Основные моменты Каннского кинофестиваля 2023: впечатляющие премьеры и захватывающие темы

21909

Историк искусства и кино Татьяна Розенштайн передаёт из Франции специально для Forbes.kz

ФОТО: Festival du Cannes

76-й выпуск Международного Каннского кинофестиваля подходит к концу. В эти выходные будут подведены итоги и объявлены победители. Это грандиозное кинематографическое событие представило зрителям множество захватывающих фильмов и ярких премьер. Здесь обсуждались самые разнообразные темы, отражающие важные аспекты нашей жизни. Предлагаем обзор основных тем и самых ярких фестивальных премьер.  

Фашисты в кадре

Неожиданно актуальной стала тема фашистского прошлого Европы. И речь идёт не только о фестивальной премьере «Индианы Джонс и циферблата судьбы», где тема Второй мировой войны и спасение исторических артефактов от нацистов-завоевателей являются основным триггером сюжета этой франшизы. Например, британец Стив МакКуин снял на эту тему свой четырехчасовой документальный фильм под названием «Оккупированный город».

МакКуин, переехавший жить в Амстердам, неожиданно открыл для себя скрытую историю этой сегодня пульсирующей европейской метрополии. Вернее, вначале её открыла его жена, писательница Бьянка Стигтер, издавшая иллюстрированную книгу «Атлас оккупированного города, Амстердам 1940-1945». Самому режиссёру трагедию прошлых лет напомнил пандемический локдаун в 2020 году, а также протесты в защиту национальных и расовых меньшинств.

В «Оккупированном городе» хронику событий передаёт невидимый рассказчик. Зритель посещает места, некогда полные жизни, которые опустели из-за жестоких карательных операций. Он слышит истории о брошенных младенцах и расправах над еврейскими семьями по доносу, лишь потому что соседи мечтали переехать в более удобные квартиры. Виды прошлого и современного Амстердама мелькают на экране и неожиданно город перестаёт казаться безобидным. На нём словно тоже лежит бремя молчаливого и бездействующего свидетеля страданий и убийств. 

Сюжет «Зона интереса» Джонатана Глейзера переносит зрителя в Освенцим, точнее в усадьбу коменданта концлагеря Рудольфа Хёсса. Этот высокопоставленный офицер СС, его супруга и их дети спокойно наслаждаются жизнью в просторной усадьбе, принимают гостей и устраивают пикники в саду, в то время как через забор коптят трубы крематориев, слышатся выстрелы и истошные крики заключенных. Когда офицеру объявляют о его переводе на другой объект, жена отказывается покидать «такой прекрасный удобный дом». И кажется, ситуация удивляет только современного зрителя, который задаётся вопросом, как могут люди быть абсолютно глухи и слепы к массовому геноциду, который происходит у них под носом. Как МакКуин, так и Глейзер признались журналистам, что обеспокоены ростом политического экстремизма в современном мире. Глейзер, чей фильм показан в основном конкурсе Каннского кинофестиваля и был встречен восторженными отзывами, считает, что слишком легко предполагать, будто жестокое поведение является делом прошлого: «Большая трагедия заключается в том, что люди делали подобное другим людям. Для меня Холокост – не музейный экспонат, от которого нам следует держаться на безопасном расстоянии, но факт, о котором следует напоминать с необходимой срочностью и тревогой». 

Кадр из фильма «Зона интереса»
Кадр из фильма «Зона интереса»
ФОТО: Festival du Cannes

Фильм режиссёра Вима Вендерса «Ансельм» нельзя напрямую связать с нацистами только потому, что его главным героем является известный немецкий художник Ансельм Кифер. Однако есть в мыслях творца тревожные элементы. Во-первых, ему нравится пользоваться символикой, которая ассоциируется с исторической трагедией и последствиями фашизма. Во-вторых, Кифер был учеником Йозефа Бойса. А Бойс, как известно, и сам был полон противоречий. Да, он высказывался против фашизма. Но во время Второй мировой войны самолёт Бойса, служившего в качестве лётчика-бомбардировщика в немецкой авиации, был сбит британцами в Крыму в 1944 году. И несмотря на то что именно крымчане выходили художника от тяжелых ранений, Бойс снова отправился воевать на фронт, пока не был взят в плен советскими войсками. Таким образом произведения и мысли Кифера, его конфронтационно-трансгрессивная сатира, основанная на идеологии фашизма, даёт некоторое пространство недоброжелателям художника.

Кадр из фильма «Ансельм»
Кадр из фильма «Ансельм»
ФОТО: Festival du Cannes

Возможно, картина Мартина Скорсезе «Убийство цветочной луны» с Леонардо ДиКаприо и Робертом Де Ниро в главных ролях не связана с фашистами, но она тоже о геноциде, на этот раз со стороны американцев в отношении местного населения. Несмотря на продолжительность в 3 часа 26 минут, публика долго не отпускала создателей ленты после ее премьеры в кинотеатре Grand Lumiere. Овации продолжались десять минут. Канны праздновали возвращение легендарного Мартина Скорсезе, который в последний раз приезжал сюда в 1985 году с картиной «После работы», и Роберта Де Ниро - в последний раз их видели здесь вместе в 1976 году на премьере фильма «Таксист». И, конечно, Канн любит Леонардо ДиКаприо. Хотя у многих зрителей ДиКаприо ассоциируется с его ранними работами в амплуа героя-любовника, именно Мартин Скорсезе «сделал из него настоящего драматического актёра».

Кадр из фильма «Убийство цветочной луны»
Кадр из фильма «Убийство цветочной луны»
ФОТО: Festival du Cannes

На этот раз действие картины разворачивается не на улицах Нью-Йорка, а в Оклахоме 1920-х годов, где осейджи (коренное население Северной Америки) систематически погибают без суда и следствия. На место происшествия прибывают сотрудники только что созданного ФБР, которые в процессе расследования обнаруживают зловещую операцию.

«Мы проделали большую работу, чтобы помочь Марти реализовать то, что он делает лучше всего – рассказывает очень человеческие истории», - сказал после премьеры фильма ДиКаприо журналистам. Наверное, самую большую радость в тот вечер испытал стриминговый сервис Apple TV, который вложил в этот проект $200 млн. После Каннской премьеры у него не оставалось сомнений, что вложения окупятся. 

Создатели кино о себе

В этом году многие фильмы исследуют кулисы кинобизнеса. Например, Тодд Хейнс в фильме «Май Декабрь» поведал историю известной телевизионной актрисы (Натали Портман), которая отправляется в штат Джорджия, чтобы провести исследования для своей будущей роли. Она должна сыграть 36-летнюю Грейс (Джулианна Мур). Будучи замужем, она заводит роман с 13-летним мальчиком, рожает от него двоих детей и впоследствии выходит за него замуж. Героиня Портман настолько вошла в свою роль, что даже спит с тем самым мальчиком, которому теперь уже за 30.

Режиссёр признался, что снял этот фильм только из-за одной сцены, где Портман, обращаясь прямо к камере, исполняет монолог – признание любви к мальчику – от имени Грейс. Её речь снята в одном длинном кадре. «Именно эта сцена стала причиной, почему я хотел снять фильм, - поясняет Хэйнс. - Я представил себе «Причастие» Ингмара Бергмана, где Ингрид Бергман читает письмо прямо в объектив. Думаю, эта сцена может принести Портман её четвёртого «Оскара». Его мнение, однако, разделили немногие кинокритики, посчитав, что единственным достижением фильма стал звёздный актёрский состав, в то время как сюжет и его презентация выглядели довольно посредственно.

В своём фильме «К светлому будущему» Нанни Моретти также обращается к теме режиссёрских будней, вероятно, своих. Он играет режиссёра, который сталкивается с бесконечными сомнениями и гневом. Действие происходит в 1956 году, во время ввода советских войск в Будапешт. Венгерский цирк Будавари переезжает в Рим. Отношения СССР и Венгрии вызывают разногласия в итальянской коммунистической партии: одни её члены хотят покинуть родину, другие слишком запуганы наследием Сталина, чтобы выразить свою критику. Моретти играет режиссёра-тирана, который по иронии отказывается играть Сталина, а хочет снимать фильмы про силу народа. 

Режиссёр «Паутины» кореец Ким Чжи Ун пытается создать шедевр, несмотря на жалобы актёров, запрет съёмок и жёсткую цензуру. В главной роли снялся ветеран Сон Кан Хо, который завоевал сердца западных зрителей своей игрой в «Паразитах» Пон Джун Хо. В прошлом году его удостоили «золотой пальмовой ветви» за главную роль в картине Хирокадзу Корээды «Посредник». 

Корээда также участвовал в основном конкурсе. На этот раз с картиной «Монстр», где речь идёт о школьнике Минато, над которым, похоже, издеваются в школе. Насколько это правда, японец даёт решать самому зрителю, применив приём Акиры Куросавы из фильма «Расёмон», когда ход одних и тех же событий показан с разных точек зрения. Даже после просмотра картины остаётся неясным, кто же оказался «Монстром» и где его следовало искать, в героях фильма или каждом из нас.

Шокирующая брутальность

Два фильма разделили зрителей и критиков на Каннском кинофестивале. В «Клубе Ноль» Джессики Хауснер девочка-подросток вызывает у себя рвоту, а затем её съедает, в другом – «Чёрные мухи» Жана-Стефана Совера – на экране крупным планом возникают гнилые тела, над которыми вьются мухи. В первой картине речь идёт о элитной школе, где группе подростков преподают «осознанное питание». Их педагог ратует за полный отказ от пищи, дабы улучшить собственное здоровье, а заодно спасти окружающую среду.

Кадр из фильма «Клуб Ноль»
Кадр из фильма «Клуб Ноль»
ФОТО: Festival du Cannes

В «Черных мухах» речь идёт о буднях санитаров скорой помощи, которые оказывают неотложную медицинскую помощь «отвергнутым мира сего»: эмигрантам, беднякам, бездомным в вечно неспящем Нью-Йорке. Санитаров сыграли Шон Пенн и Тай Шеридан. Первый показан с постоянно полузакрытыми глазами и зубочисткой в рту, другой – настолько эмоционально нестабильным, что уже в начале фильме понятно, каким будет его финал. Быстрая тревожная камера, ослепляющие вспышки света и постоянно ревущая звуковая дорожка создают удушающую атмосферу безысходности, но не затрагивают эмоционально. Последнее гораздо лучше удалось Мартину Скорсезе в фильме с похожим сюжетом «Выводя мертвецов», где санитара сыграл Николас Кейдж. 

Кинематографическая вселенная

Уэс Андерсон устроил парад звёзд на «красной ковровой дорожке» - среди них Скарлетт Йоханссон, Тильда Суинтон, Виллем Дефо, Джейсон Шварцман, Эдвард Нортон, Эдриан Броуди – во время премьеры своего фильма «Город астероидов». Отсутствовал только Билл Мюррей, который перед началом съёмок заболел ковидом, что вынудило режиссёра заменить его на Тома Хэнкса.

Кадр из фильма «Город астероидов»
Кадр из фильма «Город астероидов»
ФОТО: Festival du Cannes

Фильм рассказывает историю группы школьников и родителей, который отправляются в вымышленный город в пустыне на ежегодную встречу молодых астрологов. Мирную жизнь людей в этом уютном провинциальном городке нарушают инопланетяне, крадущие гордость местных жителей - астероид. Андерсон является одним из немногих режиссёров с особым стилем, пропитывающим все его фильмы. Стиль - в композиции и декорациях, наполненных безделушками, в пастельно-мультипликационном колорите, в движениях камеры и в сатирических диалогах, которые вызывают улыбку, но редко - громкий и от всего сердца смех. Его фильм уже сейчас разделил каннских зрителей на его абсолютных поклонников, громко аплодирующих каждой работе, и других, которые презирают тщательно скомпонованную дизайнерскую пустоту его картин. 

Кадр из фильма «Город астероидов»
Кадр из фильма «Город астероидов»
ФОТО: Festival du Cannes

Другое дело - фильмы финна Аки Каурисмяки, известного тем, что во время съёмок и перед выходом в люди не может обойтись без крепких горячительных напитков. Поэтому он уже давно перестал давать интервью или даёт их только тем, кто может расшифровать его речь. В этот раз – на своей премьере – Каурисмяки исполнил сольный танец перед фотографами на «красной дорожке», зажал в объятиях вырывающегося Тьерри Фремо (художественного руководителя Каннского кинофестиваля) и наконец расплакался. И всё же его картину «Опавшие листья» можно назвать маленьким шедевром. Она о молчаливой работнице супермаркета Ансе и вечно запивающем свою депрессию и пустоту рабочем по имени Холаппа. Они встречаются, и между этими одинокими душами возникает трогательная связь. Одна интересная деталь в фильме: персонажи периодически включают радио, где передают новости о войне в Украине.

Визуальный стиль этой картины, как и всех картин Каурисмяки, отличается уникальной эстетикой, где каждая деталь имеет свой особенный художественный смысл. Статичные кадры, минимальное движение, симметричная композиция, цветовая палитра из землистых оттенков с неожиданным введением синего или красного создают особую меланхоличную атмосферу его фильмов. Критики сошлись во мнениях, что «Опавшие листья» - фильм, сделанный с большой душой и, несмотря на абсурдность, он наполняет сердца зрителей эмоциями. Поэтому многие пророчат этой картине «золотую пальмовую ветвь».

Самой скандальной премьерой кинофестиваля стал показ «Идола». Непонятно, вызвало ли такую шумиху участие в этом телесериале дочери Джони Деппа и Ванессы Паради – Лили-Роуз Депп или то, что серии смотрятся как порнографическое видео, изображающее участников мировой музыкальной индустрии в виде потерянных невротиков, а их идолов – в пропагандистами порнографии. Несмотря на торжественный проход по красной дорожке под рев толпы, на эмоциональные моменты показа и слёзы участников после премьеры, следующий день встретил состав фильма в совершенно другом свете. Съемочной группе пришлось защищаться от нападок журналистов. Лили-Роуз Депп и ее коллега по съёмкам Сэм Левинсон объясняли, что у проекта не было желания передавать противоречивые послания и что сериал попросту исследует темную сторону музыкальной индустрии и популярности идолов. Кажется, эти высказывания, как и многочисленные сцены физического и сексуального насилия, убедили не всех.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить