Казахстанец пишет музыку к трейлерам фильмов Marvel и Sony

332654

«Я из маленького города и давно понял: чтобы куда-то пробиться, надо быть наглым», - уверен композитор Тигран Папазян

Тигран Папазян
Тигран Папазян
Фото: личный архив

Львиная доля успеха любого фильма зависит от качественной промокампании, и в первую очередь - от зрелищности его трейлера. А его успех, в свою очередь, зависит  как от картинки, так и ее музыкального сопровождения. Создание треков к трейлерам фильмов и видеоигр – это целая индустрия, о которой Forbes.kz рассказал казахстанский композитор Тигран Папазян.

В копилке казахстанского музыканта свыше сотни треков, которые использовали в создании трейлеров и ТВ-спотов к таким известным фильмам, мультфильмам  и видеоиграм, как «Человек Паук: через вселенные», «Соник в кино», «Рэмпейдж», «Обитель зла», «Черная пантера», «Круэлла», «Последний богатырь», «Battlefield V», «Mass Effect: Andromeda», «Far Cry 6» и т.д. Недавно коллекция пополнилась трейлером ко второму сезону мультсериала «What if…?» киностудии Marvel.

Маленький город – большие амбиции

33-летний Тигран Папазян – самоучка. Но занимается музыкой с 12 лет. Началось все с увлечения видеоиграми, в которых нужно было составлять кубики со звуками, чтобы получилась мелодия. Затем наш герой узнал о программах посерьезнее - на их изучение школьник тратил все свободное время. Учился, как говорится, методом тыка, что-то узнавал от единомышленников на русскоязычных форумах, на которые тоже набрел случайно, в поисках хоть какой-то информации. В то время о видеоуроках в том же YouTube не было и речи, так же как и не было доступа к библиотеке звуков: приходилось искать пиратские диски с сэмплами (звуками музыкальных инструментов) на рынках.

Спустя годы «тренировок» Тигран стал писать электронную музыку в жанре trance - как у популярных в то время диджеев Tiesto, Armin van Buuren, Paul van Dyk и т.д. Тогда случилось первое сотрудничество с зарубежным лейблом, который издал один из треков Тиграна на виниловой пластинке в компиляции с диджеем Paul van Dyk.

Фото: личный архив

Тигран отмечает, что в то время написание музыки из простого увлечения переросло в «дело всей жизни», но особого дохода не приносило. Тогда наш герой перебрался из родного Петропавловска в Санкт-Петербург, там организовал группу, с которой выступал в заведениях в качестве диджея и солиста, но занимался этой деятельностью недолго.

- Тогда было желание стать поп-звездой, но не было понимания, как это сделать. Во время моей работы в музыкальной группе в Питере я встречался с девушкой из Алматы. Я переехал к ней и остался. Мы поженились, через год жена забеременела, и это спустило меня с небес на землю. Я понял, что не могу продолжать работать в заведениях. Был вариант уехать в Москву, но мы не рискнули и уехали из Алматы обратно в Петропавловск. Тогда встал вопрос: как обеспечить семью? Я хотел завязать с музыкой, уйти в наём, устроиться продавцом. Но моя супруга настояла, чтобы я искал варианты, связанные с музыкой, потому что я действительно этим делом горел и у меня хорошо получалось, - вспоминает Тигран.

Наш герой нашел продюсерский центр в Алматы, предложил свои услуги и стал писать музыку для рекламных роликов. 

- В 2010 году за  30-секундный трек я получал около $500, иногда $1000. Это были хорошие деньги, но заказы были нерегулярные, и иногда эти $500 приходилось растягивать на два-три месяца. Тогда я снова начал искать способы заработка на музыке и наткнулся на так называемые библиотеки аудиодорожек, где за деньги можно скачать нужную музыку, например для озвучки каких-то видеороликов. Я проанализировал этот рынок, примерно понял, какая музыка востребована, создал бренд AudioPizza, попросил друга помочь с логотипом и начал писать треки для стоков. Для начала загрузил семь треков в разных стилях и в первый же месяц заработал чуть больше $200, за второй месяц - уже около $400-500, через два-три месяца дошло до $1000. Я писал двухминутные аудио, понятные для массового покупателя - рынок аудиостоков только начал развиваться и мне удалось попасть в эту волну, - вспоминает Тигран.

Фото: личный архив

Спустя три года работы на стоках Тигран понял, что его развитие как композитора  застопорилось: треки по большей части были однотипными, а ему хотелось поработать над более сложными и интересными проектами, не связанными с поп-музыкой.

- Я стал изучать тему трейлерной музыки, и меня это очень заинтересовало. Первый трейлер я написал к российскому фильму «Матильда» (вышел в 2017 году - F), который на тот момент был одним из самых крупнобюджетных в России. Мой друг работал над его промокампанией, и я напросился к нему. Потом написал нескольким американским лейблам, которые занимались трейлерной музыкой. Я сам из маленького города, и давно понял: чтобы пробиться, надо быть наглым. До тех пор пока я не известен, я сам должен выходить на компании и не бояться предлагать свои услуги, даже если на предложение ответят отказом. И в этот раз из всех компаний, куда я писал, мне ответил только один лейбл - Realy Slow Motion. Я прислал им треки, которые сочинял для синематиков (короткие ролики в видеоиграх — F), на что мне ответили: «Понятно, что ты можешь писать музыку, но это не то, что нам нужно». Тогда мне дали техзадание, я по нему написал три трека, и они выстрелили. Так и началось мое сотрудничество с лейблом, - подытожил историю собеседник.

Игра вслепую

Сегодня Тигран сотрудничает как с американскими лейблами, так и российскими компаниями. В портфолио музыканта десятки успешных работ, и большинство наших читателей наверняка слышали их в трейлерах к фильмам и играм, которые мы перечисляли в начале.

- Трек может быть использован в огромном количестве промоматериала – это и фильмы, и трейлеры, и ТВ-споты по 15-30-60 секунд; есть еще фичуретки - это когда кадры из фильма миксуют с интервью актеров; презентации, которые крутят на каких-то выставках. В каждом из этих материалов может использоваться моя музыка. Бывает, что одна и та же музыка используется в разных материалах. Например, один из моих первых треков для лейбла использовали в испанском ТВ-споте для фильма «Доктор Стрендж», потом его также использовали для фильма «Обитель зла», - рассказывает о тонкостях музыкальной кухни собеседник.

О том, что музыка прошла «естественный отбор» и трек задействовали в каком-то материале, композиторы узнают по факту его официального выхода на экраны. Обычно авторы не знают, для какого фильма или видеоигры они пишут музыку - вся работа происходит «вслепую».

- Композиторам, которые работают с лейблом, дают небольшое техзадание, в котором в общих чертах описывают жанр нужной музыки, например, что-то приключенческое, героическое или магическое. После этого лейбл собирает альбом с музыкой одного жанра, допустим, Magic Adventure, где все треки должны быть какие-то «гаррипоттеровские», таинственные, с колокольчиками и т.д. Затем с лейблом связываются продюсеры трейлеров или рекламное агентство и говорят, что есть кино про магию, не называя других подробностей, и спрашивают: что есть на эту тему? Лейбл из своей коллекции предлагает треки. Они их прослушивают, если им что-то подходит, то они просят предоставить эту музыку в специальной обработке, чтобы у редактора была возможность отключить какой-то звук, например барабаны, обрезать в нужном месте и т.д. И когда запрашивают такой формат, есть очень большой шанс, что трек используют, но узнать это можно только после официального выхода трейлера, - объяснил Тигран.

Второй формат работы, в котором Тигран работает с клиентами,  — это custom-заказы, когда киностудии или компании обращаются к композитору напрямую, а не через лейбл.

- Зачастую заказы поступают где-то за год до премьеры фильма. Но и тут ты не увидишь картинку, потому что это запрещено, - разводит руками Тигран. - Как обычно происходит разговор? Если обращается редактор трейлера, который уже видел этот фильм или хотя бы его драфт, то он вкратце объясняет, о чем фильм, говорит, что нужен трек в определенном жанре, я представляю себе эту картинку и пишу под нее трек. И в первом, и во втором случае я работаю вслепую.

На вопрос о том, какая работа вызывает особое чувство гордости, Тигран ответил так:

- Есть разная гордость. Первое – когда пишешь какой-то короткий трек, но он залетает в масштабный проект, как это было с трейлером к первому мультфильму Sony «Человек-паук». И второй вид гордости – масштаб работы, когда ты работаешь со сложным материалом, как, например, для фильма «Последний богатырь» или «Карамора».

По словам Тиграна, на создание одного трека уходит относительно немного времени – в среднем полторы недели. Работа, конечно, может занимать и больше времени, но сроки не позволяют.

- Если это custom-заказ, то никто тебя не будет долго ждать, а если ты работаешь с лейблом, то обычно они выставляют срок в месяц-полтора, и тут уже от тебя зависит, сколько треков ты напишешь за это время – один или три. Но чем больше напишешь, тем больше вероятность, что отберут именно твою композицию, - объяснил спикер.

Разумеется, не все треки проходят «кастинг» - какие-то могут лежать в коллекции лейбла годами, как это было с музыкой к недавнему трейлеру к мультсериалу «What if…?» студии Marvel, который Тигран написал еще в 2019 году.

- Мне приходил заказ на музыку к трейлеру фильма «Дюна». Как правило, для такого масштабного проекта трейлеры делает не один человек, это могут быть десять режиссеров, которые конкурируют между собой. Они даже могут работать в одной компании и делать разные трейлеры под разную музыку, из которых потом выбирают самый лучший. Я очень долго работал над этим заказом, у нас была интересная задумка, и мы были уверены, что наш вариант выстрелит, потому что он многим понравился. Но, когда уже вышел трейлер, я понял, что у нас изначально не было шансов: оказалось, мы конкурировали с великим Хансом Циммером, который писал саундтреки к этому фильму. Было обидно, но это часть индустрии, - с улыбкой разводит руками Тигран.

«Эта тема табу»

Пожалуй, самый сложный вопрос, на который далеко не все готовы отвечать откровенно, это - сколько вы зарабатываете? Вот и наш герой отказался обнародовать эту информацию, аргументировав это так: «В трейлерной сфере эта тема табу». Что такого запрещенного «в этой теме», Тигран уточнять не стал, но завуалированно пояснил, что его доход «позволил купить трехкомнатную квартиру в хорошем районе Алматы».

- Хорошо, - соглашаюсь я. - Тогда от чего зависит гонорар композиторов трейлерной музыки?

На этот вопрос мой собеседник ответил уже более охотно.

- Цена складывается из нескольких факторов. Первое - покрытие. Будет ли трейлер или материал промокампании транслироваться на территории одной страны или по всему миру – это разные цены. Например, российские компании заключают договор на трансляцию только по СНГ, и это понижает цену гонорара. Второе: где будет «крутиться» материал: на телевидении, на радио, будут ли его показывать в кинотеатрах или этот материал разместят только в интернете. Если только в интернете, то это гораздо дешевле, чем если трейлер покажут по ТВ. Третий фактор: сколько секунд твоей музыки используется в видео. Цена также зависит от того, в каких случаях будут использовать музыку, например, только в трейлере, или они выкупают трек под любую промокампанию. А вот кассовые сборы на гонорары не влияют, - объяснил Тигран.

Фото: личный архив

При этом сразу заработать не получится, даже если трек уже у заказчика.

- Ты написал трек, его приняли – всё, он в индустрии. Может пройти несколько лет, прежде чем твой трек куда-то применят, а может, и вовсе не применят. Или бывает так, что композицию купили, но лейбл выплатит гонорары спустя год, потому что там сложные процессы расчета, - уточняет Тигран. – При этом чтобы написать трек, должна быть студия, хорошее «железо», библиотека звуков, которую нужно регулярно пополнять, что тоже не бесплатно, и ее нужно где-то хранить: только звуки скрипки могут весить 200 гигабайт.

Сейчас Тигран Папазян планирует отойти от сочинительства, стать продюсером и продвигать работы других музыкантов.

- Я хочу вкладывать деньги, которые заработал, обратно в индустрию, набрать штат музыкантов, платить им зарплату, продвигать их треки, быть их инвестором. Потому что у большинства начинающих музыкантов есть талант, но нет средств и доступа к качественным библиотекам, хорошему оборудованию и т.д. А у меня есть возможность им помочь, и я уже работаю над созданием собственной компании, - резюмировал Тигран.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить