45 крупнейших торговых интернет-площадок - 2023

6179

Маркетплейсы увеличили объем e-commerce в Казахстане до 3,17 трлн тенге

Иллюстрация: © Евгений Карев

В 2022 году Бюро национальной статистики обновило методику расчетов объема электронной коммерции, включив туда продажи через маркетплейсы. В результате объем внутренней электронной коммерции в стране достиг рекордных 3,17 трлн тенге, из которых 1,13 трлн пришлось на реализацию напрямую через интернет-ресурсы компаний, а 2,05 трлн – на маркетплейсы. Напомним, что в предыдущем году объем e-commerce был на уровне 1,04 трлн тенге.

Кроме того, растут суммы транзакций, проведенных за пределами Казахстана посредством интернета с использованием платежных карт казахстанских эмитентов. В 2022 году сумма таких транзакций составила 781 млрд тенге, что на 65% больше, чем годом ранее (472,9 млрд тенге).

61,7%, или 1,96 трлн тенге, от всего объема внутренней электронной коммерции пришлось на розничную торговлю, 37,3%, или 1,19 трлн тенге, – на услуги, 0,9%, или 29 млрд тенге, – на оптовую торговлю. Количество предприятий, использующих интернет-ресурсы для реализации товаров и услуг, составило 2007 единиц. Из них 770 используют собственные интернет-ресурсы, а большинство – 1237 – маркетплейсы.

В минувшем году лидером розничных продаж стала категория товаров для домашнего пользования, реализация которых составили 293,4 млрд тенге, или 34,7% от всего объема. На втором месте, с объемом продаж 146,4 млрд тенге, или 17,3%, – одежда, обувь, спортивные товары. Третью строчку заняли продукты питания с продажами в 111,3 млрд тенге и долей в 13,2%.

Что касается онлайн-реализации услуг через собственные интернет-ресурсы, то здесь лидером стала категория продажи билетов и бронирования мест на транспорт. Объем продаж здесь составил 92,7 млрд тенге, или 36,4% от всех услуг, оказанных через интернет. На втором месте оказались услуги по перевозке пассажиров – 76,9 млрд тенге, или 30,2%. Третью строчку заняли услуги в сфере информационно-коммуникационных технологий (телевидение, цифровая телефония, беспроводная сеть) – 25,8 млрд тенге, или 10,1%.

В разрезе регионов лидером по онлайн-продажам (с учетом маркетплейсов) остается Алматы, где было реализовано продукции более чем на 2,9 трлн тенге, или 92,3% от всего объема рынка. Без учета маркетплейсов доля южной столицы составила 78,7%. На втором месте идет Астана с продажами в более чем 103 млрд тенге, включая маркетплейсы, или 3,2%. Без учета маркетплейсов ее показатели – 100,4 млрд тенге, или 8,9%. Тройку замыкает Карагандинская область с 36,5 млрд тенге, или 1,1% всех продаж (3,2% без учета маркетплейсов). Шахтерская столица сместила на четвертое место Шымкент, у которого 26 млрд тенге продаж и 0,8% доли рынка (2,3% – без учета маркетплейсов).

31,5% всех покупателей онлайн оплачивали товар или услугу посредством дебетовой карты или банковским переводом, 23,5% – кредитной картой, 22,6% – наличными, 13,9% использовали онлайн-платежи, 5,3% оплачивали мобильным устройством, 3,1% – подарочной картой или бонусами, 0,1% – цифровым тенге.

Методология

TOP KZ Retail E-commerce 2023 – это ренкинг крупнейших казахстанских интернет-магазинов и торговых площадок по объему выручки от онлайн-продаж по итогам полного календарного 2022 года.

Под сектором «интернет-магазины и торговые площадки» понимаются все интернет-площадки, осуществляющие продажу товаров через интернет конечным потребителям (business-to-consumers). Ключевым показателем включения интернет-компании в ренкинг являлось оформление заказа конечным потребителем на товар или услугу через сайт (мобильное приложение) интернет-магазина или торговой площадки, вне зависимости от способа оплаты (наличными при доставке, через терминалы, онлайн и пр.). Помимо продажи собственных товаров представители данного сектора могут осуществлять продажу товара (услуги) партнерской компании, предоставляя им свою торговую площадку (маркетплейс). В данном случае продажа товара (услуги) производится и оплата принимается непосредственно через интернет-сервис маркетплейса; ключевым показателем включения интернет-компании в ренкинг является оформление заказа на товар или услугу через интернет вне зависимости от формы оплаты (наличными при доставке, через платежные терминалы, онлайн и пр.). Сайты объявлений, агрегаторы – это в первую очередь информационные сайты, на которых в роли продавца для всех или для большей части заказов выступает не компания – владелец сайта, а другие компании или частные лица.

В рамках данного проекта в учет принимались не компании, а непосредственно сами интернет-площадки. При этом сайты, которые имеют общего владельца (или аффилированных владельцев) и используют общую техническую платформу с единой нумерацией заказов, считаются одной интернет-площадкой. Таким образом, онлайн-продажи этих сайтов группируются и учитываются в ренкинге под именем крупнейшего (по выручке) сайта группы. В остальных случаях (если нет единой нумерации заказов) интернет-площадки, принадлежащие одной компании, учитывались каждая по отдельности.

Международные компании включались в ренкинг, если они ведут онлайн-продажи в Казахстане через казахстанское юридическое лицо. Компании, чья бизнес-модель предполагает распространение товаров посредством собственных представителей (сетевой маркетинг), не включены в ренкинг.

В качестве источников информации использованы данные, представленные участниками в специально разработанной анкете; открытые данные компаний, представленные в официальных финансовых отчетах, PR-материалах, информационных справках; данные мониторинга посещаемости торговых площадок; данные сервисных компаний, предоставляющих услуги торговым площадкам; оценки экспертов рынка. Оценки, полученные на основе различных источников и методик, сопоставлялись между собой для перекрестного контроля надежности с целью исключения недостоверных данных. Монетарные данные, на основании которых рассчитывался показатель выручки от онлайн-продаж, представлены в долларах США по среднему курсу за 2022 год – 460,48 тенге, согласно сведениям Национального банка РК. Поправка на инфляцию не производилась. Данные, не предоставленные самими компаниями либо не подтвержденные по независимым источникам (такие, как объем выручки от онлайн-продаж, посещаемость, количество заказов и средний чек), являются оценочными и не могут быть использованы в качестве документа, отчета или официальной информации. Сам рейтинг является исключительно журналистским неофициальным исследованием.


   1. (1) Kaspi Магазин (Kaspi.kz)

Выручка за 2022 год: $2106,5 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 25%
Среднемесячная посещаемость: 6 900 000
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 1 700 000
Средний чек: $103,3
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: маркетплейс
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2014
География: весь Казахстан

Согласно информации на официальном сайте, миссия Kaspi.kz – создавать инновационные продукты и сервисы. В центре инноваций находится суперприложение Kaspi.kz, с помощью которого можно совершать платежи и переводы, делать покупки в «Kaspi Магазине» и управлять личными финансами.

В 2022 году ассортимент «Kaspi Магазин» вырос в 1,9 раза, до 2,8 млн товаров, количество продавцов увеличилось в 3,5 раза за счет подключения компаний МСБ. Число выполненных заказов за год выросло в 2,4 раза и превысило 20 млн. Запущена сеть устройств Kaspi Postomat, установлено 3348 постоматов в 86 городах страны, к концу года это стал самый популярный способ получения заказов. В июле и ноябре прошла традиционная акция «Kaspi Жума».

В 2023 году ассортимент «Kaspi Магазин» достиг 4 млн товаров, количество устройств в сети Kaspi Postomat увеличилось до 4372. В июле вновь состоялась «Kaspi Жума»: рост продаж по сравнению с июлем 2022-го составил 82%. Рост продаж онлайн-маркетплейса за I полугодие по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 58%.


   2. (2) Kaspi Travel (Kaspi.kz)

Выручка за 2022 год: $501,65 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 162%
Среднемесячная посещаемость: 2 300 000
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 925 000
Средний чек: $45,2
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: продажа авиа- и ж/д билетов
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2020
География: весь Казахстан

Сервис онлайн-продаж билетов Kaspi Travel появился в конце 2020 года, после того как летом того же года Kaspi.kz приобрел компанию Santufei, онлайн-платформу по поиску, бронированию и покупке билетов.

В 2022 году казахстанцы приобрели с помощью Kaspi Travel около 11 млн авиа- и ж/д билетов. Он стал сервисом №1 в этом сегменте в стране, были запущены комбинации рейсов от разных авиакомпаний, а также услуга выбора места в салоне и покупки дополнительного места багажа, появилась возможность поделиться билетами с пассажирами, для которых они были куплены, стали доступны сообщения об изменении или отмене рейсов.

В 2023 году Kaspi.kz совместно с ведущими тур­операторами запустил в Kaspi Travel сервис выбора и покупки туров. В приложении доступны туры по самым популярным направлениям для туризма: Египет, ОАЭ, Турция. Описание каждого тура включает фото отеля, рейтинг, отзывы гостей и другую полезную информацию. Появилась возможность подписаться на уведомления об освобождении мест на поезд, запущен сервис обмена ж/д билета. За I полугодие реализовано 7,3 млн билетов, рост продаж по сравнению с соответствующим периодом 2022 года составил 41%.


   3. (4) Wildberries.kz (ООО «Вайлдберриз»)

Выручка за 2022 год: $205,94 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 30%
Среднемесячная посещаемость: нет данных
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: нет данных
Средний чек: нет данных
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: маркетплейс
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2004
География: весь Казахстан

Wildberries.kz – маркетплейс с собственными распределительными центрами, логистической службой курьерской доставкой и сетью пунктов выдачи заказов. В ассортименте – одежда, обувь, электроника и бытовая техника, детские товары, книги и др.

В 2022 году в Казахстане платформа усилила логистическое направление. В 2,5 раза расширена площадь логистического центра в Астане, в Хоргосе заработал пункт приемки поставок от местных предпринимателей. Развитие логистической инфраструктуры открыло местным производителям доступ к рынкам во всех регионах присутствия Wildberries.

В I квартале 2023 года число казахстанских предпринимателей, реализующих свою продукцию через Wildberries, выросло до 24 700, представители Казахстана запустили на платформе более 20 000 новых брендов косметики, одежды, товаров для дома, детских товаров, аксессуаров. Расширены площади складов в Астане и Алматы, скорость доставки товаров увеличилась в среднем на 20 часов год к году. Открылся новый логистический центр площадью 800 кв. м в Шымкенте. С 24 мая Wildberries снизил собственную торговую комиссию для местных предпринимателей, реализующих на платформе бытовую технику и электронику.


   4. (3) Aviata.kz (ТОО «Aviata»)*

Выручка за 2022 год: $97,46 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: –39%
Среднемесячная посещаемость: нет данных
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 375 000
Средний чек: $21,7
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: продажа авиа- и ж/д билетов
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2013
География: Весь Казахстан

Aviata.kz – казахстанский сервис покупки и бронирования авиа- и ж/д билетов, один из лидеров на рынке авиа- и железнодорожных перевозок. Сервис сотрудничает с более чем 1000 авиакомпаний, что позволяет найти билет практически на любую дату и направление. Aviata объединяет в себе функции meta-поисковика и онлайн-тревел-агентства, что дает возможность пользователю видеть контент Aviata, других онлайн-тревел-агентств и авиакомпаний.

В 2022 году Aviata увеличила количество поставщиков авиабилетов. При покупке ж/д билетов появилась возможность выбора женских купе. Сервис поддержал программу Kids Go Free, по условиям которой осуществлялось субсидирование стоимости билета для несовершеннолетних пассажиров в составе турпутевки по Казахстану.

В 2023 году Freedom Holding Corp. объявил о приобретении у холдинга Choco 100% долей в сервисах Aviata и Chocotravel, общая сумма сделки составила $32,3 млн.


   5. (6) Sulpak.kz (ТОО «Arena S»)*

Выручка за 2022 год: $79,39 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 5%
Среднемесячная посещаемость: нет данных
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: нет данных
Средний чек: нет данных
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: магазин электроники
Мобильные приложения: мобильная версия сайта
Головной офис и год запуска: Алматы, 2009
География: Казахстан, Кыргызстан

Sulpak – один из лидеров страны в реализации электроники и бытовой техники. 200 магазинов сети работают в Казахстане и Кыргызстане, в бонусном клубе компании состоят свыше 6 млн покупателей. Департамент под брендом Hitechnic предоставляет услуги по установке и настройке техники.

В 2023 году состоялось переоткрытие магазинов в новом формате в Семее и Алматы, открытие новых магазинов в Лисаковске и поселке Отеген Батыр (близ южной столицы). В июне в двух магазинах сети Sulpak в Алматы состоялось открытие торговых точек Apple Shop, где можно купить гаджеты от Apple, а также протестировать новые устройства.


   6. (5) Airastana.com (АО «Эйр Астана»)*

Выручка за 2022 год: $65,15 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: –38%
Среднемесячная посещаемость: 657 000
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 25 300
Средний чек: $348,1
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: продажа авиабилетов, пассажирские авиаперевозки
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2001
География: весь мир

Авиакомпания Air Astana была создана в 2001 году, в настоящее время ее парк воздушных судов состоит из самолетов Boeing 767-300ER, Airbus A320Neo, Airbus A321, Airbus A321Neo, Airbus A321Neo LR, Embraer E190-E2.

В 2022 году группа компаний Air Astana перевезла 7,35 млн пассажиров. Авиакомпания в 10-й раз удостоилась премии Skytrax, победив в номинации «Лучшая авиакомпания Центральной Азии и СНГ», а также впервые – в номинации «Лучшее обслуживание в Центральной Азии и СНГ». Возобновлена программа Stopover Holidays для транзитных пассажиров, запущенная в 2013 году и действовавшая до пандемии. С 2013 по 2019 год программой воспользовались более 59 000 пассажиров.

В 2023 году Air Astana открыла кол-центр в Павлодаре, подписала трехсторонний меморандум о сотрудничестве с Kazakh Tourism и Национальной организацией туризма Кореи с целью расширения сотрудничества между двумя странами в этой области. В мае было объявлено о возобновлении сезонных летних перелетов в Ираклион, Бодрум, Батуми и Подгорицу. С сентября планируется запуск рейсов в Тель-­Авив, а с 1 октября – в Джидду (Саудовская Аравия).


   7. (7) Technodom.kz (АО «Technodom Operator»)*

Выручка за 2022 год: $58,43 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: –5%
Среднемесячная посещаемость: 6 000 000
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 25 898
Средний чек: $290,2
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: магазин электроники
Мобильные приложения: IOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2009
География: Казахстан, Кыргызстан

Сеть магазинов электробытовой и компьютерной техники Technodom основана в Алматы в 2002 году. Согласно официальной информации, в торговом портфеле компании представлены более 700 ведущих брендов, а магазины спроектированы с учетом новейших технологий и полностью отвечают мировым стандартам обслуживания покупателей. Клиентам предоставляется спектр дополнительных услуг, включая различные программы потребительского кредитования.

С 2022 года в Караганде функционирует первый в Центральной Азии экологичный магазин компании: солнечные батареи на крыше генерируют 75% энергии для его работы. В феврале прошлого года основатель Technodom Эдуард Ким (№28 рейтинга богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan) заявил о старте проекта Airba Ecosystems. Экосистема, которую формируют Technodom и Airba, включает онлайн-платформу для продажи разных категорий товаров Airba Marketplace, стартап по производству и доставке натуральной еды Airba Fresh, электронный платежный агрегатор Airba FinTech, логистического оператора Airba Fulfillment. В рамках проекта создается крупный логистический хаб класса А+ в области Жетысу.


   8. (23) Jmart.kz (ТОО «Jusan Mart»)

Выручка за 2022 год: $56,32 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 257%
Среднемесячная посещаемость: 218 776
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: 79 536
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 13 761
Средний чек: $735,6
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: маркетплейс
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2021
География: весь Казахстан

Согласно официальным данным, маркетплейс «Jusan Магазин» предлагает миллионы товаров от электроники и бытовой техники до мебели, одежды, товаров для животных. Оплатить товары и услуги на маркетплейсе можно картой или через платежную систему.

В 2022 году месячный оборот маркетплейса достиг $5 млн. Прошла акция Bonus Friday, в рамках которой на покупки товаров в определенных категориях, в том числе на покупки в рассрочку, начислялись дополнительные бонусы. Маркетплейс вошел в экосистему Jusan Bank, в которой также наряду с банком представлены сервисы мобильной связи, путешествий, страхования и инвестиций. Состоялся запуск новой версии «Jusan Магазин 2.0».


   9. (12) Glovoapp.com (ТОО «Glovo Kazakhstan»)*


Выручка за 2022 год: $54,29 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 31%
Среднемесячная посещаемость: нет данных
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 420 875
Средний чек: $10,7
Категория: служба доставки
Субкатегория: доставка еды и других товаров
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Барселона, 2015
География: 14 городов Казахстана

Сервис быстрой доставки Glovo был основан в Испании в 2015 году как маркетплейс с интегрированной быстрой курьерской доставкой, связывающий пользователей с независимыми курьерами и точками продаж. Сервис оценивается в сумму более $1 млрд и работает в 25 странах.

В январе 2022-го Glovo в Казахстане запустил акцию «Поддержим вместе» в поддержку ресторанов, пострадавших во время Январских событий в Алматы. Состоялся запуск микрофулфилмент-центра, в результате чего время доставки было сокращено до 21 минуты. Компания предоставила социальные гарантии для курьеров, выплаты по материнству/отцовству, компенсации на время болезни.

Совместно с Impact Hub Almaty была запущена образовательная программа Start для курьеров, в рамках которой они прошли обучение основам предпринимательства. Компания проводит тренинги, помогая курьерам стать независимыми партнерами, их информируют о налоговой отчетности, рассказывают об открытии и закрытии ИП. В прошлом году в компании отметили рост заказов в категориях продуктов питания, косметики и средств личной гигиены.

Весной 2023-го состоялось открытие нового супермаркета Glovo Express в Астане. Заказ поступает в супермаркет, а к моменту прибытия курьера он уже готов.


   10. (9) Mechta.kz (ТОО «Мечта Маркет»)


Выручка за 2022 год: $53,01 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 5%
Среднемесячная посещаемость: 1 071 606
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: нет данных
Средний чек: нет данных
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: магазин электроники
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Астана, 2007
География: весь Казахстан

«Mechta.kz» – специализированная торговая сеть магазинов электроники и бытовой техники. Согласно официальной информации, в ассортименте офлайн-магазинов и интернет-магазина представлено более 20 000 товаров. Компания является одной из ведущих торговых сетей по продаже бытовой техники в Казахстане, в ее штате работают более 4700 сотрудников.

В 2022 году Mechta.kz полностью обновила мобильное приложение и открыла 20 магазинов, в результате количество торговых точек в сети достигло 104.


   11. (11) Halykmarket.kz (АО «Народный банк Казахстана»)*

Выручка за 2022 год: $51,03 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 14%
Среднемесячная посещаемость: нет данных
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: нет данных
Средний чек: нет данных
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: маркетплейс
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2020
География: весь Казахстан

HalykMarket – e-commerce-площадка крупнейшего казахстанского финансового института Halyk Bank, с привилегиями для клиентов и партнеров. Маркетплейс представлен в приложении Halyk Homebank, которое потребители используют в том числе, чтобы заказать продукты, купить билеты на самолет или в кино, получить цифровые документы или справки. Клиентам предлагаются рассрочка сроком до 12 месяцев, а в период проведения крупных акций – до 24 месяцев, кредитование.

В 2022 году основными направлениями развития HalykMarket стали организация доставки в городах и удаленных районах, запуск пунктов выдачи заказов, популяризация e-commerce среди негородского населения.


   12. (10) Alser.kz (ТОО «Gulser Computers»)

Выручка за 2022 год: $47,68 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 3%
Среднемесячная посещаемость: 710 335
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: 95 602
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 90 086
Средний чек: $529,3
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: магазин электроники
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2015
География: весь Казахстан

Alser.kz – интернет-магазин бытовой техники и потребительской электроники. Согласно информации компании, в магазинах сети представлена продукция Apple, Samsung, LG, Microsoft, Bosch, Canon, Philips и других брендов. Ее розничные магазины представлены во всех регионах Казахстана, в ее штате работают свыше 1200 сотрудников. За последние годы компания расширила ассортимент бытовой техники, увеличила площади региональных складов, провела работу по оптимизации бизнес-процессов.

В 2022 году проведен ребрендинг значимых магазинов, увеличены торговые площади в ключевых городах, увеличился автопарк. Изменен дизайн интернет-магазина и процесс оформления заказов.


   13. (19) Wolt.com (ТОО «Wolt Technologies Kazakhstan»)*

Выручка за 2022 год: $42,64 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 53%
Среднемесячная посещаемость: нет данных
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: нет данных
Средний чек: $20,2
Категория: служба доставки
Субкатегория: доставка еды и других товаров
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Хельсинки, 2015
География: 15 городов Казахстана

Wolt – финская технологическая компания, построившая один из крупнейших в мире сервисов доставки еды и различных товаров. В ноябре 2021 года стало известно о покупке Wolt американским сервисом по доставке еды DoorDash, сделка завершилась в конце мая 2022-го. После нее Wolt продолжил работу на всех рынках присутствия.

В Казахстане сервис запустился в 2019 году, сегодня в приложении доступны для заказа еда, продукты питания, подарки, канцтовары, лекарства, товары для красоты и здоровья, зоотовары. Компания полностью цифровизировала процесс обучения и тестирования курьеров, состоялся запуск проекта Wolt Market – собственного виртуального супермаркета в формате dark-store, который доступен в приложении наряду с внешними магазинами – партнерами сервиса. Для бизнеса действует сервис Wolt Drive, через который компании пользуются курьерскими услугами Wolt на последней миле.

Развитие сегментов ретейла и drive является фокусом для компании в 2023 году.


   14. (13) Flyarystan.com (АО «Авиакомпания Flyarystan»)

Выручка за 2022 год: $42,54 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 3%
Среднемесячная посещаемость: 233 000
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 42 000
Средний чек: $84,4
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: продажа авиабилетов, пассажирские авиаперевозки
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2018
География: весь Казахстан

FlyArystan – первый казахстанский лоукостер, «дочка» компании Air Astana, основанная осенью 2018 года. Согласно ее информации, авиакомпания выполняет рейсы между практически всеми крупными городами Казахстана, а также в Турцию (Стамбул, Анкара), Грузию (Кутаиси), Узбекистан (Ташкент, Самарканд), Кыргызстан (Бишкек) и другие страны. Маршрутная сеть включает 34 направления (26 внутренних и восемь международных). За четыре года операционной деятельности FlyArystan увеличила флот с двух до 15 самолетов, перевезла свыше 10 млн пассажиров.

В 2022 году авиакомпания прошла полный авиационный аудит агентства Skytrax, а в июне 2023-го на церемонии World Airline Awards получила награду в номинации «Лучший лоукостер Центральной Азии и СНГ». Для пассажиров FlyArystan доступна покупка услуги Ozgert, которая дает возможность поменять дату вылета без штрафа.


   15. (16) Tickets.kz (ТОО «Тикетс Кз»)

Выручка за 2022 год: $42,11 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 14%
Среднемесячная посещаемость: 826 928
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: 70 000
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 29 570
Средний чек: $54,3
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: продажа различных билетов
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2008
География: весь Казахстан

Онлайн-тревел-агентство Tickets.kz является частью международного холдинга Tickets Travel Network (TTN), предоставляющего широкий спектр сервисов: продажу авиа-, ж/д и автобусных билетов, билетов на мероприятия, услуги страхования, аренду авто и др. Tickets.kz объединяет системы бронирования, бизнес-логику, платежные шлюзы. Собственное биллинговое решение позволяет осуществлять процессинг электронных платежей через ведущие банки-эквайеры.

В 2022–2023 годах компания, по ее данным, сосредоточилась на улучшении продукта и ассортимента и, как следствие, повышении доходности. В 2022 году продолжилось долгосрочное партнерство с компаниями Scat и Visa, запущено мобильное приложение на платформах iOS и Android. Теперь пользователи могут намного проще и быстрее находить нужные им билеты. Завершен глобальный ребрендинг фирменного стиля, включая обновление веб-сайта, логотипа и tone of voice компании. Реализуется совместный с Halyk Bank проект Halyk Travel.


   16. (15) Chocotravel.com (ТОО «Интернет Туризм»)*

Выручка за 2022 год: $41,78 млн
Динамика выручки за 2022 год, в $: 11%
Среднемесячная посещаемость: нет данных
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: нет данных
Средний чек: нет данных
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: продажа авиа- и ж/д билетов
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2013
География: весь Казахстан

Chocotravel – туристический портал, позволяющий быстро и просто находить дешевые авиабилеты и отели без дополнительных сборов. Система рекомендаций выдает путешественникам минимальные тарифы в любую точку мира, обнаруженные за последние три дня.

В 2018 году состоялась сделка по объединению Chocotravel и сервиса онлайн-покупок авиа- и железнодорожных билетов Aviata.kz. Объединенная компания начала развиваться под единым брендом Aviata, однако Chocotravel также остался на рынке.

Весной текущего года Freedom Holding Corp. приобрел у холдинга Choco 100% доли в сервисах Aviata и Сhocotravel. Завершить сделку планируется до конца года. Общая ее сумма составляет $32,3 млн.


   17. (14) Shop.kz (ООО «Белый Ветер KZ»)

Выручка за 2022 год: $38,03 млн
Динамика выручки за 2022 год, в $: –3%
Среднемесячная посещаемость: 1 152 816
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: 21 319
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 15 209
Средний чек: $208,3
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: магазин электроники
Мобильные приложения: нет
Головной офис и год запуска: Караганда, 2000
География: весь Казахстан

Согласно официальному сайту, «Белый ветер» – крупнейший в Казахстане по ассортименту магазин компьютерных комплектующих, ноутбуков, периферии, оргтехники, один из лидеров розничных и корпоративных продаж цифровой и бытовой техники. Благодаря партнерским отношениям с HP, Microsoft, Intel и другими компаниями предлагает свыше 14 000 наименований сертифицированной продукции. С 2015 года «Белый ветер» удерживает пятизвездочный рейтинг на площадке «Яндекс.Маркет». За более чем 15 лет работы интернет-магазина Shop.kz доставлено более 1,4 млн заказов.

Во время Январских событий 2022 года были разрушены 11 из 13 офлайн-магазинов компании в Алматы. В том же году состоялось открытие трех новых магазинов в Актобе. На сайте внедрены помощник по поиску смартфона, голосовой поиск, видеоотзывы и возможность задать вопрос о товаре.


   18. (18) Kolesa.kz (ТОО «Колёса»)*

Выручка за 2022 год: $34,34 млн
Динамика выручки за 2022 год, в $: 7%
Среднемесячная посещаемость: 5 500 000
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: нет данных
Средний чек: нет данных
Категория: сайт объявлений, агрегатор
Субкатегория: классифайд
Мобильные приложения: iOs, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2006
География: Казахстан, Узбекистан

Сайт Kolesa.kz был создан на базе газеты «Колеса», которая выпускалась с 1996-го по 2014 год. За 15 лет он вырос в масштабный самостоятельный проект. На сайте публикуются объявления от частных лиц и компаний, желающих купить или продать автомобили, запчасти, спецтехнику, а также найти или предложить автомобильные услуги. Наряду с этим сайт публикует материалы на автомобильную тематику – актуальные новости из мира авто, тест-драйвы популярных моделей и новинок автопрома, советы и рекомендации для автолюбителей.

В 2018 году ТОО «Колеса» вышло на рынок Узбекистана с проектом Avtoelon.uz – площадкой объявлений о реализации автомобилей, спецтехники и запчастей на русском и узбекском языках. Компания развивает направление продажи новых автомобилей.

В 2021 году запущены проект «Новые авто» – актуальная информация с отзывами и уникальными обзорами о новых автомобилях из автосалонов, а также «Маркетплейс запчастей», с возможностью покупки запчастей для любого автомобиля от официальных производителей и быстрой доставкой по Казахстану. С 2022 года осуществлена интеграция Market.kz с экосистемой Kaspi.kz. В июле этого года Kaspi.kz заключил соглашение о приобретении 39,76% в Kolesa Group у Baring Vostok Private Equity Fund V. Цена покупки – $88,5 млн, сделку планируется закрыть до конца этого года.


   19. (8) Olx.kz (ТОО «ОЭлИкс Групп»)*

Выручка за 2022 год: $26,06 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: –53%
Среднемесячная посещаемость: нет данных
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: нет данных
Средний чек: нет данных
Категория: сайт объявлений, агрегатор
Субкатегория: классифайд
Мобильные приложения: IOS, Android
Головной офис и год запуска: Нидерланды, 2007
География: весь Казахстан

По данным компании, OLX – одна из крупнейших площадок объявлений, представленная в более чем 40 странах мира. В Казахстане начала работать в 2014 году. Сегодня новое объявление появляется на сервисе в среднем каждые две секунды.

В январе 2022-го сервис усилил модерацию объявлений, чтобы предотвратить сбыт на площадке товаров, похищенных из магазинов во время Январских событий. В товарных категориях появился атрибут «Сделано в Казахстане», основная цель которого – дать пользователям возможность видеть в приоритете товары местного производства. В связи с участившимися случаями мошенничества при покупке и продаже товаров по объявлениям в аккаунтах сервиса в социальных сетях регулярно публикуются разъяснения для пользователей, как обеспечить безопасность сделок.


   20. (33) Ozon.kz (ТОО «ОЗОН Маркетплейс Казахстан»)

Выручка за 2022 год: $25,8 млн
Динамика выручки за 2022 год, в $: 450%
Среднемесячная посещаемость: нет данных
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: нет данных
Средний чек: $7
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: маркетплейс
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2021
География: весь Казахстан

В ноябре 2021 года российская e-commerce-платформа запустилась в Казахстане. По данным компании, выручка в 2022 году составила $25,8 млн, что в 5,5 раза больше по сравнению с предыдущим годом. В феврале прошлого года компания запустила свою курьерскую доставку в Алматы, Астане и Караганде.

В начале 2023 года заработал первый фулфилмент-центр в Астане. В нем местные продавцы могут размещать свои товары и продавать их как в Казахстане, так и в России. С открытием складского комплекса Ozon рассчитывает сократить сроки доставки по Казахстану в 2 раза, в Россию – в 1,5 раза. Общая площадь объекта составляет 10 тыс. кв. м, в нем может храниться до 700 тыс. различных товаров в любых категориях – от продуктов питания до электроники и строительных материалов. На данный момент логистическая инфраструктура Ozon в Казахстане включает в себя два сор­тировочных центра в Алматы и Астане, а также около 50 брендированных пунктов выдачи заказов. В июле 2023 года было анонсировано строительство в Алматы фулфилмент-центра площадью более 42 000 кв. м.


   21. (31) Ticketon.kz (ТОО «Ticketon Events»)

Выручка за 2022 г.: $25,19 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 313%
Среднемесячная посещаемость: 1 927 123
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: 91 842
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 91 842
Средний чек: $23
Категория: интернет-магазин, торговая площадка (B2C)
Субкатегория: продажа билетов на события
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2012
География: Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан

Первоначально Ticketon работал как сервис онлайн-продажи билетов на культурно-развлекательные и спортивные мероприятия. Теперь это целая экосистема: компания помогает объектам культуры и спорта автоматизировать кассовое хозяйство и интернет-продажи.

В ноябре 2022 года завершилась сделка по приобретению 100% доли компании Freedom Holding. Запущен проект Smart Ticket для автоматизации государственных учреждений культуры в Астане. 14 июля достигнут рекордный показатель дневного оборота – более $200 000. В декабре было зафиксировано максимальное количество проданных билетов за день с момента начала работы проекта – более 16,5 тыс. В прошлом году возобновило работу собственное концертное агентство Jam.kz, которое реализовало крупномасштабные проекты по организации выступлений международных артистов, таких как корейская группа Everglow, американская певица LР, а также канадский музыкант Марк Мартел с трибьют-шоу Queen.

За три первых месяца 2023 года продано более 1 млн билетов. В марте сайт Ticketon.kz занял третье место среди всех билетных сервисов стран СНГ по посещаемости (3,8 млн уникальных пользователей). В апреле был организован концерт оперной звезды Пласидо Доминго.


   22. (20) Flip.kz (ТОО «FLIP.KZ»)

Выручка за 2022 г.: $23,5 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: –13%
Среднемесячная посещаемость: нет данных
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: нет данных
Средний чек: нет данных
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: онлайн-универмаг
Мобильные приложения: iOs, Android
Головной офис и год запуска: Караганда, 2007
География: весь Казахстан

Flip.kz – один из первых казахстанских интернет-магазинов. На его площадке реализуются книги, игрушки, изделия для дома, товары для животных, канцелярские товары, одежда, косметика, бытовая техника, электроника. Регулярно проводятся акции, предоставляются скидки на товары разных категорий.

Flip.kz развивает собственную систему логистики по Казахстану и миру. Курьерская служба работает в 19 городах страны и доставляет заказ в удобное для пользователя время. Также заказы можно забрать в пунктах выдачи товара, которых на сегодняшний день насчитывается 71 по всей стране. Пользователи могут оплатить товар при получении в пункте выдачи заказов и вернуть не подошедший товар в течение 30 дней. За время работы компанией, по ее данным, выполнено более 10 млн заказов.


   23. (38) Evrika.com (ТОО «Компания Эврика»)

Выручка за 2022 г.: $21,98 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 959%
Среднемесячная посещаемость: 223 106
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: 10 264
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 6310
Средний чек: $290
Категория: интернет-магазин
Субкатегория: магазин электроники
Мобильные приложения: iOs, Android
Головной офис и год запуска: Шымкент, 2013
География: весь Казахстан

Торговая сеть по продаже электроники, мобильной и бытовой техники Evrika управляет четырьмя направлениями: Evrika, Sony Centre, Bosch Center, фирменный магазин Samsung. Покупателям доступно более 10 тыс. наименований товаров от ведущих производителей.

В прошлом году запущено мобильное приложение Evrika Smart, с помощью которого можно совершать онлайн-покупки. Состоялось открытие новых магазинов Evrika и Bosch Center в Алматы и других городах Казахстана, фирменного магазина Samsung в алматинском ТРЦ Dostyk Plaza. Сегодня сеть Evrika включает 29 магазинов в 24 населенных пунктах страны. В них действует система лояльности Smart Bonus, позволяющая клиентам накапливать бонусы. Покупателям доступны бесплатная доставка, регулярные акции и скидки, а также гарантийное обслуживание купленной техники.


   24. (17) Lamoda.kz (ТОО «Ламода Сервис»)*

Выручка за 2022 г.: $21,72 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: –33%
Среднемесячная посещаемость: нет данных
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 20 624
Средний чек: $91
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: онлайн-магазин одежды, обуви и аксессуаров
Мобильные приложения: IOS, Android
Головной офис и год запуска: Москва, 2011
География: весь Казахстан

Lamoda.kz – крупнейший в Казахстане интернет-магазин по реализации одежды, обуви и аксессуаров. Он предлагает клиентам доставку по всему Казахстану, оплату наличными и банковской картой при получении заказа, онлайн-оплату при оформлении, а также возможность примерки перед покупкой и частичного выкупа. В ассортименте – свыше 2 млн товаров, включая спортивную экипировку и косметику мировых брендов.

С 2012 года компания развивает собственную службу доставки Lamoda Express, которая присутствует в 16 крупных городах Казахстана. По услуге Lamoda Super Express в Алматы и Астану товары доставляются на следующий день после оформления заказа. В небольшие города и поселки доставка осуществляется «Казпочтой». С 2013 года в некоторых городах клиенты могут получать свои заказы через пункты самовывоза Lamoda Point, кроме того, пункты выдачи заказов действуют в отделениях «Казпочты». Действует услуга хранения и полной обработки заказа для партнеров Lamoda Marketplace.


   25. (25) Scat.kz (АО «Авиакомпания SCAT»)*

Выручка за 2022 г.: $21,33 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 42%
Среднемесячная посещаемость: нет данных
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 31 476
Средний чек: $56
Категория: интернет-магазин
Субкатегория: продажа авиабилетов, пассажирские авиаперевозки
Мобильные приложения: iOS и Android
Головной офис и год запуска: Шымкент, 1997
География: Казахстан и разные страны

По официальным данным, сегодня парк воздушных судов авиакомпании SCAT состоит преимущественно из собственных самолетов Boeing и Bombardier. Она осуществляет авиаперевозки по более чем 80 внутренним и международным направлениям, ежегодно пассажиропоток в среднем увеличивается на 40%.

В июле 2023 года авиакомпания запустила мобильное приложение, которое существенно облегчает покупку билетов и обслуживание авиапассажиров. С его помощью можно получать ответы на часто задаваемые вопросы, информацию о правилах перевозки пассажиров и багажа, детей и домашних питомцев. Доступны онлайн-регистрация на рейс, онлайн-табло, где в режиме реального времени отображается статус всех рейсов авиакомпании. С июля текущего года у пользователей сайта появилась возможность оплачивать билеты и дополнительные услуги в рублях.


   26. (24) Arbuz.kz (TOO «Arbuz.kz»)*

Выручка за 2022 год: $19,54 млн
Динамика выручки за 2022 год, в $: 17%
Среднемесячная посещаемость: нет данных
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 77 500
Средний чек: $28
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: онлайн-супермаркет с доставкой
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2011
География: Алматы, Астана

В 2018 году компанию выкупил известный интернет-предприниматель Алексей Ли, объявивший о планах сделать Arbuz.kz самым успешным онлайн-супермаркетом в Казахстане. Сегодня ежедневно курьеры Arbuz.kz доставляют огромное количество товаров – от свежих овощей и фруктов до бытовой химии. На складах компании хранится около 10 000 различных товаров. В 2021 году команда Arbuz.kz запустила проект в Астане.

В 2022 году в двух столицах была запущена экспресс-доставка за один час. С апреля прошлого года компания вышла на рынок США под брендом Pinemelon, который начал работать в Денвере, Колорадо.

В июне 2023 года Freedom Holding Corp. сообщила о приобретении 81,92% доли в Arbuz Group.


   27.(21) Forte Market (ТОО «Dar Online»)

Выручка за 2022 г.: $15,81 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: –29%
Среднемесячная посещаемость: 415 000
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: 26 250
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 2153
Средний чек: $610
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: маркетплейс
Мобильные приложения: iOs, Android
Головной офис и год запуска: Астана, 2018
География: весь Казахстан

Онлайн-маркетплейс ForteMarket является частью экосистемы ForteBank. Он предоставляет возможность купить более 300 000 наименований товаров, среди которых электронная и бытовая техники, одежда и аксессуары, косметика, товары для дома и сада, мебель, автотовары, товары для спорта и туризма, детские товары. На платформе в том числе можно совершать заказы в кредит или в рассрочку. Доступна бесплатная доставка за три часа.

В марте 2021 года ForteBank подписал меморандум о стратегическом партнерстве с «Казпочтой», согласно которому клиенты ForteMarket могут получать свои заказы в почтовых отделениях. В июле у клиентов 19 городов страны появилась возможность доставки товаров до двери с помощью курьеров логистической службы DHL.


   28. (22) Chocofood.kz (ТОО «Редпрайс»)*

Выручка за 2022 г.: $15,36 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: –14%
Среднемесячная посещаемость: нет данных
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 200 000
Средний чек: $16
Категория: агрегатор
Субкатегория: доставка еды
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2013
География: 25 городов и населенных пунктов Казахстана

Казахстанский сервис заказа еды онлайн Chocofood входит в состав холдинга Chocofamily. Компания работает по двум моделям: маркетплейс и онлайн-доставка, которая осуществляется через сервис «Choco доставка».

В 2022 году в среднем за месяц компания выполняла 200 тыс. заказов, что на 23% больше, чем в предыдущем году. Сегодня Chocofood работает в 25 городах и населенных пунктах страны. В текущем году команда сервиса работает над повышением скорости выполнения заказа.


   29. (28) Bilet.railways.kz (АО «Пассажирские перевозки»)*

Выручка за 2022 г.: $13,82 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 26%
Среднемесячная посещаемость: нет данных
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 316 667
Средний чек: $9
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: продажа ж/д билетов, пассажирские ж/д перевозки
Мобильные приложения: Android
Головной офис и год запуска: Астана, 2000
География: страны СНГ и Балтии

Портал АО «Пассажирские перевозки» занимается продажей ж/д билетов. Он охватывает не только Казахстан, но и страны СНГ и Балтии. Посетители сайта могут получить посадочные талоны, вернуть или обменять билеты и рассчитать стоимость транспортировки грузобагажа. Также на сайте можно узнать информацию об изменениях в расписании и открытии новых маршрутов. Электронная система продажи билетов не позволяет производить их переоформление на других лиц, тем самым невозможно совершать противоправные действия, связанные с перепродажей.

По данным компании, за первый квартал 2023 года через систему электронной продажи проездных документов АО «Пассажирские перевозки» продано свыше 3,9 млн билетов. Это на 18%, или на 600 тыс. билетов, больше, чем за аналогичный период 2022 года. По итогам I полугодия доля онлайн-продажи билетов выросла до 75%, что на 10% больше, чем за соответствующий период прошлого года.


   30. (-) Flyqazaq.com (АО «Qazaq Air»)*

Выручка за 2022 г.: $13,79 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: –
Среднемесячная посещаемость: нет данных
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 29 398
Средний чек: $39
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: продажа авиабилетов, пассажирские авиаперевозки
Мобильные приложения: нет
Головной офис и год запуска: Астана, 2015
География: Казахстан, Россия, Азербайджан

Qazaq Air – межрегиональная авиакомпания, созданная АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». У нее самый молодой флот в Казахстане и СНГ со средним возрастом три с половиной года. Флот пополняется исключительно новыми воздушными судами, поставляемыми напрямую изготовителями. Наряду с полетами между городами РК авиакомпания выполняет рейсы в российские Омск, Екатеринбург, Казань, Баку.

В июне 2023 года Qazaq Air вошла в первую тройку в номинации «Лучшие региональные авиакомпании Центральной Азии и СНГ» от Skytrax, влиятельной британской консалтинговой компании, которая с 1999 года оценивает и изучает качество обслуживания аэропортов и авиакомпаний мира. По итогам 2022 года Qazaq Air достигла положительной операционной прибыли, в связи с чем до конца текущего года планируется провести ее приватизацию.


   31. (29) Krisha.kz (ТОО «Колёса»)*

Выручка за 2022 г.: $13,70 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 27%
Среднемесячная посещаемость: 4 600 000
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: нет данных
Средний чек: нет данных
Категория: сайт объявлений, агрегатор
Субкатегория: классифайд
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2006
География: весь Казахстан

Krisha.kz – крупнейший казахстанский сайт с объявлениями о продаже недвижимости. Свою деятельность проект начал в середине 1990-х с одноименной газеты. В 2006 году газета прекратила свое существование, а Krisha.kz заработал в полную силу.

Сайт разделен на несколько блоков. Главный из них – это доска объявлений о продаже и аренде недвижимости. Объявления можно отсортировать по ряду параметров. Кроме того, на сайте размещены объявления об услугах в сфере недвижимости, онлайн-каталоги со списками агентов по недвижимости и различных услуг. Также есть раздел новостей о строительстве, архитектуре и жизни городов.


   32. (-) Eda.yandex.kz (ТОО «Яндекс.Еда Казахстан»)*

Выручка за 2022 г.: $13,2 млн
Динамика выручки за 2022 г. в $: –
Среднемесячная посещаемость: нет данных
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 741 666
Средний чек: $19
Категория: агрегатор
Субкатегория: доставка еды
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Москва, 2018
География: 18 городов Казахстана

«Яндекс.Еда» – сервис заказа быстрой доставки еды из ресторанов и продуктов из магазинов через мобильные приложения или веб-сайт, основанный в Москве. Eda.yandex.kz начала работать в августе 2019-го. Доставку осуществляют курьерские службы, курьеры – партнеры сервиса, водители – партнеры Яндекс Go и собственные курьеры ресторанов. На данный момент «Яндекс.Еда» сотрудничает с более чем 530 ресторанами.


   33. (34) 1fit.app (ТОО «1fit.kz»)

Выручка за 2022 г.: $11,72 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 162%
Среднемесячная посещаемость: 157 000
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: 3859
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 3743
Средний чек: $284,6
Категория: интернет-магазин
Субкатегория: интернет-сервис
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2018
География: Алматы, Астана, Шымкент, Караганда, Актобе, Актау, Павлодар, Ташкент, Бишкек, Баку

1Fit – сервис по продаже абонементов на занятия множеством видов спорта, от плавания и боевых искусств до танцев и йоги, который дает пользователям возможность посещать разные залы. Сегодня пользователям 1Fit доступно более 1000 партнерских залов в крупных городах Казахстана, а также в Бишкеке и Ташкенте. За время существования проекта владельцы абонементов посетили в общей сложности почти 4 млн тренировок.

В 2021 году 1Fit предпринял попытку масштабирования в Санкт-Петербурге, но ушел с российского рынка после начала войны в Украине. В 2022 году состоялся запуск в Бишкеке и Ташкенте, а также в Лондоне – под брендом Helsi. Однако вскоре было принято решение о выходе с рынка Великобритании. В планах этого года – запуск проекта в Баку, а затем в одной из стран Юго-Восточной Азии.


   34. (-) Intertop.kz (ТОО «ИНТЕРТОП Центральная Азия»)

Выручка за 2022 г.: $9,92 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 41%
Среднемесячная посещаемость: 962 000
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: 30 603
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 10 000
Средний чек: $84,2
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: магазин обуви
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2006
География: весь Казахстан

Intertop.kz – онлайн-магазин одноименной мультибрендовой сети обуви, одежды и аксессуаров. В ней представлено более 100 мировых брендов, среди которых Geox, Clarks, Skechers, Timberland, Braska, Emporio Armani, Tommy Hilfiger, Vans, The North Face. Сеть Intertop была основана в Киеве в 1994 году.

Первый казахстанский магазин открылся в 2006-м в Алматы, сегодня магазины Intertop представлены в 14 крупных городах Казахстана. Свыше 600 000 лояльных клиентов регулярно совершают покупки в офлайн-магазинах и интернет-магазине сети, компания часто проводит акции и распродажи. Доступна доставка товара в розничные магазины, курьером до двери и доставка до отделения «Казпочты». В октябре 2022 года запущено мобильное приложение Intertop, в 2023-м состоялся запуск маркетплейса.


   35. (-) Fmobile.kz (ТОО «Мобильный мир»)*

Выручка за 2022 г.: $9,68 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: –
Среднемесячная посещаемость: нет данных
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 1858
Средний чек: $434,3
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: магазин смартфонов
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2021
География: весь Казахстан

Розничная сеть по продаже смартфонов Freedom Mobile была запущена в марте 2021 года. Сегодня она представлена 107 магазинами и 34 мобильными точками, работающими в 30 городах Казахстана. Клиентам интернет-магазина доступны быстрая доставка от 60 минут или плановая доставка к определенному времени. Кроме смартфонов и аксессуаров к ним Freedom Mobile предлагает выгодные контракты на связь от Beeline.


   36. (32) Oe.kz (ТОО «Office-expert.kz»)

Выручка за 2022 г.: $9,36 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 71%
Среднемесячная посещаемость: 206 666
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 8326
Средний чек: $93,7
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: магазин канцтоваров
Мобильные приложения: нет
Головной офис и год запуска: Алматы, 2012
География: весь Казахстан

Интернет-магазин Office-expert.kz заработал в 2011 году. Здесь можно купить все необходимое для офиса: бумагу, картриджи, тонеры, канцелярские и хозяйственные товары, офисную мебель. C 2021 года команда сайта поэтапно трансформирует его в маркетплейс. Ассортимент представлен в девяти основных категориях. Кроме традиционного ассортимента, на Oe.kz теперь продаются подарки для детей и праздников, сувениры, товары для творчества и пр. Доставляют купленный товар в течение одного рабочего дня; на сайте часто проводятся акции.


   37. (-) abr.kz (ТОО «AB Restaurants»)

Выручка за 2022 г.: $8,82 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 480%
Среднемесячная посещаемость: 42 000
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: 8797
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 8659
Средний чек: $13,8
Категория: Маркетплейс
Субкатегория: экосистема на базе ресторанной сети
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2022
География: весь Казахстан

Начав с ресторана «Бочонок», AB Restaurants трансформировалась в сеть из 50 ресторанов разной направленности, которые ежегодно посещают свыше 7 млн гостей. abr.kz – это экосистема, построенная на базе сети AB Restaurants. Она включает в себя службу доставки и программу лояльности. На платформе доступна онлайн-оплата заказов, предусмотрена возможность оставлять чаевые. Кроме того, пользователи abr.kz получают доступ к контенту, который создает команда AB Restaurants.

abr.kz растет быстрыми темпами. Уже в 2022 году месячный оборот доставки заказов, сделанных с помощью платформы, достиг 100 млн тенге. В 2023 году значительно расширилась линейка ресторанов, доставка из которых доступна на abr.kz: теперь их 11.


   38. (37) Satu.kz (ТОО «РА Сату.кз»)*

Выручка за 2022 г.: $4,18 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 16%
Среднемесячная посещаемость: 6 900 000
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: нет данных
Средний чек: нет данных
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: маркетплейс
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Киев, 2008
География: весь Казахстан

На Satu.kz, одном из крупнейших маркетплейсов Казахстана, покупателям доступны порядка 11 млн товаров и услуг. В мае 2016 года сервис стал частью украинской компании EVO. Над проектом трудится более 100 специалистов, работающих в алматинском, киевском и черниговском офисах EVO. Помимо Satu.kz в холдинг входят такие сервисы для онлайн-шопинга и заказа услуг, как Prom.ua, Bigl.ua, Kabanchik.ua, Shafa. Холдинг также занимается созданием цифровых решений для бизнеса, финтехом и логистикой.

В прошлом году Satu.kz стал резидентом технопарка Astana Hub. Команда Satu.kz постоянно совершенствует платформу, работая над контентом и дизайном. За 2022 год количество новых предпринимателей на платформе увеличилось на 3%. По их количеству лидирует Алматы – 64% от общего числа, на втором месте – Астана (15%), на третьем – Карагандинская область (5%). Для предпринимателей действует постоянная акция «Приведи друга», проводятся партнерские акции.


   39. (36) Leroymerlin.kz (ТОО «Леруа Мерлен Казахстан»)

Выручка за 2022 г.: $3,31 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: –15%
Среднемесячная посещаемость: 191 725
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: 3082
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 2946
Средний чек: $93,7
Категория: интернет-магазин
Субкатегория: супермаркет товаров для строительства, ремонта и декора
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2018
География: весь Казахстан

«Леруа Мерлен» – международный ретейлер, продающий товары для строительства, отделки и обустройства домов, квартир и садовых участков. Основанная в 1923 году во Франции компания сегодня насчитывает более 400 магазинов по всему миру. В некоторых странах Европы и Латинской Америки «Леруа Мерлен» занимает первое место на рынке DIY (от англ. do it yourself – «сделай сам»).

Изначально деятельность ретейлера в Казахстане охватывала только Алматы, но в прошлом году «Леруа Мерлен» запустил курьерскую доставку в 26 городов страны.


   40. (30) Europharma.kz (ТОО «Europharma»)

Выручка за 2022 г.: $2,8 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 76%
Среднемесячная посещаемость: 8 651 617
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: 20 399
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 15 339
Средний чек: $11,4
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: аптека
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Шымкент, 2014
География: 14 городов Казахстана

Europharma.kz – интернет-магазин, в котором продаются лекарства, витамины, товары для детей и мам, БАДы, косметика. Первая офлайн-аптека под брендом Europharma открылась в 2006 году. Europharma – часть Aq Niet Group, казахстанского холдинга, управляющего портфелем брендов в сфере ретейла и дистрибуции. Сеть Europharma выстроена согласно стандартам дистрибуции, рекомендованным Европейским союзом и Всемирной организацией здравоохранения. Сегодня она насчитывает 186 аптек по всему Казахстану. В 2018 году в Europharma была принята программа трансформации, которая предполагает переход на режим работы 24/7 и постоянное повышение качества сервиса.

В 2022 году у пользователей появилась возможность оформить покупку в рассрочку на сайте компании. Появились новые партнеры, в числе которых Wolt, Jusan банк, Halyk Bank.

В 2023 году запущена подписка с кешбэком в мобильном приложении eclub, а также кабинет мерчанта для продавцов.


   41. (-) Goldapple.kz (ТОО «Яблоко Бьюти Маркет Кз»)*

Выручка за 2022 г.: $2,17 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: –
Среднемесячная посещаемость: нет данных
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: нет данных
Средний чек: нет данных
Категория: интернет-магазин
Субкатегория: парфюмерно-косметический магазин
Мобильные приложения: iOS и Android
Головной офис и год запуска: Екатеринбург, 2004
География: весь Казахстан

«Золотое Яблоко» – российская сеть парфюмерно-косметических магазинов, которая активно развивается. На сегодня у компании 31 магазин в России и четыре – в Казахстане. В нашей стране первый физический магазин площадью 970 кв. м был открыт в 2022 году в алматинском ТРЦ Dostyk Plaza. Затем появился магазин площадью 890 кв. м в ТРЦ MEGA Alma-Ata. В 2023 году состоялось открытие магазинов в Астане и Шымкенте.

В интернет-магазине сети есть возможность выбрать доставку в более чем 3000 населенных пунктов по всему Казахстану. Представлены бренды категорий люкс и массмаркет, популярные мировые и азиатские бренды, нишевая парфюмерия, профессиональные средства для волос, органическая и натуральная косметика, БАДы и аптечные марки, а также эксклюзивные товары.


   42. (-) Kino.kz (ТОО «Halyk Finservice»)*

Выручка за 2022 г.: $2,09 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: нет данных
Среднемесячная посещаемость: 2 500 000
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 44 504
Средний чек: $3,9
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: продажа билетов в кино
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2008
География: весь Казахстан

Одна из старейших киноафиш Казахстана, Kino.kz предлагает билеты на киносеансы в 41 городе. Расписание кинопоказов можно отсортировать по кинотеатрам, фильмам, языку показа и другим критериям. Кроме того, на Kino.kz можно приобрести билеты на концерты, театральные постановки и прочие культурные мероприятия.

Платформа доступна в качестве приложений на базе iOS и Android. У Kino.kz – активная страница в Instagram, на которую подписано около 30 тыс. пользователей.


   43. (-) Clevermarket.kz (ТОО «IP Partners»)

Выручка за 2022 г.: $2,08 млн
Динамика выручки за 2022 г. в $: 584%
Среднемесячная посещаемость: 40 960
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: 10 700
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 10 700
Средний чек: $32,6
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: маркетплейс
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Астана, 2021
География: Астана

Clevermarket.kz – это интернет-магазин, посетителям которого доступен широкий ассортимент товаров – от свежих овощей и фруктов до бытовой химии и товаров для детей. У Clevermarket.kz – cобственная логистическая система, налажена гибкая система сотрудничества с продавцами. Команда платформы постоянно работает над ценовыми предложениями и скоростью доставки товаров. В 2022 году завершены строительство и реконструкция фулфилмент-центра площадью 12 000 кв. м в Астане. В 2023 году запущено направление e-grocery.


   44. (39) Chocolife.me (ТОО «Редпрайс»)*

Выручка за 2022 г.: $1,16 млн
Динамика выручки за 2022 г. в $: 11%
Среднемесячная посещаемость: нет данных
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: нет данных
Средний чек: нет данных
Категория: сайт объявлений, агрегатор
Субкатегория: купонатор
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2011
География: 23 города Казахстана

Chocolife.me – дисконтный сервис, входящий в состав холдинга Chocofamily. На нем зарегистрировано более 1,9 млн пользователей и порядка 6 тыс. партнеров. Купоны на Chocolife.me предоставляют широкий диапазон скидок – до 90%. Платформа дает пользователям доступ к купонам и скидкам на самые разные услуги, от ресторанов и кафе до медицинских обследований и образовательных курсов. Сотрудничество с партнерами Chocolife.me выстраивает по гибкой системе.


   45. (-) Opticland.kz (ТОО «Opticland.kz»)

Выручка за 2022 год: $1 млн
Динамика выручки за 2022 г., в $: 189%
Среднемесячная посещаемость: 1500
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: 9600
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 9400
Средний чек: $103,1
Категория: интернет-магазин, торговая площадка
Субкатегория: магазин оптики
Мобильные приложения: нет
Головной офис и год запуска: Алматы, 2010
География: весь Казахстан

Интернет-магазин оптики и контактных линз Opticland.kz предлагает широкий ассортимент линз, включая контактные и цветные, а также средства по уходу за линзами, аксессуары, сопутствующие товары. Доступны также очки для коррекции зрения, оправы для имиджа, компьютерные очки, очки для вождения автомобиля, солнцезащитные очки с диоптриями. Компания работает с японскими, немецкими, французскими производителями очковых линз, в ассортименте линзы с разными коэффициентами преломления, линзы из особо прочного материала, астигматические, прогрессивные и другие.

Доставка покупок в пределах Алматы осуществляется в день оформления заказа или на следующий день, в другие города Казахстана – в срок от одного до пяти дней.

Примечание. Использование данных рейтинга другими СМИ допускается лишь при условии рерайта и двух активных ссылок - на портал Forbes.kz и сам рейтинг. Копипаст (дословная перепечатка) запрещается.

Над исследованием работали

Baker Tilly Qazaqstan Advisory: Рамина Назырова, Магжан Сайдалин, Динара Алибек, Асанали Базарбек, Дарига Онгарбек
Intervale Kazakhstan: Марина Ахметбекова, Алия Ергебекова
«Ассоциация Цифровой Казахстан» (АЦК)

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить