Плоды одиннадцати волшебных дней: обзор наград Венецианского кинофестиваля

67335

Историк искусства и кино Татьяна Розенштайн передаёт из Италии специально для Forbes.kz

Дамьен Шазелл, Катерина Мурино и Роберто Чикутто
Дамьен Шазелл, Катерина Мурино и Роберто Чикутто
Фото: © Andrea Avezz/La Biennale di Venezia/ASAC

После 11 волшебных дней, полных просмотров, роскошных появлений на красной ковровой дорожке, критики и бурных аплодисментов, встреч и интервью, завершился Венецианский кинофестиваль - событие, которое напомнило миру, что кино - это не просто кадры на экране, но и искусство, способное трогать, вдохновлять и возмущать.

Йоргос Лантимос
Йоргос Лантимос
Фото: © Andrea Avezz/La Biennale di Venezia/ASAC

Фильм «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса сорвал бурю одобрения. Зрители были в восторге от дерзкого сюжета, великолепных декораций и впечатляющей игры актеров.

Однако главное богатство фильма - его радикальное послание о женской силе. Героиня картины, Белла Бакстер в роли растущей женщины-ребёнка, меняющейся на глазах зрителей, начинает свой путь как кукла Барби (недавнюю картину о которой в западном мире рассматривают чуть ли не как новый манифест феминизма). Однако Барби не хватает глубины и остроумия Беллы. Поэтому если феминисткам и необходим пример для подражания, то им может стать именно эта героиня - смелая, умная, решительная и отстаивающая свои права на выбор собственного пути в жизни. 

Кейли Спейни
Кейли Спейни
Фото: © Andrea Avezz/La Biennale di Venezia/ASAC

Картина Лантимоса была удостоена высшей награды кинофестиваля - «Золотой лев». Тем не менее актрисе Эмме Стоун, исполнившей роль Беллы, не был вручён «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль несмотря на то, что её выдающееся исполнение стало одним из самых обсуждаемых на фестивале. Это решение обусловлено политикой Венецианского кинофестиваля, согласно которой фильмы, удостоенные главной награды, не допускаются к участию в других категориях награждения. А «лучшей актрисой» была признана 25-летняя американка Кейли Спейни за её роль Присциллы Пресли в картине Софии Копполы. Скорее всего, это также было сделано, чтобы увеличить её шансы на будущий «Оскар», поскольку Американская киноакадемия часто отдаёт предпочтение именно таким картинам. Однако мы надеемся, что и работа Эммы Стоун не останется незамеченной в будущих номинациях.

Питер Сарсгаард
Питер Сарсгаард
Фото: © Andrea Avezz/La Biennale di Venezia/ASAC

К сожалению, никак не была отмечена игра актёра Калеба Лэндри Джонса, который гениально сыграл главного героя в картине «Догмен». Вместо него «Кубок Вольпи» за лучшее мужское исполнение получил американец Питер Сарсгаард, который в фильме мексиканского режиссёра Мишеля Франко «Память» сыграл роль пятидесятилетнего мужчины, страдающего от деменции и потери памяти. На его пути появляется его бывшая одноклассница (Джессика Честейн), которая также преодолевает свои собственные трудности и травмы, в том числе насилие, которому она подвергалась в детстве и юности со стороны своего отца и одноклассников. Эти две несчастные души случайно встречаются, и между ними возникает трогательная связь.

Во время вручения награды Питер Сарсгаард произнёс эмоциональную речь, в которой коснулся актуальных тем, связанных с забастовкой актёров и их борьбой за справедливую оплату. Он также подчеркнул важность осмысленного развития искусственного интеллекта и предупредил о том, что если актёры проиграют эту борьбу, их профессия столкнётся с серьезными проблемами и станет первой жертвой технологического прогресса. Актёр посвятил свою награду памяти своего дяди, пчеловода, который скончался от деменции во время пандемии COVID-19.

Пабло Ларраин
Пабло Ларраин
Фото: © Andrea Avezz/La Biennale di Venezia/ASAC

О забастовке актёров и сценаристов вспомнил в своей речи также Пабло Ларраин, который стал победителем в номинации «Лучший сценарий» за свою картину про Аугусто Пиночета «Граф». Ларраин выразил желание поделиться этой наградой со своим братом Хуаном и всеми, кто сделал этот фильм сказкой, а также со своими тремя детьми, которым он со сцены пообещал, что «когда-нибудь снимет фильм специально для них, но только не этот». Завершая свою речь, он подчеркнул, что никто не должен оставаться безнаказанным за свои незаконные и жестокие действия, нарушающие права человека. Здесь он имел в виду диктатуру в Чили, которая пришла к власти в результате военного переворота пятьдесят лет назад. 

Маттео Гарроне
Маттео Гарроне
Фото: © Andrea Avezz/La Biennale di Venezia/ASAC

«Серебряного льва» за режиссуру фильма «Я – капитан» получил итальянец Маттео Гарроне. Главному исполнителю Сейду Сарр, звезде ТikTok из Сенегала, вручили премию Марчелло Мастроянни. Этой премией награждают молодых и подающих надежду актёров. Сейду сыграл уязвимого юношу, который пытается иммигрировать из Африки в Италию. Ту же тему, беженцев, направляющихся в Европу, подняла в своём фильме «Зелёная граница» полька Агнешка Холланд. В её фильме беженцы пытаются попасть в Евросоюз через Белоруссию и Польшу. В обеих картинах людей, которые находятся и без того в затруднительном положении, подвергают насилию, а некоторым из них приходится расстаться с жизнью. Польского режиссёра Холланд наградили «Специальным призом жюри».  

Агнешка Холланд
Агнешка Холланд
Фото: © Andrea Avezz/La Biennale di Venezia/ASAC

Нынешний кинофестиваль ясно дал понять, каким образом сегодняшнее кино отражает актуальные темы, и награды раздавались именно по этому признаку.

Права женщин поднимались в картине «Бедные-несчастные», а также, в несколько условной форме, в «Присцилле». Непрекращающийся кризис миграции показали в картинах «Я – капитан» и «Зеленая граница». Картина «Зла не существует» была посвящена экологическим проблемам, в частности защите уязвимых общин от алчных корпораций. Японца Рюсукэ Хамагути за эту ленту наградили Гран-при жюри. Фильм показывает небольшую сельскую общину недалеко от Токио, которая защищают ресурсы своего региона – чистую воду, свежий воздух или свободно гуляющих в округе диких оленей - от строительства гламурного кемпинга. Этот созерцательный фильм сосредоточился на том, как неподготовленность и алчность предпринимателей сталкивается с мудростью местных жителей.

Рюсукэ Хамагути
Рюсукэ Хамагути
Фото: © Andrea Avezz/La Biennale di Venezia/ASAC

Таким образом, каждая из награждённых лент рассказывает свою уникальную историю, касающуюся важных тем современности. Венецианский кинофестиваль этого года закончился, но он оставил множество впечатлений, а главное - фильмов, которые будут продолжать дискуссии и вдохновлять любителей кино на долгое время.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить