Королева фортепиано: как музыкант из Казахстана получила признание за рубежом

427691

Дина Дуйсен рассказала про учебу и успешную карьеру в сфере искусства

Дина Дуйсен
Дина Дуйсен
Фото: личный архив

Она успешно выступает на престижных международных площадках Великобритании, Шотландии, Италии, Китая, США, Румынии, России, Украины и покоряет своим талантом всё больше и больше слушателей. Она лауреат международных конкурсов, магистр Королевской академии музыки в Лондоне. Диски с композициями в её исполнении продаются на сайте Amazon. За рубежом артистку называют казахской королевой фортепиано, а на родине очень гордятся её успехами.

Титул королевы Дина Дуйсен получила несколько лет назад – в своей рецензии журналист написал что-то вроде: «В руках казахской королевы фортепиано». И с тех пор к ней прикреплен этот титул. «Конечно, мне приятно, а я и не отнекиваюсь», – смеясь говорит пианистка.

Казахстан

Казахстанско-британская пианистка Дина Дуйсен родилась в Алматы в музыкальной семье: папа Орынбай Дуйсен – домбрист, заслуженный деятель Казахстана, мама – пианистка Сауле Сагимбаева и двое братьев скрипачей – Ордабек и Ильяс.

Конечно, музыка всегда играла большую роль в её жизни. Но это не значит, что выбор будущей профессии был предопределен. «Это было самостоятельно принятое решение. Мне было четыре года, когда я сказала родителям, что хочу и буду играть на фортепиано. Так я выбрала инструмент», – вспоминает Дина.

Кристиан Ли, Дина Дуйсен и Робин Уилсон
Кристиан Ли, Дина Дуйсен и Робин Уилсон
Фото: личный архив

Родители, напротив, не очень хотели, чтобы Дина и её братья пошли по их стопам. «Во-первых, это тяжелый труд. А, во-вторых, в нашей семье так: если решил заниматься музыкой, в таком случае она должна стать профессией, а не хобби. Но мы с братьями сами решили пойти по творческой стезе, и родители нас поддерживали. Я знаю примеры, когда в семье один музыкант и им бывает очень непросто: кто-то в итоге бросает музыку, другие – к ней возвращаются годы спустя как к главному делу своей жизни».

Итак, в пять лет Дина вместе со своими двумя братьями Ордабеком и Ильясом, скрипачами, поступила в специализированную музыкальную школу-интернат для одаренных детей имени Куляш Байсеитовой. «Я помню свои ощущение и мысли до сих пор. Выйдя на крыльцо школы, я подумала: всё, теперь я взрослый человек, ведь я учусь в школе».

Но закончить любимую школу не удалось. В 1998 году родители получили работу в столичной Казахской национальной академии музыки и семья переехала в Астану. В столице Дина продолжила обучение в Казахской национальной академии музыки (с 2009 года - Казахский национальный университет искусств «Шабыт» – F), которую окончила с отличием в 2005-м.

Дина признается, что переезд ей дался нелегко: «Всё новое: город, школа, педагог и совершенно иной климат… Еще  возраст у меня был переходный. Я помню, мне даже снилось, что я вернулась в Алматы».

Но сейчас, спустя столько лет, Дина подчеркивает, что это было не случайное стечение обстоятельств. Благодаря смене школы и педагога Дина стала чаще играть на концертах для иностранных делегаций, участвовать в конкурсах и мастер-классах отечественных и зарубежных исполнителей классической музыки.

«В алматинской музыкальной школе в тот момент такой богатой концертной деятельности не было. Я лишь однажды сыграла концерт с симфоническим оркестром в Центральном концертном зале. И это был мой дебют. В Астане – тогда новой столице – активностей было кратно больше, мы каждую неделю где-то выступали. А еще я впервые полетела на XXIX международный конкурс пианистов в итальянскую Сенигаллию, где заняла призовое третье место», – вспоминает Дина.

США

После окончания музыкальной академии Дина поступила на полную стипендию по программе Artist Diploma в Техасский христианский университет в Форт-Уэрте, который окончила в 2008-м.

«Выбор вуза и поступление в него произошло само собой, - вспоминает обеседница. - Мой брат, который на тот момент уже учился в американском Далласе игре на скрипке у Эдуарда Шмидера, посоветовал попробовать свои силы и поступить в местный вуз. Я записала диск – он требовался на приемном экзамене, и отправила без всяких мыслей. К слову, это был единственный вуз, куда я отправила свою работу. Университет дал мне полную стипендию на трехгодичную программу. Хотя, как я после узнала – был большой конкурс».

Нуржамал Усенбаева, Толеген Мухамеджанов  и Дина Дуйсен
Нуржамал Усенбаева, Толеген Мухамеджанов и Дина Дуйсен
Фото: личный архив

Дина поехала не раздумывая. Она вспоминает, что на курсе было мало ребят, говорящих по-русски, – пять или шесть человек, а из Казахстана она была единственной студенткой. «Кстати, – говорит Дина. – Я часто слышу: "Ой, вы первая казашка, которую мы знаем!" На что я им отвечаю: "Всё! Вы познакомились с лучшей!"». (Смеется.)

За годы обучения в Америке Дина обрела много хороших знакомых и верных друзей, которые до сих пор ее вдохновляют. Среди них яркий представитель белорусской фортепианной школы, лауреат международного конкурса имени Чайковского Андрей Поночевный, а также музыкант высочайшего класса, педагог и наставник Сергей Бабаян. Дина очень гордится дружбой с Сергеем и его супругой Маргаритой.

По словам пианистки, из-за того что ей не хватало профессиональной поддержки от университетского педагога, случилось ее знакомство с Сергеем Бабаяном. Хотя прицельно она его не искала: однажды в одной местной газете прочитала интервью и поняла, что он «ее» человек – по духу, по восприятию и исполнению музыки. Знакомство не стала откладывать в долгий ящик – и отправила письмо и DVD-запись с собственной игрой концерта Рахманинова с оркестром в Кливлендский институт музыки, где он преподавал. «Через два месяца раздался звонок: "Здравствуйте. Это Сергей Бабаян. Я посмотрел ваше видео. Вы состоявшийся артист. О чем же вы хотели со мной поговорить?" С тех пор мы дружим, и он до сих пор оказывает огромное влияние на меня как музыканта. Очень важно найти своего педагога, я в этом уверена», – подчеркивает собеседница.

А тогда – в 2007 году – это знакомство для Дины стало в хорошем смысле творческой встряской. Она дважды участвовала в фортепианной академии Сергея Бабаяна при Кливлендском институте музыки. К слову, не каждый музыкант удостаивается чести попасть на эти двухнедельные курсы.

После успешного окончания университета Дину пригласили работать преподавателем музыки в Техасском Уэслианском университете. Но она отказалась, так как к тому моменту поступила в Королевскую музыкальную академию в Лондоне, входящую в десятку лучших заведений Европы.

Великобритания

По словам Дины, Лондон она полюбила еще во второй свой приезд - на фестиваль в Оксфорде в 2006 году. «Уезжать не хотелось. Но я хотела не просто оказаться в столице Великобритании, я хотела обучаться у профессионалов своего дела, – рассказывает пианистка. – И уже на третьем году своего обучения в США связалась с деканом Королевской академии музыки, с моим будущим педагогом – Кристофером Элтоном».

Дину пригласили поступать в академию на общих правах. Но она заранее прослушалась у декана (это обычная практика - пройти урок-консультацию), и он сказал, что возьмёт в свой класс, если она поступит. Что и случилось. В сентябре 2008 года Дина начала учебу на степень магистра исполнительских искусств в Королевской академии, которую закончила с отличием в 2011-м. Ее педагогами были Кристофер Элтон, Хэмиш Милн и Кэтрин Стотт. «Учиться у таких музыкантов – как выиграть лотерею», – подчеркивает пианистка.

В академии к ней относились с большим уважением и всегда поддерживали любую инициативу.

Хотя трудности во время обучения тоже были. «Сложно было в самом начале, в основном финансово. Лондон – очень дорогой город. У меня была стипендия на учёбу, а на жилье надо было зарабатывать», – вспоминает пианистка.

Вопрос решился неожиданным образом. В академии Дина познакомилась со студенткой-скрипачкой, которая искала пианиста для репетиций и совместных выступлений. Так появился доход, который позволил стабильно платить за аренду квартиры. Творческий союз просуществовал два года, пока студентка не закончила обучение в академии и не уехала на родину – в Японию. После Дина стала давать частные уроки фортепиано.

***

Окончив магистратуру в 2011-м, Дина осталась в Англии. Она продолжала давать частные уроки фортепиано, а также по просьбе некоторых студентов скрипичного отделения колледжа аккомпанировала им, поскольку хорошо знала их репертуар. «Я играю только на фортепиано, но если бы выбирала второй инструмент, то выбор пал бы на виолончель!» – говорит Дина. Примерно в это же время от руководства Королевского колледжа музыки поступило предложение стать пианистом-аккомпаниатором.

В академию Дину пригласили значительно позже. Однажды её попросили сыграть на вступительных экзаменах у струнников в качестве аккомпаниатора, и через два месяца декан струнного отделения академии предложил работу. «Это было в 2020-м. Но полноценно работать я стала только в ноябре–декабре 2021 года, так как в тот момент, когда я получила предложение, была объявлена пандемия коронавируса и всем наказали сидеть дома, – вспоминает Дина Дуйсен – Сейчас я работаю в двух местах – в колледже и академии. Для этих учебных заведений это скорее исключение, чем правило».

В обязанности Дины входят репетиции со струнниками их репертуара, подготовка к прослушиванию и экзамену. Она отмечает, что требовательна к студентам, но и от себя требует не меньше. «Я нахожусь в постоянном поиске и не останавливаюсь. Остановка – это зачастую деградация. Меня интересуют люди, которые горят каким-то делом. Это всегда притягивает», – подчеркивает собеседница.

Но также Дина старается поддерживать своих студентов и хвалить, потому что сама знает, насколько это важно для творческого человека. «В прошлом году Сергей Бабаян играл концерт Рахманинова и попросил меня исполнить партию оркестра до его концерта с Ливерпульским оркестром, – рассказывает пианистка. – После он меня похвалил за игру, и у меня прямо крылья выросли - всегда приятно получать похвалу, тем более от наставника».

***

Помимо преподавательской деятельности Дина активно выступает с концертами, играет с разными музыкантами.

Никола Бенедетти и Дина Дуйсен
Никола Бенедетти и Дина Дуйсен
Фото: личный архив

Она регулярно работает со скрипачкой Николой Бенедетти, а также с пианистом Мартином Джеймсом Бартлеттом, Крисом Ричардсом, виолончелистом Робертом Коэном и другими.

Вместе со своим братом Ордабеком исполняет камерную музыку в составе дуэта «Дуйсен» в Великобритании, Италии, США и Казахстане. «Мне вообще интересен жанр камерной музыки. У меня был замечательный педагог Вячеслав Узбеков. К сожалению, он умер несколько лет назад. Так вот, в нашу последнюю встречу он был рад узнать, что я играю с разными скрипачами и виолончелистами. Он почему-то думал, что я буду в основном сольно заниматься», – отмечает пианистка.

Как у любого талантливого человека, у Дины есть знаковые события в ее богатой творческой жизни.

Конечно, это первый сольный концерт. Он состоялся, когда Дине было 13 лет. «Я играла концерт №1 Прокофьева с симфоническим оркестром в Центральном концертном зале в Алматы. И я помню, что репетиция прошла, мягко говоря, не очень гладко: дирижер хотел задать другой темп, мне это не понравилось, и я, психанув, ушла со сцены, – рассказывает пианистка. – Ситуацию, конечно, разрешили и отлично отыграли концерт. Публика нас хорошо приняла, долго аплодировала и подарила много цветов. А вечером мама с папой у нас дома устроили праздничный ужин».

Не менее значимая веха в творческой жизни – самый большой концерт, в котором играла Дина. Он состоялся в Оксфорде в одном из самых старых зданий Европы в 2002 году. «Я помню, у меня было волнение касательно того, как воспримут меня, девушку из Казахстана. В итоге, хорошо сыграв, я получила море оваций и аплодисментов. Думаю, тогда я почувствовала любовь публики», – отмечает собеседница.

Еще стоит отметить дебют Дины в театрализованном концерте «Байрон: ангел и изгой» с известными актерами Саймоном Расселом Билом и Робом Хипсом в октябре 2018 года. Рассказ о гениальном английском поэте Джордже Байроне и его стихи сопровождала музыка в исполнении Дины. К слову, такой же концерт был дан через год в Астане. «Работать с автором идеи Натали Спир, режиссером Ричардом Спиром, продюсером Майей Эллис, световым дизайнером Джеффи Хенсом и актерами было сплошным удовольствием. Это настоящие профессионалы, - говорит пианистка и добавляет: - А с Робом Хипсом мы подружились и уже сделали два совместных концерта «Музыка и поэзия» в Лондоне и Торонто».

Помимо этого, Дина выпустила свой сольный дебютный альбом «Мазурки от Шопена до Адеса», который был записан в Kings Place с продюсером, обладателем премии «Грэмми» Эндрю Кинером. А в 2023 году организовала свой трехдневный фестиваль «Дина и друзья», где звучала камерная музыка. Фестиваль, к слову, прошел с аншлагом.

«В начале этого года вместе с альтисткой Юн-Кун Шин поехали в концертный тур по Венеции и городам неподалеку и даже записали совместный диск. За 10 дней мы сменили четыре отеля – единственный минус в той поездке! Но Венеция меня заворожила», – признается Дина Дуйсен.

В планах казахстанско-британской пианистки - заниматься своей любимой работой: играть концерты, обучать музыкантов, а в мечтах, которые обязательно станут реальностью, – сыграть концерт в Карнеги-холл в Нью-Йорке.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить