Как заинтересовать слона классической музыкой?
Вечер, посвященный трехлетию со дня создания в Казахстане Radio Classic, прошел в четверг, 19 июня, в отеле Rixos Almaty
На вечере в честь дня рождения Radio Classic директор радиостанции Раушан Джуманиязова рассказала, что на свой праздник они решили запустить в Алматы классическую волну и тем самым подарить радость всем жителям города.
– У нас был концерт, были флеш-мобы, когда шесть больших музыкальных коллективов ездили по городу, вызывая на лицах горожан улыбки радости и волнения от соприкосновения с живой музыкой. Нашим гостем стал Михаил Казиник, который лучше всех в мире рассказывает о классической музыке, – отрекомендовала она известного искусствоведа, культуролога, скрипача, просветителя, писателя, актера и режиссера.
Классическая музыка – это формулы бизнесового мышления
Мнение Раушан Джуманиязовой о Казинике ничуть не преувеличено. Михаил Семенович славится тем, что даже слона может заинтересовать классической музыкой. Благодаря этой способности он стал экспертом концерта нобелевских лауреатов: организаторам уж очень хотелось, чтобы телезрители смотрели не только нобелевские торжества, но и симфонический концерт перед торжествами. Ну, Казиник и придумал, как привлечь внимание. Он разговаривал на камеру с лауреатами об их детстве, о том, какую музыку они тогда слушали, кто их любимый композитор.
– У всех нобелевских лауреатов в детстве была великая музыка. Подтвердилась моя теория: вся классическая музыка есть не что иное, как формулы научного, творческого, бизнесового и прочего мышления. Музыка дает гармонию, равновесие, баланс и способность переключаться, – рассказал на вечере Михаил Казиник.
Вообще, концерты-лекции Казиника описывать бессмысленно. Как минимум, их нужно смотреть в записи, в идеале – участвовать в них самому. Талант рассказчика в Михаиле Казинике рассмотрела Анна Ахматова; поэтесса так ему и сказала: «Тебе надо идти к людям». К самой Ахматовой Казиника за руку привел Иосиф Бродский, прочитавший одно из стихотворений 15-летнего Михаила. Да и сам Казиник чувствовал в себе желание раскрывать людям тайны гениев. Он вспоминает, как в советское время при посещении Риги граждане в обязательном порядке приходили в Домский собор.
– Первые 3 минуты они честно слушали: орган ревет, сильный, красивый. Но примерно через 5 минут человек начинал чувствовать, что кресло не очень удобное, еще через 10 начинал думать: «Жаль, что сел не возле прохода: нельзя уйти», – и в течение часа от этого бесконечного рева человек просто уставал. У них оставалось ощущение тяжести, они так ничего и не узнавали. Я сидел и думал: «Господи, ну, дали бы мне перед каждым произведением 5 минут – и они бы всё поняли», – поведал о своей мечте Михаил Казиник.
Нам с Богом повезло: он у нас меломан
Мечта Казиника сбылась: он стал объяснять людям, казалось бы, необъяснимые вещи – классическую музыку. Хотя сам Михаил Семенович свою деятельность описывает по-другому: «Всякое великое искусство – это передатчик, а человек, который не настроен на его частоту, – испорченный приемник. Я его ремонтирую». На вечере, посвященном Radio Classic, он отремонтировал с полсотни человек.
– У меня такая теория – теория поцелуя и удара. Для того чтобы гений реализовался, нужны два начала. Первое – это поцелуй. Есть люди, которых поцеловал Бог и сказал: «Иди, ты знаешь, что делать». И идет этот поцелованный – и ни-че-го не делает. Бог наблюдает и говорит: «А я знаю, что сейчас сделаю». И кого-то он оглушит, кого-то ударит, кого-то сделает больным-больным, кого-то почти уничтожит, и он будет всю свою короткую жизнь сражаться со страхом смерти. Гений получает какой-то ужас вместе с поцелуем. Он начинает пользоваться всей силой поцелуя для того, чтобы победить удар, – объяснил Михаил Семенович.
После поцелуя и удара появляется невиданная высвобожденная энергия гения, человечество получает подарок через страдания.
– Проблема в том, что искусство сейчас стало выполнять дизайновскую функцию. Но искусство – это не обои, это жизнь и смерть, это продолжение, искусство – это то единственное, что оправдывает наше существование здесь, – считает Казиник.
Шопен и полипы
Через призму своей теории поцелуя и удара Казиник стал рассматривать жизнь гениальных композиторов и рассказывать об увиденном тем, кто пришел на его лекцию-концерт.
– Фредерик Шопен всё свое детство дышал ртом: у него был редчайших тип полипов, не операбельных никаким образом, - начал Михаил Казиник историю о польском композиторе. - Он дышал ртом до 19-летнего возраста. А потом ему стало трудно дышать и ртом, потому что у него открылся туберкулез. Поэтому в музыке Шопена эффект дыхания – самый главный. Даже Жорж Санд вспоминает: «Когда Фредерик играл, он не кашлял». Вы знаете, что концертов он дал мало. Почему? Потому что душил кашель. Люди сидели и ждали, слышали, как он в артистической кашляет. У него кровавые салфетки. В какой-то момент, когда кашель прерывается, он выбегает на сцену и начинает играть. Каждый момент музыки Шопена – это преодоление невозможности дышать.
После этого на сцену Михаил Семенович пригласил пианиста Вячеслава Зубкова. Как признался Казиник, Вячеслав однажды потряс его своими невиданными техническими возможностями, особым отношением к музыке и легким характером. Перед тем, как пианист начал исполнять один из ноктюрнов и вальсов Шопена, Михаил Семенович пожелал всем услышать и почувствовать, как композитор «защищался от проблемы дыхания».
«Я Казиника в карман хочу положить и домой забрать»
Людвиг ван Бетховен стал еще одним примером, демонстрирующим, как Бог работает со своими любимцами.
– Слышащий Бетховен пишет плохую музыку. Настоящая музыка начинается только тогда, когда появляются первые признаки глухоты, – сказал Казиник и начал играть Бетховена «до и после». – Между тем, что я играю в первом и во втором случае, – расстояние космоса, вселенная.
С Моцартом, как считает Казиник, было еще интереснее.
– Моцарт такой чудесный, такой талантливый, сразу видно, что Бог поцеловал. А что начинается? Начинаются ужасные вещи примерно с 8-летнего возраста, когда Моцарт пишет свою первую симфонию: появляется страшный мотив, звуки, которые сопровождали и преследовали Моцарта всю жизнь. Перед смертью он пишет последнюю часть последней симфонии и этот мотив запускает в космос, – рассказал Михаил Семенович и тут же на рояле продемонстрировал, как композитор это сделал. - Моцарт выстроил всю свою жизнь и творчество на том, что боялся смерти – невиданно, невероятно. И каждое произведение – это мольба, обращение к Богу: «Я тебе это пишу. Ты же не заберешь меня?»
Из-за чего же у композитора такой страх? Из-за болезней: его организм был на грани, любая неосторожность, любая болезнь могла привести к смерти.
– Вот это крохотное странное тело, вот это маленькое шарнирное тело, это постоянная попытка шутовствовать, – описал «внешнюю сторону» Моцарта Казиник и заглянул вглубь: – А в глубине души невиданное знание гармонии и тайны. Поэтому Моцарт – это один из самых загадочных творцов на Земле.
…Встреча с Прометеем (так называют поклонники Казиника) длилась больше трех часов. Присутствующие с детским восхищением слушали его невероятные рассказы о композиторах, о поэтах, о нобелевских лауреатах, о Школах будущего, которые открывает Михаила Семенович. А когда Казиник закончил вечер, одна дама, провожая его глазами, призналась: «Я его в карман хочу положить и домой забрать, чтобы он на ночь мне такие истории рассказывал».
Фуршет в ходе вечера был организован гастрономом премиум-класса “Esentai Gourmet”.