Как создать свой театр и зарабатывать на нём

38237

Творческий проект Разии Хасановой стал историей не только про искусство, но и про бизнес

Разия Хасанова - основатель театра Interius
Разия Хасанова - основатель театра Interius
Фото: © Данияр Садыков

Театр историй, театр движения, театр жизни. Да, это театр Interius, основателем которого является Разия Хасанова – художественный руководитель, сценарист, режиссер и продюсер. Для поклонников современного театрального искусства Interius – это театр, который лечит душу. Для бизнес-среды Interius – это уникальный проект, созданный с нуля, не получивший никакой финансовой поддержки со стороны на старте, не имеющий никаких коммерческих партнеров и инвесторов, но при этом весьма прибыльный, а главное – вольный. И в основе театра – мечта женщины.

Проект никогда не окупится, если вы не верите в его успех

Официально Interius вышел на казахстанские подмостки в 2015 году. Но за два года до этого родилась «Любовница» – первый спектакль Разии Хасановой, визитная карточка театра.

«Изначально это было непросто, учитывая, что я не имею опыта в бизнесе. Никто не верил в мою идею. Я столкнулась с необходимостью заниматься всем самой, без поддержки. Моя семья не понимала, как я могла бросить стабильную работу ради театра. Актеры и танцоры приходили и уходили. Потенциальные инвесторы отказывались поддерживать проект, о чем сейчас, кстати, многие жалеют. Большую часть средств вложила я сама. Это около $50 тысяч. Также меня поддержала моя подруга Дильназ Ахмадиева, которая, наверное, в какой-то момент устала слушать мои рассказы о том, каким будет мой театр, и решила подтолкнуть меня к действию, – вспоминает Разия Хасанова. – Я оплачивала репетиционное время танцорам, создание костюмов и даже создание эскизов костюмов. Аренда зала для репетиций – оплата почасовая. Например, аренда зала стоила 3000 тенге за час, а работать надо 12 часов в день. Месяцами. Я оплачивала каждую минуту времени, которую люди готовы были потратить на этот проект».

Театру нужны не столько деньги, сколько правильные люди

Как рассказывает продюсер Interius, бывали случаи, когда актеры уходили с репетиции и больше не возвращались. А если и оставались, то ничего не получалось. Ситуация начала меняться, когда в коллективе появились те самые люди, которым была близка идея Interius и видение его основателя. Это было в 2015 году.

«Говоря о театре как о бизнес-проекте, я скорее говорю о построении команды. Процесс управления театром отличается от корпоративного управления. Работа в театре требует больших эмоциональных затрат. Это одна из слабых сторон нашей системы. Но также это делает наш проект живым и уникальным. Мы с актерами договорились, что если у кого-то есть проблемы или переживания, мы будем обсуждать это открыто. Это важно для сохранения психологического здоровья коллектива», – отмечает продюсер, подчеркивая, что важно смотреть в будущее, но еще важнее сохранять человеческие отношения в коллективе. Тогда работа идет более эффективно.

В театре каждый знает свои обязанности. Это касается и технической стороны работы. Протираются и расставляются декорации, подшиваются костюмы, клеятся маски, убираются гримерки, подбирается реквизит, сортируется пластик и сдается в пункты сбора, даже образовался свой детский сад... «И когда меня нет в театре, этот процесс не останавливается. Наоборот, в мое отсутствие люди работают усерднее», – добавляет Разия Хасанова.

«Когда меня упрекают, что я строю бизнес как семью, я отвечаю, что да, у нас жестко иерархический тип взаимоотношений. Но если уж мы обращаемся к классификации Тромпенаарса, то точнее было бы отнести нас к типу «Инкубатор», где все направлено на развитие самореализации творческой личности в условиях минимальной степени формализации отношений. У нас нет контрактов по типу «ты должен сыграть 100 спектаклей», так как это неэффективно: сцена является наградой, а не «обязаловкой», и артист должен хотеть выйти на нее не только из-за гонорара», – подчеркивает художественный руководитель Interius.

Фото: © Данияр Садыков

В постоянном долгосрочном успехе проекта заинтересован каждый, кто в нем так или иначе задействован. Все в театре, а это порядка 40 человек, работают как ИП. При другом раскладе с учетом требований казахстанского налогового законодательства театр не смог бы существовать.

«Моей ошибкой было тратить много денег на содержание актеров. Я покупала танцевальные туфли, колготки, белье. Оплачивала гримера и косметику, стилиста. Потеряла на этом большие деньги. К слову, одна пара туфель стоит в среднем 25 тысяч тенге, танго-туфли – до 100 тысяч тенге, – признается Разия Хасанова. – Но потом мы с ребятами договорились, что все подобные расходы они берут на себя. В конце концов, актер сам должен наносить грим и делать прическу себе. Это часть его подготовки, процесса входа в роль, слияния с образом».

Устраивают ли такие условия коллектив? Однозначно да. По словам директора Interius, если на заре театра актеры получали за свое разовое выступление в качестве гонорара максимум 15 тысяч тенге, то сейчас гонорар за спектакль оценивается в 100 тысяч тенге у ведущих актеров. А представления даются четыре-пять раз в неделю.

«У людей есть стабильность, которая дала возможность завести семьи. У них появились не просто друзья, но единомышленники, настоящая психологическая поддержка, профессиональный рост, обучение, проработка, когда ты чувствуешь себя и учишься управлять своими эмоциями», – перечисляет Разия Хасанова.

Вам будут платить за то, кем вы являетесь

«Голодных времен у театра не было. Даже в карантинные годы. Я всегда откладывала деньги на рост и развитие, на подушку безопасности. Со временем мы научились обходиться малым и при минимальных затратах выдавать максимальный результат. Например, наши декорации мобильны, используются в разных спектаклях и хранятся в гараже, а не на складах. Одни и те же костюмы мы можем использовать в разных спектаклях. Платья из «Любовницы» прекрасно работают в «Что-то будет». Мы не размещаем рекламу. Но мы каждый год создаем новый спектакль. Если стоимость первого спектакля (из-за отсутствия опыта) выходила в 8 млн тенге, то теперь премьера нам обходится в 3–3,5 млн», – рассказывает продюсер Interius.

Более того, театр позволяет себе выводить на сцену такие спектакли, которые окупаются в ноль, но они, как подчеркивает Разия Хасанова, «угодные Богу», они должны быть и говорить со зрителем. Таким спектаклем, например, является «Другая Дюймовочка». Постановка не дает прибыли, потому что в ней задействовано много людей. Но «Любовница», как самый прибыльный спектакль, закрывает эту брешь.

Можно ли тогда сократить количество людей? «Нет, – считает Хасанова. – Это неразумно, так как мы работаем в сфере, где люди эмоционально выгорают, физически устают, порой травмируются, и в таких случаях у нас всегда есть замены, дублеры, проекты не закрываются из-за выбывших артистов. Кроме того, этот мучительный процесс – растить новых и новых ребят – правильный с точки зрения воспитания молодых. Однако да, большой коллектив требует много зала. И мы давно выросли до своего театра».

Самые большие расходы театра – это гонорары актерам, налоги государству и транспортные расходы в случае гастролей.

«Господи, кто бы знал, как нам хочется объехать весь Казахстан! Но после карантина именно этого мы не можем себе позволить. Перелеты, проживание, питание на 38 человек… а еще аренда залов. В среднем 2 миллиона тенге за вечер. Сколько же зрителям в регионах будут стоить билеты?!» – качает головой руководитель театра.

От другого человека нельзя ждать, чтобы он что-то намечтал тебе

Итак, 10 лет назад никто не верил в успех проекта. Поэтому так повелось, что Interius развивался практически без частного партнерства и тем более без государственного участия.

Ни разу, даже в самые яростные кризисы, Разия Хасанова не обращалась с просьбой о помощи к государству, но, наоборот, с деловым предложением.

«Мы делаем спектакли, которые реально меняют сознание молодых людей, о любви, о том, что нет плохих людей, о вере в Бога, доброте, ошибках и прощении. Например, «Другая Дюймовочка». Мы предлагали госорганам оплачивать билеты для студентов. Два ряда. Притом что театр у нас маленький. Ответа не получили. Или, например, я бы хотела наши тексты видеть на казахском языке. Можно было бы поставить экраны с синхронным переводом на государственный язык. Ответа не последовало, – делится Разия Хасанова. – Что касается частного партнерства, то я никогда не пойду на то, чтобы в сценарий вписывать рекламный текст и со сцены рекламировать какой-то продукт. Когда билеты были бумажными, можно было поместить чей-то логотип. На первую презентацию, когда мы позвали прессу и гостей, одна компания поставила нам вино. Пожалуй, это был единственный раз, когда у нас были партнеры».

Таким образом, театр полностью является самоокупаемым и, более того, прибыльным. Зал на 115 посадочных мест, цена билета от 8 тысяч тенге, четыре-пять представлений в неделю, более 200 представлений в год.

«У нас всегда аншлаг. У нас всегда проданы все билеты. К нам приходят люди из разных городов Казахстана, из России, даже из США. Таков результат этих 10 лет, – говорит Разия Хасанова. – Поэтому, когда меня спрашивают о рисках, я убеждена, что главный риск в любом деле – это отсутствие таланта».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить