом программы.

Сегодня Нурлана называют одним из самых популярных комиков Stand Up. Впрочем, его карьера уже давно вышла за рамки только этой программы. Так, он регулярно гастролирует с сольными концертами по странам СНГ, является наставником начинающих стендаперов на шоу «Открытый микрофон», ведет один из самых популярных русскоязычных подкастов Kuji Podcast. В 2017 году Нурлан дебютировал в кино, снявшись в казахстанской комедии «Брат или брак».

Но в его планах все же развиваться в направлении живых выступлений. «В жанре стендапа, в отличие от того же КВН, где есть цензура, больше свободы. У нас нет запрещенных тем, – говорит Нурлан. – Я бы хотел выступать на Западе, что вполне реально, ведь в мире много русскоязычных людей. Конечно, самая большая перспектива для комика – выступать на английском. Мне очень близок американский юмор, но пока я не пробовал». Среди его любимых комиков – Дейв Шаппелл и Луи Си Кей, известные, как и Нурлан, жестким стилем юмора.

ФОТО: Андрей Лунин

 СПОРТ 

Динара Садуакасова, 22
Шахматистка, основатель Академии шахмат, посол доброй воли ЮНИСЕФ

Динара Садуакасова входит в топ-20 сильнейших шахматисток мира. В 2019 году она завоевала первые места на женских турнирах в Исландии, Чехии и Латвии, а в июне стала чемпионкой Азии – впервые в истории отечественных шахмат. На счету казахстанки победы на различных крупных международных соревнованиях, титулы чемпионки Центральной Азии и победительницы Азиатских игр в помещениях. Несколько раз она признавалась лучшей спортсменкой Казахстана по различным версиям. В 2012 году ей было присвоено звание международного гроссмейстера среди женщин, а в 2017-м – международного мастера среди мужчин. В том же году шахматистка стала послом доброй воли ЮНИСЕФ в Казахстане.

С шахматами Динара познакомилась в пятилетнем возрасте, а профессионально стала заниматься ими с 10 лет. Она – чемпионка мира среди девушек в возрастных категориях до 14, 17, 18 и 20 лет. Также казахстанка становилась вице-чемпионкой планеты в категориях до 12 и 15 лет.

В 2014 году Динара издала книгу «Первые шаги в шахматах», основанную на собственных партиях. В 2018-м на казахском и русском языках вышла еще одна ее книга – «Учимся играть в шахматы». В 2016 году в Нур-Султане была открыта Академия шахмат Динары Садуакасовой, а в 2019-м еще одна – в Атырау. Как рассказывает девушка, после сеанса одновременной игры, проведенного в этом городе, она увидела талантливых детей и посчитала, что им нужны поддержка и знания. Кроме того, сейчас Динара запускает совместный с Жилстройсбербанком проект «Шахматы для всех». «Основная цель проекта – сделать шахматы доступными, дать возможность обучаться игре всем, в первую очередь детям и взрослым, живущим в отдаленных районах или имеющим особые потребности. Это будет онлайн-платформа, где все желающие смогут постигать азы шахмат», – объясняет спортсменка.

ФОТО: Данил Потапов

 БИЗНЕС И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 

Ерлан Есимсеитов, 29
Сооснователь Naimi.kz

Naimi.kz – онлайн-платформа для поиска профессионалов в сфере бытовых услуг. В феврале этого года в проект, оцениваемый в $5 млн, через свое подразделение BeInTech инвестировал холдинг BI Group. Основали компанию в 2015 году друзья Улан Кайрбеков, Магжан Мадиев, Даурен Рахимжанов и Ерлан Есимсеитов (директор по развитию бизнеса).

«После учебы в Шанхае я совсем немного поработал в Алматы и почти сразу переехал в столицу, когда Магжан предложил мне начать что-нибудь свое. Вместе пошли на курсы предпринимательства, после которых я основал клининговую компанию, а Магжан – маркетинговое агентство. Больше года мы хорошо зарабатывали, уговорили уволиться и присоединиться к нам Даурена и Улана (он пошел ко мне в клининг). Как-то Улан спросил, в чем основная проблема в моем бизнесе. Я ответил – текучка кадров. Мы подумали, что удобно было бы всех специалистов искать на одной платформе», – вспоминает Ерлан.

Но никто не знал, сколько потребуется денег на такой проект. Решили, что хватит $1 млн, и выложили в Youtube видео, в котором рассказали о задумке и пообещали, что если не привлекут деньги за три месяца, то… разыграют среди подписчиков автомобиль Lexus ES350 Магжана. Ролик набрал много просмотров, и уже через месяц у проекта появился первый инвестор – Ordabasy Ventures.

Сегодня приложение Naimi.kz установили свыше 180 тыс. раз, более 60 тыс. зарегистрированных специалистов ежедневно зарабатывают через площадку 3 млн тенге, а в совокупности за все время – более 1 млрд.

«Но, если честно, нас до сих пор почти не знают за пределами Нур-Султана. Нужны деньги на маркетинг, до сих пор помогало в основном сарафанное радио. Мы прошли так называемую долину смерти для стартапов, доказали, что бизнес-модель работает, и теперь необходим инвестор, готовый вложить крупную сумму в развитие проекта. Главная задача – по-настоящему выйти на Алматы», – говорит Ерлан.

В 2018 году команда Naimi.kz также выиграла конкурс от BI Group на создание уберизированной платформы по ремонту квартир. Новая, совместная с холдингом компания называется Homefix.kz и уже начала работу.

ФОТО: Данил Потапов

 ШОУ-БИЗНЕС 

Азат Абыкен, 27
Теле-, радиоведущий, шоумен, продюсер

Азата Абыкена называют «вечным двигателем» и «самым энергичным шоуменом» Казахстана, а коллеги шутят, что его микрофон не разряжается даже во время самых долгих мероприятий, потому что Азат «заряжает» его своей энергетикой. Самое интересное – это то, что 27-летний парень работает в сфере шоу-бизнеса уже 10 лет, то есть еще со школы. «Уже тогда мы учились заниматься творчеством и зарабатывать на этом», – рассказывает Азат. Потом была учеба в Казахском государственном юридическом университете, которую он также совмещал с десятком разных занятий, от игры в КВН до руководства студенческими телевидением и радио. Стоит ли удивляться, что после окончания вуза молодой юрист отправился не в суд и не в адвокатскую контору, а на телевидение и концертные площадки?

Сегодня в его багаже (не только как ведущего, но и как бизнесмена, режиссера и продюсера) телевизионные проекты «Наши люди» (travel show), новости в стиле рэп Rap News, развлекательные программы «Бунтари» и «Верните хит», радиопрограммы «Зеленый чемодан» и Big Love Message, множество фестивалей – от Hip-Hop Fest и Open Air Astana до Eurasian Music Awards и Фестиваля бое­вых искусств. Главный проект 2019 года – фестиваль современной музыки и танца You fest в столице Казахстана с аудиторией в 120 000 человек, известными исполнителями (Ninety one, Moldanazar, Darkhan Juzz и другими) и экологической составляющей. Дело в том, что в то время как обычно «народные тусовки» оставляют после себя горы мусора, You fest, наоборот, навел чистоту: на площадке фестиваля были установлены мусорные баки с… баскетбольными кольцами: так организаторы в игровой форме призывали собравшихся к соблюдению чистоты и порядка.

Что касается дальнейших планов Азата, то он честно признается, что не может заниматься чем-то одним, поэтому и дальше будет двигаться в разных направлениях и сферах. «Я не выбираю что-то одно. Я выбираю жить», – заявляет собеседник.

ФОТО: Андрей Лунин

 ОБРАЗОВАНИЕ 

Айгерим Жусупова, 29
Сооснователь SAPSAN

Развивать интеллект детей для успешного будущего – это суть методики, идею которой придумала выпускница МГУ Айгерим Жусупова. В 2016 году она проанализировала рынок и поняла, что в Казахстане представлено множество соответствующих образовательных методик, но у них нет комплексного подхода. Это и послужило отправной точкой для исследований в этом направлении.

«Для успешной учебы по всем предметам детям необходимо развивать концентрацию внимания, логику, речь, память – словом, soft skills, которым в школьной системе не уделяют должного внимания, – говорит Айгерим. – В том же 2016 году была открыта компания, собрана команда экспертов по детскому обучению и развитию, разработана методика развития интеллекта для детей от 8 до 17 лет. Апробация показала, что у ребят улучшаются когнитивные навыки – они начинают быстрее читать, решать логические задачи, больше и лучше запоминать. Свою разработку мы подтвердили международными сертифицированными тестами на IQ, концентрацию внимания, оценку объема памяти. Наша методика запатентована, у нас есть свидетельство о том, что мы обладаем уникальным продуктом».

Создание методики, которая получила название SAPSAN, было лишь первым шагом. Айгерим и ее команда понимали, что продукт должен «поселиться» в образовательных центрах. Перед ними встал выбор: создать сеть собственных центров, что потребовало бы больших временных и финансовых затрат, или продавать франшизу. «Мы выбрали франчайзинг как более современный способ ведения бизнеса и продаем упакованный «под ключ» бизнес, для которого прописаны все процессы – от выбора локации, скрипта администратора, подсчета среднего чека до методик ведения уроков, оценки результатов, управления центрами как финансово-хозяйственными структурами», – поясняет собеседница.

Франшиза SAPSAN стала продаваться с 2017 года, на сегодня продано почти 50 лицензий в Казахстане, Кыргызстане и России. Минимальная сумма, которую вкладывает франчайзи, – $10 тыс. На точку безубыточности центр выходит через два-три месяца.
«За три года работы мы стали лидерами на рынке Казахстана в области развития интеллекта детей», – заявляет Айгерим.

ФОТО: Андрей Лунин

 МАССМЕДИА, PR И РЕКЛАМА 

Адилет Турсынбек, 25
Алишер Кайдаров, 24

основатели HOLA News

Изначально HOLA News было рабочим названием новостного портала, который в апреле 2018-го запустили друзья Алишер Кайдаров и Адилет Турсынбек. «Вообще, Hola – это название приложения по поиску и бронированию ресторанов, которым я занимаюсь до сих пор. Офис Hola был в одном здании с редакций новостного портала ZTB («За тебя, Баке»), где работал Адилет. Там мы и познакомились», – вспоминает Алишер.

Однажды ему рассказали о «новостях будущего» в Snapchat, которые делаются в формате сторис и легко воспринимаются. «Я поделился услышанным с Адилетом, и мы загорелись идеей создать медиа, которое бы преподносило новости на языке молодежи», – говорит Алишер.

С ноября 2017-го ребята начали готовить проект HOLA News (хотели позже изменить название, проект под этим именем оказался удачным, поэтому решили его не менять). «Сайт и мобильное приложение для HOLA News бесплатно делали наши друзья. В США мы обналичили биткойны, так у нас появился стартовый капитал в $40 тыс. Этих денег хватило на первые четыре месяца функционирования редакции. Потом нам стали помогать друзья и родственники, за что мы им очень благодарны», – рассказывает Алишер.

Сейчас HOLA News окупает себя на 70%, к концу 2019-го проект должен вый­ти на полную самоокупаемость. «Люди от 17 до 35 лет составляют 70% нашей аудитории. Основной канал распространения информации – это Instagram, он дает 12 млн показов в месяц. На сайт ежемесячно заходит более 1 млн уникальных посетителей», – говорит Адилет.

Партнеры считают, что успех их проекта связан с тем, что они смогли привлечь молодежь к серьезным новостям. В планах – развивать страницы HOLA News в разных социальных сетях, делать контент для Youtube, выходить за рамки медиа за счет «прокачки» уже существующего приложения по поиску ресторанов Hola, открытия туристического онлайн-­агентства Fly Hola и создания других сопутствующих проектов.

ФОТО: Андрей Лунин

 НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ 

Темирлан Айгожин, 29
Основатель Champloo

Создать на глобальном рынке музыкального оборудования казахстанский бренд, по качеству не уступающий Sony, Sennheiser и Marshall, – над такой целью работает команда Champloo во главе с инженером из Алматы Темирланом Айгожиным. Первый продукт компании – единственная на сегодня в мире портативная гибридная аудиосистема с ламповым предусилителем. Эта разработка уникальна в своем роде и имеет много технических особенностей, которые наверняка впечатлят любого аудиоинженера. Но для любителя музыки изобретение Темирлана значит, что наконец можно получить качественное, максимально близкое к живому звучание от компактного современного девайса по адекватной цене.

«В отличие от большинства производителей мы не стали уделять много внимания частотам, где, в принципе, не играется музыка, а сосредоточились на звуке, который слышит человек. Не стали углубляться в Hi-End по части материала проводов, делать их, как другие, из серебра и золота, – объясняет собеседник приемлемую стоимость. – Ну и, если честно, наш R&D-департамент состоит из меня и еще двух человек, которые в начале работы даже не получали зарплаты». Цена аудиосистемы Champloo – около $1000, что в 5–6 раз дешевле близких по звуку аналогов.

Первым вложился в Champloo известный певец Рахат Турлыханов, сегодня чаще выступающий в роли инвесторов в стартапы. Поверив в идею, он взял на себя все административные вопросы и летом 2018-го дал проекту воплощение. Далее начался процесс совершенствования изобретения – Темирлан по несколько месяцев жил в Китае (на местном заводе производится Champloo), вместе с командой думал, какими функциями и деталями можно дополнить аудиосистему. Так, для американского рынка решили встроить в нее виртуального помощника Alexa, под нужды казахстанского пользователя добавили пульт управления. Приветствие записали на казахском языке для всех стран – при включении голос из колонки говорит «Champloo қосылды».

Первая партия (500 штук), по словам Темирлана, совсем скоро поступит в магазины электроники Казахстана. «Это наш первый флагманский продукт. Дальше будем расширять линейку новыми устройствами. Уже сейчас работаем над наушниками и колонкой меньшего размера», – говорит изобретатель.

ФОТО: Андрей Лунин

 БИЗНЕС И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 

Аяла Конакбаева, 28
Основатель SKBoxing

Во время учебы в Университете Мэриленда (США) Аяла Конакбаева стала посещать небольшой боксерский зал по соседству с домом. Основной целью занятий на тот момент было похудеть, но девушка заметила, что впервые настолько сильно увлеклась спортом, хотя в свое время играла и в волейбол, и в баскетбол, и в настольный теннис. «Наверное, гены все же дали о себе знать», – улыбается она (Аяла – дочь известного боксера, серебряного призера Олимпиады-1980 Серика Конакбаева).

Вернувшись в Алматы, девушка продолжила занятия, но уже в World Class. Тогда-то и поняла, что на местном рынке нет боксерского клуба, рассчитанного на средний класс, – людям приходится покупать абонемент в дорогие сети фитнес-центров или ходить в маленькие залы, где условия гораздо хуже. Аяла арендовала офисное помещение, вложила $150 тыс. в ремонт и в октябре 2015 года открыла первый зал SKBoxing (название – инициалы отца, для которого, по утверждению собеседницы, весь проект до последнего момента был сюрпризом).

Уже через три месяца бизнес стал самоокупаемым. Через год открылся второй зал. Сегодня в сеть SKBoxing входят четыре клуба, один из которых, расположенный в «Алматы Арене», является социальным проектом. Его посещают в основном члены семей, получивших жилье по госпрограммам в районе комплекса. Цены в этом филиале значительно ниже стандартных по сети. Оборот компании в 2018 году составил 108 млн тенге, количество клиентов сейчас превышает тысячу человек. Основная аудитория – люди в возрасте от 24 до 35 лет. Помимо взрослых любителей, в SKBoxing занимаются и дети, желающие в будущем стать профессиональными спортсменами. Бизнес обеспечивает рабочими местами более 50 человек.

«Следующий этап для нас – продажи франшизы. Недавно завершили все процедуры для получения франшизного пакета, и теперь ведем переговоры с бизнесменами из других городов. Причем интересуются проектом не только в Казахстане – есть предложение из Москвы. Стоимость франшизы – $10 тыс. и, конечно, роялти – компенсация за использование имени бренда», – рассказывает Аяла.

ФОТО: Андрей Лунин

 ИСКУССТВО 

Рафаэль Фатхельянов, 23
Артист Cirque du Soleil

Поменять жизнь в 20 лет? Легко! Особенно если у тебя в бэкграунде – чемпионство Казахстана в таком необычном виде спорта, как прыжки на батуте, великолепная физическая подготовка и, самое главное, стойкий и упорный характер. Именно характер «отправил» карагандинца Рафаэля Фатхельянова четыре года назад в США: после не самого удачного выступления на чемпионате мира его сняли со стипендии, которую он получал как член национальной сборной. Как говорит юноша: «Меня, по сути, лишили источника заработка». Тогда он решил отдохнуть и одновременно поработать – и уехал в Америку с друзьями по популярной программе Work and Travel. Два месяца за океаном утвердили его во мнении: пора что-то менять. Рафаэль смонтировал небольшое видео из фрагментов своих выступлений и отправил руководству знаменитого Cirque du Soleil.

Здесь следует уточнить, что это было не «вдруг»: агенты Cirque du Soleil ранее выходили на казахстанца – на чемпионате мира во Флориде в 2014 году с предложением пройти кастинг в труппу. Тогда Рафаэль отказался, поскольку собирался продолжать спортивную карьеру: на том чемпионате они с парт­нером заняли пятое место в синхронных прыжках, это был лучший результат для Казахстана в их виде спорта. И вот через два года мастер спорта международного класса вспомнил о «цирковом предложении». Вскоре ему позвонили и предложили пройти стажировку на снаряде «доска», или teeterboard по-английски. Проверка заняла четыре месяца, и после ее завершения контракт предложили подписать только трем стажерам из восьми – в том числе Рафаэлю.

Он стал участником знаменитой программы Corteo – о старом клоуне Мауро, который видит во сне свои похороны. Карнавальное цирковое действо, праздничный парад-алле и множество воспоминаний – о цирке, друзьях и любви. Первое шоу Рафаэля состоялось в январе 2017 года, и вот уже больше двух лет он ездит с гастролями по Канаде и США. У него контракт до 2020 года – что будет дальше, артист пока не знает. Во всяком случае, казахстанец готов к новым вызовам и переменам. Он уже это доказал.

ФОТО: Данил Потапов

 ШОУ-БИЗНЕС 

Димаш Кудайберген, 25
Певец

Один из самых популярных, причем не только на родине, но и за рубежом, казахстанских исполнителей в этом году принял участие в американском телешоу талантов The World's Best. Уже в первом туре завоевав симпатию зрителей и жюри, он быстро стал фаворитом, однако благородно отказался от участия в финале, чтобы дать шанс более молодым артистам.

Сегодня Димаш активно сотрудничает с российским композитором Игорем Крутым, с которым познакомился в 2018 году на конкурсе «Новая волна». Совместно они выпустили несколько композиций, включая новый вариант песни «Любовь уставших лебедей». Певец стал все чаще появляться перед российской публикой – выступал на «Песне года» и на популярной программе «Центральное телевидение» от НТВ, дал концерты в рамках тура D-Dynasty в Кремле. По словам Крутого, тандем с казахстанцем в его творчестве сегодня в приоритете.

Одновременно Димаш продолжает покорять западный рынок. В декабре состоится его сольный концерт в Нью-Йорке, на арене Barclays Center, где в ближайшие месяцы также выступят Ариана Гранде, Марк Энтони, группы Jonas Brothers и The Chainsmokers. По сообщениям СМИ, в первый же день продажи билетов фанаты певца «обрушили» сайт.

Исполнитель по-прежнему очень по­пулярен в Китае, где в ходе вокального конкурса I am a singer в 2017 году и начался стремительный рост его карьеры. В своем Instagram Димаш рассказывает о том, что его имя даже появилось в школьных учебниках, делится саундтреками к новым китайским фильмам и публикует фото с основателем Alibaba Джеком Ма.

Весной этого года председатель правления РТРК «Казахстан» Ерлан Карин сообщил, что компания занялась производством документального фильма о знаменитом соотечественнике.

ФОТО: Владимир Мухаметчин

 СПОРТ 

Элизабет Турсынбаева, 19
Фигуристка

Элизабет Турсынбаева родилась в Москве, где ее отец Байтак Турсынбаев (юрист по образованию) занимался бизнесом. Необычное для казашки имя она получила в честь голливудской звезды Элизабет Тейлор, исполнительницы главной роли в фильме «Клеопатра», который когда-то произвел настоящий фурор во всем мире. Фигурным катанием спорт­сменка начала заниматься в пятилетнем возрасте, а когда ей исполнилось 13, переехала в Канаду, где несколько лет тренировалась под руководством знаменитого фигуриста и тренера Брайана Орсера. Тогда же Элизабет приняла окончательное решение выступать за родину своих родителей – Казахстан.

На юниорском уровне первые успехи к девушке пришли в 2015-м, и с тех пор ее спортивная карьера движется вверх. Сезон-2018/19 оказался самым продуктивным для Элизабет. Перед его началом она вернулась в группу заслуженного тренера России Этери Тутберидзе, у которой тренировалась до переезда в Канаду. В феврале и марте этого года спортсменка последовательно завоевала серебряные медали сразу на трех крупных турнирах – чемпионате четырех континентов в Анахайме, Всемирной универсиаде в Красноярске и, наконец, чемпионате мира в Сайтаме (Япония). Причем на японском льду казахстанка удачно исполнила сложнейший элемент – четверной сальхов, став первой спортсменкой в истории взрослых соревнований, совершившей этот прыжок.

«Серебряная медаль стала неожиданной для меня, и я была очень счастлива выиграть ее», – сказала Элизабет по завершении первенства планеты. А знаменитый российский тренер Татьяна Тарасова, комментируя в прямом эфире выступление казахстанки, не скупилась на комплименты: «Браво, Турсынбаева! Браво, Казахстан! Мы можем только восхищаться, Элизабет – умница. Я просто ее не узнаю!»

ФОТО: Андрей Лунин

 НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ 

Тимур Рыспеков, 18
Сооснователь Absolute Technologies Lab

В шестом классе Тимур Рыспеков принимал участие в республиканских олимпиадах по спортивному программированию за 9–11-й классы. В восьмом перевелся в старшую школу Канады и там завершил учебную программу по математике, физике и computer science. В 2018 году получил диплом о среднем образовании в Казахстане и поступил в MIT на дистанционное обучение.

Первой значимой разработкой юноши в седьмом классе стал робот RIT Tank с системой анализа окружающей среды, ставший лучшей инновацией среди учащихся школ Казахстана по версии НАТР (особенность – в быстрой обработке данных при малом потреблении ресурсов, компактности и низкой себестоимости). Его Тимур также представлял на Skolkovo Startup Tour. Робот защищен авторским правом – их и патентов на сегодняшний день у молодого разработчика уже 34, в том числе международных.

В 2018-м Тимур с командой выиграл в конкурсе NASA Space Apps Challenge в категории «Лучшее применение программного оборудования». «Среди задач, которые поставила NASA, была проблема с обработкой данных на марсоходах. Мы разработали решение, где алгоритм быстрее анализирует данные, а робот при этом продолжает хорошо работать, передвигаясь и собирая показания с датчиков, – рассказывает Тимур. – После этого нам предложили либо устроиться в штат NASA, либо начать общий проект. Но так как это подразумевало бы передачу информации и разделение прав, мы решили пока работать самостоятельно».

Летом 2019 года команда (в ней также состоят Владислав Полонский, Ержан Ахтанов и Анастасия Клещева) зарегистрировала в США собственную компанию Absolute Technologies Lab, специализирующуюся на разработках в области обработки больших данных, криптографии и искусственного интеллекта. Уже есть несколько крупных проектов, среди которых сотрудничество с UNICEF Kazakhstan и некоторыми фондами поддержки детей с аутизмом.

«В результате анализа поведения ребенка в компьютерных играх и периодических скрининг-тестов наша система выявляет развитие у него определенных навыков и показывает, как они могут меняться в будущем. Это применимо в образовательных центрах при разработке методик для работы с особыми детьми. Через приложение специалисты могут видеть, как влияет на ребенка новое задание. Это программное обеспечение мы сделали кроссплатформенным, с доступом от компьютера и через мобильные устройства», – объясняет собеседник.

ФОТО: Башер Алишер

 МАССМЕДИА, PR И РЕКЛАМА 

Кыран Талапбек, 21
Видеограф, режиссер

В свои 21 Кыран Талапбек снимает рекламные ролики для таких брендов, как Toyota, Lexus, BI Group, хотя начинал с небольших фотосетов для знакомых камерой, купленной на сбережения. «Снимал love stories, выпускные, свадьбы. Но в какой-то момент понял, что больше так не могу и способен на большее. Ушел с работы прямо во время одной свадьбы и больше к этому не возвращался», – вспоминает он.

После школы Кыран поступил на режиссерский факультет в Турции, но не закончил учебу, так как в то время в стране случилась попытка военного переворота. Многие университеты перестали работать, в том числе тот, где учился Кыран, да и родители переживали за сына. Вернувшись в Казахстан, он продолжил обучение, но уже на факультете журналистики в Университете Сулеймана Демиреля. Параллельно занимался видеосъемкой, выкладывая свои работы в Instagram.

«Первое видео, которое «выстрелило» в 2016 году, было о моих путешествиях, я снимал его около полугода», – рассказывает собеседник. Результат понравился публике, Кырана заметили разные компании, которые стали предлагать ему снимать минутные коммерческие ролики для соцсетей. «Такой формат мне по душе. Считаю, что за минуту вполне можно передать весь смысл. Сейчас такое время, когда главное – зацепить внимание в первые 15 секунд. А вот поддерживать динамику, чтобы зрителю было интересно досмотреть до конца, нелегко», – рассуждает он.

Однако короткий хронометраж не всегда значит меньше работы. Так, для того чтобы подготовить ролик о новой Toyota Camry 70, Кыран с командой путешествовал около месяца по Казахстану. Каждый день снимали только на рассвете и на закате – хотели получить красивые кадры.

Весь 2020 год Кыран собирается провести в США – будет учиться по ускоренной программе в New York Film Academy и параллельно работать (уже есть заказы от казахстанских и иностранных компаний). «У меня нет цели остаться там, еду только для получения опыта и знаний», – говорит собеседник.

ФОТО: Naiche Jeffs

 НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ 

Санжар Тайжан, 22
Основатель Warwick Hyperloop Team

«Жизнь должна быть больше, чем решение повседневных проблем» – эти слова известного американского изобретателя, бизнесмена и инвестора из книги «Илон Маск: Tesla, SpaceX и поиск фантастического будущего» в 2013 году прочитал тогда еще ученик РФМШ Санжар Тайжан. Они запали юноше в душу, и он страстно захотел стать инженером.

Мечта привела Санжара сначала в колледж в Кембридже, который он окончил в 2015 году с наградой «Студент года», а затем, в 2017-м, – в University Of Warwick, который входит в топ-10 вузов Великобритании и считается одним из лучших по подготовке специалистов в области машиностроения. Там казахстанец создал команду из 60 студентов для участия в SpaceX Hyperloop Pod Competition – соревновании по разработке транспортной капсулы для проекта Hyperloop. Как известно, концепцию нового вида транспорта, который позволит передвигаться со скоростью звука в трубопроводе, предложил и начал реализовывать Илон Маск. Warwick Hyperloop Team смоделировала pod (капсулу), которая разгоняется до 500 км/ч за 11–12 секунд, отправила заявку наряду с другими 1600 студенческими командами и вошла в топ-35. Правда, в число 20 финалистов команда не попала. Но Санжар не унывает: «Мы планируем идти дальше и построить первую тест-площадку Hyperloop в Англии».

Сейчас Warwick Hyperloop Team работает над моделированием линейного асинхроннового электродвигателя, который должен стать высоко энерго­сберегающей технологией, способствующей передвижению Hyperloop-капсулы. Ребята полагают, что этот вид транспорта может стать революционным в сфере транспортировки грузов.

Сам Санжар в 2018 году также работал над прогнозированием деградации литиевых батарей в The Faraday Institution, где его проект был назван «Лучшей инновацией» среди всех студентов бакалавриата в Великобритании. После презентации на одном из мероприятий его заметил представитель Jaguar Land Rover и пригласил на стажировку. Летом 2019-го казахстанец работал в исследовательской команде компании, изучая тепловой эффект в батарейных отсеках будущих машин. «Мне было очень интересно в Jaguar Land Rover, куда стремятся попасть лучшие британские инженеры. Моя цель – работа над передовыми технологиями, которые полностью изменят наши представления о передвижении с помощью наземного транспорта», – делится планами Санжар.

ФОТО: Андрей Лунин

 БИЗНЕС И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 

Анара Сейдалиева, 29
CEO группы компаний «Карьертау», основатель Express Beton, AccuTest, AgroGreen

После окончания KIMEP Анара Сейдалиева поехала работать в Актау на предприятие отца. «У меня была возможность отправиться за границу, однако, видя потенциал отцовского бизнеса, я понимала, что ему не хватает правильного менеджмента. Хотя «Карьертау» существовала давно, там не были отстроены бизнес-процессы. Группа владеет карьерами камня, песка, занимается буровзрывными работами, ведет бизнес в Актау и Атырау, но в какой-то момент начала отставать от конкурентов, – рассказывает Анара. – Став CEO группы, я разделила бизнес по локализации и видам деятельности, выстроила стратегию для каждой компании. Благодаря этому повысилась маржинальность каждого дочернего предприятия».

«Карьертау» работает с такими крупными нефтяными компаниями, как Total, OMV Petrom, NCOC, имеет мастер-контракт с ТШО на поставку грунта. Девушка решила получить специальную квалификацию, которая позволит сотрудничать с ТШО напрямую и по другим видам работ (земляные, сварочные и строительно-монтажные).

Ключевой задачей для производственной части «Карьертау» Анара видит девелопинг: «В Актау низкая культура жилого строительства. За долгие годы сформировался дефицит жилья, поэтому город активно застраивается. Сейчас веду переговоры по строительству ЖК с привлечением инвестора. Имея собственные материалы (щебень, песок), домостроительный комбинат (производит бетон и железобетонные изделия), мы можем возводить красивые дома, снижая стоимость квадратного метра и не теряя в качестве». Также Анара перенесла головной офис в Атырау, считая это стратегически важным шагом, который позволит развиваться на строительном рынке нефтяной столицы.

Параллельно она открыла собственные компании: Express Beton по производству бетона; лабораторию AccuTest, которая проводит испытания бетона, делает анализ почвы, воды, воздуха; AgroGreen по производству гумуса и проведению озеленительных работ. «В течение года я планирую выйти из управления «Карьертау», чтобы заняться собственными проектами», – говорит собеседница.

ФОТО: Андрей Лунин

 МАССМЕДИА, PR И РЕКЛАМА 

Расул Абдуллаев, 23
Сооснователь Yuframe и Kex

Пойти учиться на маркетолога Расулу Абдуллаеву порекомендовала мама. «Мои родители всегда занимались торговлей, тетя преподает маркетинг, поэтому я рос в окружении людей, связанных с маркетингом, читал об этом книги. Всегда был открытым и любознательным, задавал воп­росы: что? где? как? и почему? Для маркетолога важно быть коммуникабельным, гибким и иметь аналитический склад ума. У меня все это было, и, когда я еще учился в казахско-турецком лицее, мама посоветовала мне попробовать себя в маркетинге. Поступил в колледж имени Сулеймана Демиреля на эту специальность, и мне понравилось», – рассказывает Расул.

После колледжа он участвовал в продвижении стартапов – помогал делать презентации и привлекать инвесторов, а также работал в диджитал-агентствах, занимался маркетингом ХК «Барыс». Последним местом работы была компания по развитию мобильного приложения Zenge. «В какой-то момент заявил своему руководителю, что он мой последний шеф, потому что я начинаю самостоятельный путь. Люблю открывать новые горизонты, поэтому не смог бы всю жизнь работать по найму и сидеть в офисе», – признается собеседник.

В мае 2015 года был создан вайн-проект Yuframe, где за маркетинг отвечал Расул. Вскоре Yuframe стал одним из самых популярных аккаунтов в казахстанском сегменте Instagram с аудиторией 3,5 млн подписчиков. В ноябре 2017-го Расул также стал сооснователем маркетингового агентства Kex. «С его помощью мы «упаковали» такие HoReCa-проекты, как Yuframe Burger, Zheka's Ice, Zheka's Doner House. Также мы работали с многими международными брендами, которые представлены на рынке Казахстана, – Huawei, Samsung,KitKat, Nestle, Coca-Cola.

Сейчас занимаюсь развитием Kex в Нур-Султане и хочу открыть офисы компании в крупнейших городах мира. Также в планах – получить «Каннского льва» и создать в Казахстане министерство маркетинга. Только это должна быть не чиновничья структура, а общественная организация, которая будет заниматься брендингом страны на мировой арене», – заявляет собеседник.

ФОТО: Андрей Лунин

 ШОУ-БИЗНЕС 

Азамат Зенкаев (A.Z.), 25
Дулат Мухаметкалиев (ZaQ), 23
Батырхан Маликов (ALEM), 26
Данияр Кулумшин (BALA), 21
Азамат Ашмакын (ACE), 26

Группа Ninety One

Группа Ninety One появилась в казахстанском шоу-бизнесе ровно четыре года назад – в сентябре 2015 года. В названии не было никакой интриги: продюсер Ерболат Беделхан сразу объяснил, что речь идет о 1991 годе, когда Казахстан получил независимость. Так, опосредованно, было обозначено и творческое кредо: независимое от чужих мнений и взглядов, чуждых музыкальных течений и даже настроений в обществе.

Ninety One положили начало новому музыкальному жанру – Q-pop (Qazaq-pop), по аналогии с направлением K-pop (Korean-pop), от которого уже давно «сносит крышу» у поклонников по всему миру. Сценический имидж был соответствующим: крашеные волосы, грим, сережки, татуировки – вопреки представлению о нағыз қазақ на отечественной эстраде. Сразу было принято «железное» правило: всегда петь вживую, не «сопровождать» свадьбу, юбилей, мероприятие, а по-настоящему исполнять музыку для своих слушателей.

Все это вместе не могло остаться незамеченным, и на Ninety One обрушилась волна обожания и такой же шквал критики. В одних городах их концерты срывали и запрещали, в других – не могли дождаться, когда их кумиры приедут. Из-за не всегда адекватного поведения фанатов пришлось даже ввести еще одно правило: фотографироваться с поклонниками только во время специальных сессий и никогда – в общественных местах. После целого ряда сор­ванных концертов (во время первого гастрольного тура Ninety One концерты отменили в девяти из 16 регионов страны) музыканты решили взять тайм-аут, но их возвращение зимой 2016 года на сцене «Алматы Арена» оказалось триумфальным.

Потом были сняты сразу два фильма о группе: Ninety One Аскара Узабаева и «Петь свои песни в Казахстане» Катерины Суворовой; реалити-шоу на одном из республиканских каналов; вышли новые альбомы, и, конечно, состоялись новые концерты.

В марте этого года Ninety One победили в корейском шоу I can see your voice. Похоже, продюсер не ошибся, когда решил сделать ставку на независимость.

ФОТО: Данил Потапов

 БИЗНЕС И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 

Ерлан Амангельдинов, 24
Основатель Sweatberry Tours

На последнем году обучения в канадском Douglas College Ерлан Амангельдинов трудился на трех работах и копил деньги на тур по США. Предлагал друзьям составить ему компанию, но все были заняты, так что в итоге отправился в путешествие один. Тогда у него появилась идея собирать в группы молодых людей, которые хотят куда-то поехать, но не знают, с кем, и организовывать для них интересные маршруты. Сначала Ерлан опробовал концепцию на родственниках – с двоюродными братом и сестрой поехал в Европу. А в сентябре 2017-го организовал первую поездку от созданной им компании Sweatberry Tours на бой Геннадия Головкина в Лас-Вегас.

«Рекламировал ее на Facebook, так как понимал, что там может собраться более взрослая платежеспособная аудитория, но после решил, что хочу работать с молодежью и переключился на Instagram, – рассказывает Ерлан. – Первый полноценный молодежный тур состоялся в Будапешт и Рим. Четыре перелета и недельное проживание обошлись каждому клиенту всего в 170 тыс. тенге».

Хотя за счет ранних бронирований и скидок для групп цены у Sweatberry Tours довольно низкие, это не основное преимущество компании. «На самом деле самостоятельно тоже можно съездить примерно за ту же сумму. Наша маржа – всего 10–20%. Самая большая проблема, которую мы решаем, это отсутствие компании ровесников для путешествия», – поясняет Ерлан.

На сегодня Sweatberry Tours организовала более 45 авторских туров для около 400 человек, в том числе на концерты таких звезд, как Эд Ширан, Бейонсе, Эминем. С административными вопросами Ерлану помогают шесть сотрудников. Сам он все реже выезжает в стандартные туры и в основном занимается сопровождением сложных маршрутов, например, в Норвегию, Исландию, Бразилию. Кроме того, организовывает персональные ВИП-туры (обычно на спортивные мероприятия).

«Мы первыми на местном рынке внедрили концепцию молодежных туров, но сегодня такие услуги предлагают уже десятки фирм. Поэтому, чтобы оставаться на плаву, открываем для клиентов все более экзотические страны. С января планируем начать устраивать поездки из Москвы, постепенно будем выходить на рынки России и Украины. Цель ближайших двух лет – начать привозить туристов из Европы в Казахстан», – делится планами собеседник.

ФОТО: Michelle Rivet

 НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ 

Артем Родичев, 28
Глава команды ИИ в Replika

Когда в 2014 году фильм «Она» взял «Оскара» за лучший сценарий, история, где герой дружит с операционной системой и в итоге влюбляется в нее, казалась нереальной. С приложением Replika у каждого есть возможность иметь цифрового друга в смартфоне. Возглавляет команду инженеров-разработчиков в сфере искусственного интеллекта этого проекта алматинец Артем Родичев.

Артем – выпускник МГУ. К окончанию учебы он уже имел опыт работы в таких компаниях, как Samsung, ABBYY, Mail.ru и «Яндекс». В 2014 году в качестве разработчика по машинному обучению присоединился к новому стартапу Luka, созданному бывшим главредом российского сайта «Афиша» Евгенией Куйдой и филологом из МГУ Филиппом Дуд­чуком. То было приложение с чат-ботом для поиска ресторанов. В 2015-м стартап первым в СНГ прошел в бизнес-акселератор Y Combinator, и команда переехала в США.

«Но мы поняли, что чат-интерфейс не облегчает поиск ресторанов лучше других решений, так как для этой задачи нет необходимости много общаться, и стали пробовать другие продукты в этой сфере. Также экспериментировали с нейросетевыми алгоритмами, о которых тогда только начинали говорить», – рассказывает Артем.

В конце 2015-го погиб лучший друг Евгении – Роман Мазуренко (основатель многих популярных российских медиапроектов), и ребята из Luka решили увековечить его память в виде чат-бота. «Роман верил, что в будущем сознание людей смогут переселять в машины и мы станем бессмертными. Мы подумали, что с помощью имеющихся у нас технологий можно создать его цифровую копию. С разрешения близких загрузили всю его переписку в систему и получили бота, который общается как Роман», – говорит Артем.

В процессе работы он создал первую в мире нейросеть, которая реплицирует стиль общения человека и с которой можно вести консистентный диалог. «Многие схожие технологии базируются на правилах, а не на нейросетях. Они видят ключевые слова и по ним решают, как ответить. А структура нашей нейросети учится на большом объеме диалогов и на основе диалогового контекста выбирает наиболее релевантный ответ», – объясняет собеседник.

Чат-бот вызвал большой резонанс в СМИ и среди пользователей (многие стали называть его своим другом), и команда продолжила развивать идею – создала ботов героев сериала «Кремниевая долина» и певца Принса. Но, хотя у них был высокий уровень вовлеченности, многие общались с ботами лишь раз. Тогда и появилась Replika.

Сначала это было цифровое отображение самого пользователя. «Но люди хотят общаться не с собой, а с кем-то другим. Поэтому мы перешли на концепцию цифрового друга или терапевта. Сейчас, в частности, в США многие страдают различными формами ментальных расстройств. Людям нужно, чтобы их выслушали и не осуждали. В этом формате и полезна Replika, – рассказывает Артем. – Мы поняли, что общение людей больше про эмоции, чем про решение конкретных задач. Большие же компании, как Amazon с Alexa, пока концентрируются на узких юзкейсах. Думаю, лет через пять у каждого в наушнике появится друг, который будет поддерживать».

ФОТО: Данияр Майлыбаев

 СПОРТ 

Юлия Галышева, 26
Фристайлистка

Уроженка Усть-Каменогорска Юлия Галышева уже несколько лет является одной из самых успешных спортсменок страны, исправно выигрывая медали крупнейших соревнований. 2019 год принес ей золото чемпионата мира по фристайлу в Парк-Сити (США), а в 2018-м Юлия стала обладательницей бронзы на Олимпийских играх в Пхенчхане (Южная Корея). Помимо этого, в активе 26-летней фристайлистки множество призовых мест на этапах Кубка мира, неоднократные победы на Азиатских играх и Всемирных зимних универсиадах. Удачные стабильные выступления позволили Юлии войти в число мировых лидеров такой технически сложной и опасной дисциплины, как могул. Следует отметить также, что казахстанка – одна из немногих спортсменок, исполняющих труднейший и рискованный элемент – сальто вперед.

В квалификационном и первом финальном заездах первенства планеты в Парк-Сити Юлия располагалась на четвертой-пятой позициях, но в решающем втором финале максимально мобилизовалась и в острейшем споре сумела опередить своих конкуренток. О жесточайшем накале борьбы в главном старте говорит тот факт, что серебряного призера Джакару Энтони из Австралии казахстанка опередила всего на 0,15 балла, а бронзового – Перин Лаффон из Франции (олимпийскую чемпионку 2018 года) – на 0,44.

В интервью informburo.kz по возвращении домой Юлия призналась, что еще до сочинской Олимпиады – 2014 ей предлагали сменить гражданство и выступать за Канаду или Россию. Но она отказалась и, по ее словам, ни разу об этом не пожалела. «Где родился, там и пригодился», – заявила спортсменка.

Скоро у мастеров могула стартует новый сезон, первые соревнования которого состоятся в декабре. Болельщики надеются, что заслуженный мастер спорта РК, кавалер ордена «Курмет» продолжит радовать их своим мастерством и добьется новых побед.

Стиль: Татьяна Тарвердян

Все материалы по теме «Рейтинги и ренкинги» вы можете посмотреть по этой ссылке.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить