Закрыть лавочку: как изменятся рынки Астаны и Алматы

С 1 января 2018 работа стихийных рынков обеих столиц Казахстана окажется вне закона

Рынок «Жулдыз» (
Фото: Серикжан Ковланбаев
Рынок «Жулдыз» ("оптовка").

В 2018 вступает в силу для Алматы и Астаны постановление правительства РК от 25 февраля 2016 №111 «Об утверждении правил организации деятельности торговых рынков». Документ, а точнее, приложение к этому постановлению, устанавливает новые правила организации деятельности торговых рынков. С 1 января 2020 новые правила вступают в силу уже на всей территории Казахстана: в Астане, городах республиканского значения и областных центрах.

Новые правила вводят несколько новых понятий:

 

«Нестационарный торговый объект – временное сооружение или временная конструкция, не прочно связанные с землей вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе автоматизированное устройство или транспортное средство; Стационарный торговый объект – здание или часть здания (встроенное, встренно-пристроенное, пристроенное помещение), сооружение или часть сооружения (встроенное, встренно-пристроенное, пристроенное помещение), прочно связанные с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения».

Помимо этого, дается определение рынку:

«…Универсальный торговый рынок является торговым рынком, на котором торговые места предназначены для осуществления продажи товаров разного класса: 1) На территории столицы, города республиканского значения и города областного значения торговый рынок состоит из одного и более стационарных торговых объектов, внутри которых могут располагаться нестационарные торговые объекты, за исключением автолавок;…».

Напомним, что еще в августе 2014 на расширенном заседании правительства РК, где обсуждались вопросы экономики и социального развития страны, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев дал поручение разобраться со стихийными рынками в стране, и перенести их в крытые торговые центры. Тогда он сказал:

- В Казахстане сотни тысяч базаров неорганизованных. Антисанитария. Неужели бизнесмены наши не могут взять это выгодное дело в свои руки. Надо строить нормальные крытые организованные торговые центры. Акимы должны для этого быстро дать землю, включить их в свободную экономическую зону, освободить от налогов и закрыть все неорганизованные базары в стране, но чтобы эти люди тоже не пострадали. Но чтобы эти люди тоже не пострадали. Они перешли туда, где мы же видим, как это делается, активно работают в Алматы, Шымкенте, в Астане, в других областях, но их остается очень много. Все идет помимо бюджета, там есть преступления, все что угодно. Эксперты говорят, 20-30-% в тени находится. Это какой резерв огромный».

По сути, нынешние действия правительства - лишь отголосок того совещания. У владельцев многих рынков теперь два варианта: закрывать их или возводить на своей территории современные торговые здания.

Партнер Scot Holland | CBRE Евгений Долбилин в комментарии Forbes.kz отметил, что любое движение в вопросе организации торговых рынков должно принести позитивные изменения:

- Чтобы сейчас ни делали с базарами, в любом случае будет лучше, чем то, что есть сейчас. Здесь просто невозможно сделать хуже, - уверен он.

Коммерческий директор группы компаний «ARCADA» Эльза Розенталь пояснила корреспонденту Forbes.kz,что группа давно начала готовиться к внедрению новых стандартов.

Эльза Розенталь.
Эльза Розенталь.

- Два наших новых реализованных проекта, ТФЦ «Алтын Арба» и ТФЦ «MART Village», основаны на том, что правила приняты, и последствия наступят: в 2020 в регионах и уже в 2018 – в Алматы и Астане. Принятые правила торговли – это некая данность, наше личное отношение к которой не имеет значения, кроме того, именно ввод этих правил повлиял на наше решение о реализации проектов.

 Построенные нами торгово-фермерские центры значительно удобнее и для конечного потребителя, благодаря обеспечению элементарного комфорта, и с санитарной точки зрения, и с точки зрения независимости от погодных условий, и для продавцов – в части инфраструктуры, логистики, условий работы и правильного хранения продуктов. Поэтому мы, конечно, поддерживаем новые правила, - сказала она.

Спикер также отметила, что возведение капитальных рынков не обязательно должно привести к подорожанию цен на продукты: в первую очередь здесь важны аппетиты арендаторов, которые сдают торговые места продавцам.

 

- Цены на конечный продукт зависят от множества факторов, в том числе и от сложившейся рыночной ситуации в части арендных платежей на успешных рынках. С одной стороны, содержать открытые рынки гораздо дешевле, чем современные, дорогостоящие при строительстве и в дальнейшей эксплуатации фермерские центры. С другой стороны, существующие ставки аренды на рынках высокие, что обуславливается высоким спросом как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей, - подчеркнула Эльза Розенталь.

Она также отметила, что привычка делать покупки на базарах обусловлена исторически сложившейся культурой потребления:

- Посещение именно базаров для бюджетных покупок – традиционное поведение нескольких поколений потребителей. В современном Казахстане – это необоснованное и иррациональное мнение. Крупные супермаркеты и большие сети способны предлагать продукцию по гораздо более низким ценам, выигрывая за счет объемов и скидок от поставщиков. Мы хотим привить потребителю новую, современную культуру потребления, показать, что дешевые и качественные продукты можно покупать с удовольствием, в комфортных условиях, не отказывая себе при этом в большом выборе и личном общении с продавцом, чего нас лишают супермаркеты.  

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


заместитель главного редактора Forbes Kazakhstan

 

Статистика

7270
просмотров
 
 
Загрузка...