Berkin&Mika: Мы своей этничностью не спекулируем
Молодые казахстанские фотохудожники дали интервью Forbes.kz на открытии своей первой персональной выставки
В первую очередь о международном характере работ Бахтияра Беркина и Меруерт Орынбасаровой, творящих под «брендом» Berkin&Mika, говорила на открытии выставки её куратор Тогжан Сакбаева. Да и сами художники не уставали это повторять.
Фотоколлажи молодого дуэта, общим числом 13, публика увидела в четверг, 13 сентября, в алматинской Esentai Gallery. И надо сказать, публики собралось немало, в основной такой же молодой, как и авторы — вчерашние лондонские студенты.
Однако и в такой яркой толпе «виновница торжества» Меруерт смотрелась жар-птицей — накладные ресницы, разрисованные ногти, фиолетовые волосы, безумные туфли — апофеоз того консьюмеризма, над которым она и её партнёр Бахтияр иронизируют в своих картинах. Она — главная героиня фотоколлажей, где, несмотря на «гипермакияж», Мика — единственный настоящий, живой элемент картин. Всё остальное пластиковое.
- Мы с Бахтияром сошлись на почве того, что он занимался фотографией, а я занималась дизайном, - рассказывает Мика, выпускница Лондонской школы экономики. - Мы решили сделать коллаборацию, я составила инсталляцию, он сфотографировал, и так родился наш совместный проект.
То, что это тесный дуэт, видно сразу: Мика и Бахтияр всё время смотрят друг на друга и отвечают чуть не хором. На традиционный вопрос прессы, что их вдохновляет, следует ответ: мы вдохновляем друг друга.
- Но вообще, по-моему, важно не вдохновение, а процесс, - серьёзнеет Бахтияр. - Мы тщательно изучаем тему...
- Эта выставка вдохновлена книгой Эдварда Бейнерса о том, как он использовал принципы военной пропаганды и стал отцом-основателем маркетинга, - подхватывает Меруерт. - Мы стали изучать всевозможные рекламы, «магазин на диване», все уловки, которые компании используют, чтобы заставить нас купить. Мы не критикуем, а смеёмся над этим.
В Казахстане дуэт Berkin&Mika только начинает свой путь, но в Европе им уже есть чем похвастать: в 2015 году они стали финалистами конкурса Float Art, в котором принимали участие свыше 10 тыс. человек, и конкурса Hix Awards. За последние три года дуэт принял участие в 12 выставках в разных городах мира.
В Алматы, на первую персональную выставку, они привезли свой проект Trivial Freedom («Тривиальная свобода»), который уже завоевал первое место в конкурсе журнала Photomonitor.
В Алматы пройдет выставка фоторабот Дениса Тена
Трагически скончавшийся спортсмен увлекался живописью и фотографией →
Открыв вернисаж словам благодарности галерее, художники дали блиц-интревью Forbes.kz.
F: Первый вопрос: почему вы — Мика, а не Меруерт Орынбасарова? Вот Бенедикт Камбербетч не стал менять имя, как ни уговаривали.
- Меня так называют родители, мои родные, мои друзья. Я чувствую, что я Мика, на имя Меруерт могу и не откликнуться. Прожив более 10 лет в Лондоне, я поняла, что выговорить или написать фамилию Орынбасарова там никто не может, например, ни один преподаватель не смог. Поэтому мы решили взять псевдоним. Мы ещё не знали, что вернёмся в Казахстан, планировали оставаться в Англии, хотели быть узнаваемыми.
F: Вы работаете вместе четвёртый год. Никогда не задумывались о том, чтобы заняться чем-то ещё, кроме художественной фотографии?
- Мы уже поменяли свой род деятельности на фотографию: я училась экономике, и у Бахтияра тоже первое образование экономическое.
F: Как вы думаете, почему ваши работы побеждают на конкурсах? Чем они «берут» жюри?
- Во-первых, мы никогда не хотели брать нашей экзотичностью, - вступает в разговор Бахтияр, - эксплуатировать нашу этничность.
- Не хотели на этом спекулировать, - продолжает мысль Мика. - Мы хотели доказать, что художники из Казахстана могут соревноваться с художниками из других стран и не теряться на их фоне.
- Мне кажется, мы «берём» тем, что наши работы не относятся ни к какой стране, ни к какой религии, каждый может понять их, они сделаны на каком-то на общем языке, - заканчивает тему Бахтияр.
Нурлан Смагулов покажет казахстанцам свои любимые картины
Известный казахстанский бизнесмен откроет выставку работ из своей личной ко... →
F: На вашем сайте сказано, что хотите превратить обычные вещи во что-то более значимое. Значит ли это, что консьюмеризм для вас — не отрицательное, а позитивное явление?
- Мы не относимся к консьюмеризму ни как к положительному, ни как к негативному явлению. Мы смотрим на это всё с иронией, изучаем его как феномен. Мы сами — жертвы консьюмеризма, но при этом можем над собой посмеяться, - уточняет Мика.
F: Ваши победы в конкурсах обеспечили вас финансово?
- Нет, но чем больше ты участвуешь в конкурсах, чем больше тебя публикуют, тем лучше становится твой статус как художника, и ты можешь продавать картины. Конкурс — это как инвестиция в будущее.
F: В разных публикациях вы по-разному отвечаете на вопрос, в каком стиле вы работаете: поп-арт, файн-арт, сюрреализм. Давайте я тоже об этом спрошу.
- То, что мы фотографируем, не совсем реальность, это воображаемые сеты, их не существует в обычной жизни, поэтому мы называем наши работы сюрреализмом, но в стилистике поп-арт, - объясняет Мика.
- Немногие замечают, что в нашей серии Trivial Freedom всё, даже кукуруза, цветы, даже горы, на фоне которых кукуруза — мы сначала этот фон распечатали и приклеили, как обои, - это всё фейк, всё ненастоящее, - говорит Бахтияр.
- Эта ненастоящая жизнь, которую нам пытаются продать компании, и это в своём роде сюрреализм, - дополняет Мика.
F: В двух работах я увидела изображения лекарств и медицинских инструментов. Что для вас тема медицины и врачей?
- Первая работа - это сатира на пластическую хирургию, а вторая, где кассовый аппарат с таблетками — мы хотели показать, что шопинг сейчас для нас — это лекарство.
F: Почему вы используете не цифровой фотоаппарат, а плёночный?
- Мы считаем, что широкоформатной плёнке нет альтернативы: цвета получаются яркими, а главное — она не искажает реальность.
F: Будете ли делать какой-то проект в Казахстане?
- Мы планируем сделать новую серию, но ещё не готовы об этом говорить.
Вопрос о цене на картины пара переадресовала галеристу Тогжан Сактаевой.
- Несмотря на хороший провенанс, картины ребят достаточно доступны по цене, - сказала она. - В среднем до 5 тыс. долларов. Кроме того, дуэт уже сотрудничает с крупными брендами. Сейчас многие бренды привлекают к сотрудничеству художников, основывают фонды, музеи, дают возможность молодым художникам расти и развиваться. И наша задача, как галереи, — совместить бизнес и искусство, проложить между ними мостик.
Выставка продлится ровно месяц. Но авторов работ на ней застать будет трудно - у них уже запланированы мероприятия в Астане.