Казахстанцы вернулись в торговые центры и тратят больше, чем до кризиса

Об этом рассказал финансовый директор ТРЦ Dostyk Plaza Алексей Хегай во время пресс-бранча

На днях представители ТРЦ Dostyk Plaza провели пресс-бранч с журналистами в Алматы, где рассказали о том, сколько средств они тратт на проведение мероприятий в своем ТРЦ и его украшения и для чего это делают. Обозреватель Forbes.kz задала несколько вопросов финансовому директору ТРЦ Dostyk Plaza Алексею Хегай о том, насколько восстановился рынок после девальвации.

F: Dostyk Plaza проводит много различных мероприятий. Какие суммы вы тратите на это?

Алексей Хегай.
Алексей Хегай.

- Мы не ставим жесткие ограничения перед департаментом маркетинга, все как раз наоборот: департамент маркетинга выдвигает идеи проведения мероприятий, и, уже исходя из этого, формируется бюджет. Озвучивать сумму я не имею права, так как эта информация является коммерческой тайной. Но скажу вам, что маркетинг – это второй по затратам департамент после сервиса. Департаменту маркетинга в 2016 мы выделили порядка 17% от нашей прибыли, а на сервис, для сравнения, порядка 20-22%.

F: Какой трафик вам удалось привлечь за счет проведения ивентов?

- Чтобы вы понимали: в выходные к нам приходят 35 тыс. человек, а различные мероприятия посещают от 200 до 500 человек. Более того, на них приходят и те, кто является нашими постоянными гостями. Вы же понимаете, что этот объем трафика не ключевой, поэтому мы проводим мероприятия не для привлечения клиентов. Для всех любой ТРЦ – это, прежде всего, шопинг. Такое время препровождения не несет культурной ценности. Наша задача – создать для посетителей атмосферу, и мероприятия привносят эту ценность в жизнь наших гостей. В рамках новогодних мероприятий мы всегда проводим спектакли. Для нас это, прежде всего, возможность познакомить детей с театром.

 

F: После девальвации все отмечали спад продаж и потока клиентов, но эксперты уверяли, что рынок восстановится, казахстанцам лишь необходимо время для адаптации к новым условиям рынка. Эта адаптация уже прошла?

- В декабре 2016 в Алматы проходила пресс-конференция «Торговый центр будущего». На этом мероприятии представитель консалтинговой компании «Магазин магазинов» рассказал об исследовании рынка РК, которое они проводили. Исследование показало, что казахстанцы реагируют на девальвацию совершенно иначе, чем россияне. Согласно их исследованию, жители республики стали меньше откладывать денег, стали экономить на поездках за рубеж и меньше тратить на еду вне дома. А вот траты на одежду и продукты питания увеличились на 37% в тенговом эквиваленте (данные за октябрь 2016).

F: В своем ТРЦ вы ощущаете эту тенденцию?

- Мы этот рост ощущаем особенно последние четыре месяца 2016. Люди выдохнули и начали жить в обычном режиме. Конечно, девальвация оказала влияние на стоимость товаров, так как мы его в основном импортируем, и он привязан к доллару или к евро. Но ретейлеры снизили свою маржинальность. Сейчас они получают меньше маржи, что повлияло на реализацию покупательской способности посетителей. Они продолжают покупать, и если цена, условно, выросла на 10-20%, люди понимают, что это увеличение не в 100%, как девальвация.

Люди ожили, они покупают много даже по полной цене, а на скидках происходит бум. Более того, сейчас мы наблюдаем очень интересный факт. Обычно после 15 января начинается сезонный спад покупок, да и посетителей в любые ТРЦ. Но на 24 января и по посещаемости спада нет. Если не будет внешних факторов, этот тренд продолжится.

F: Многие утверждают, что именно кризис мотивировал мировые бренды выйти на рынок РК. По вашим словам, сейчас рынок восстанавливается. Приведет ли это к снижению интереса к Казахстану со стороны мировых игроков?

- Озвученное вами утверждение не совсем справедливо. Интерес мировых брендов к нашему рынку был всегда. Но переговоры по выходу на рынок обычно занимают до трех лет. Например, H&M проводит 6 этапов переговоров. Сейчас просто наступил момент, когда эти переговоры закончились и они просто совпали с кризисом. За 2016 отдел аренды подписал около 20 контрактов. Рынок ретейлеров ожил. В феврале 2016 появилось большое количество заявок и запросов. Наш отдел аренды находится в постоянном процессе переработки информации.

Сейчас интерес новых игроков на рынке на 20% больше чем в 2014. Это небольшие компании с небольшим капиталом, которые готовы к первоначальным вложениям. «Динозавры» ретейла чувствуют себя некомфортно, так как привыкли к высокой маржинальности, которая была, а вот новичкам очень комфортно.

F: Но Dostyk Plaza заполнен не на 100%, а ваша площадь, где расположены бутики с отдельными входами, практически вся пустует.

- ТРЦ заполнен на 80%. Арендаторами не заполнена детская зона. Это связано с тем, что на рынке Казахстана не так много профессиональных ретейлеров, которые работают с вещами для детей. И если отсекать тот сегмент, который не является нашим целевым, то получится совсем ограниченное количество игроков. Что же касается площади, то после запуска одного ТРЦ с люксовым сегментом наша идея сделать здесь люксовую зону самоудалилась. Сейчас мы отрабатываем новую концепцию. Есть определенные наметки и даже предварительные договоры подписаны.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


обозреватель Forbes.kz

 

Статистика

10803
просмотра
 
 
Загрузка...