Маркировка товаров в Казахстане: цены взлетят, как воздушные шары?

Бизнес выступил против нововведений для товаропроводящей цепи

ФОТО: Личный архив

«Ударить» воздушными шарами по правительству вознамерились предприниматели Казахстана. На пресс-конференции, проведенной во вторник, 10 августа, представители ряда бизнес-ассоциаций страны выступили с поддержкой флешмоба «Белые шары» «против роста цен на продукты, против введения маркировки товаров и акциза на сахаросодержащие напитки и других инициатив правительства». Владельцы магазинов снимают на видео свои выступления против нововведений, держа в руках белые воздушные шарики. Как утверждают организаторы, акция «Белые шары» стартовала 30 июля и уже охватила более трех тысяч «магазинов у дома» из 7 регионов.

Представители бизнес-ассоциаций не сомневаются, что нововведения приведут к удорожанию продуктов и даже потребовали отставки министра финансов Казахстана Ерулана Жамаубаева.

Проекты правительства, такие как КПУ (контрольные приборы учета), ККМ (контрольно-кассовые машины) с функцией передачи данных, электронные счета-фактуры, виртуальный склад, сопроводительные накладные на товары и маркировка товаров, предприниматели назвали «нескончаемой чередой экспериментов над бизнесом».

«Все перечисленные проекты для контроля розницы дублируют друг друга, ведут к удорожанию продуктов питания минимум на 15–25%. Негативные последствия этих новшеств не переживут тысячи минимаркетов и магазинчиков, а это более чем 150 тыс. рабочих мест», - уверена президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек Ажибаева.

Половина обуви ушла в тень

Больше остального малый и микробизнес волнует вводимая с 1 ноября 2021 маркировка обувной продукции. Почему наряду с подакцизными товарами — сигаретами и табаком — было решено взяться за обувь, ранее объяснила генеральный директор Центра развития цифровой экономики АО «Казахтелеком» Бикеш Курмангалиева: «...У нас есть региональная специфика – обувная продукция, некоторые продукты питания и продукция легкой промышленности. Анализ рынков показал, что по объемам контрафакта легпром и обувь побили все рекорды. По обуви 48% рынка – в «тени», в легпроме – более 63%».

Единым оператором маркировки, как сообщается, был определен «Казахтелеком», координатором - Министерство торговли и интеграции. Производить генерацию и эмиссию двумерного кода Data Matrix, который наносится на каждую единицу товара, будет товарищество с ограниченной ответственностью «Центр развития цифровой экономики». «Если все звенья этой цепи под названием «маркировка и прослеживаемость» будут эффективно работать, через определенное время все быстро к нововведениям привыкнут, - с уверенностью заявляют в «Казахтелекоме». - Внедрение обязательной маркировки товаров... позволяет сократить теневой оборот товаров на 70-80%. И государство, и бизнес, и потребитель получат существенные выгоды от внедрения данной меры».

От 3 тенге до 200 тыс. евро

Судя по высказываниям представителей бизнес-сообщества, у них другая точка зрения. Так, Константин Невзоров, президент ОЮЛ «Ассоциация «Масложировой союз Казахстана», считает, что обязательные платежи за маркировку – это по сути налог, который должен идти в бюджет, только почему-то он оплачивается в частную компанию. Предположительная стоимость одного кода — 3 тенге.

Анастасия Калашникова
ФОТО: Личный архив
Анастасия Калашникова

Маркировка гораздо более затратна, чем декларируется, возражает глава ОЮЛ «Ассоциация прямых продаж» Анастасия Калашникова, поскольку стоимость кода - это только вершина айсберга.

«Основные расходы ложатся не только на производителя или импортера, но и на всю товаропроводящую цепь - логистов, ретейлеров, которые в совокупности составляют значительную часть экономики. В эти расходы входят:
1) создание и поддержание IT-инфраструктуры даже там, где она очевидно излишняя - в малых торговых точках, небольших оптовиках. Онлайн-кассы, специальные сканеры, техподдержка - все это стоит денег;
2) перестройка логистических решений - создание отдельных складов «для Казахстана» транснациональными компаниями, изменение маршрутов логистики, проблематичность срочной переброски товарных запасов из других стран ЕАЭС, не говоря уже о дальнем зарубежье;
3) капитальные расходы на линии по маркировке или операционные расходы на сервис-провайдеров. Стоимость линий зависит от производительности и может достигать 200 тыс. евро «под ключ». Стоимость нанесения одного кода на внешнем таможенном складе может достигать 2 евро за единицу;
4) даже ввод в систему уже готовой продукции становится проблемой для предпринимателей. Если предположить, что регистрация товара в базе данных не будет превышать десяти минут, то на внесение ассортимента обуви одной компании по самым оптимистичным прогнозам может потребоваться 62 рабочих дня. Это при условии бесперебойности соединения и безотказности работы программного обеспечения», - подсчитала Калашникова.

Сейчас в Казахстане уже прекрасно реализованы системы контроля, подчеркивает глава ОЮЛ. «Оптовое звено прозрачно из-за камеральной сверки у контрагентов электронных счет-фактур, по товарам из перечня ведутся виртуальные склады, то есть Налоговый комитет в режиме реального времени видит количество и ассортимент продукции у предпринимателя, - добавила она. - На содержание всех этих систем расходуются средства бюджета».

Пляски на чужих граблях

Не только казахстанские предприниматели выступают против маркирования каждой единицы товара. Опытом внедрения маркировки лекарственных препаратов в России с корреспондентом Forbes.kz поделился Андрей Кухаренко, кандидат экономических наук, предприниматель, сертифицированный ВОЗ эксперт по холодовой цепи и надлежащей практике дистрибуции лекарственных средств.

Андрей Кухаренко
ФОТО: Личный архив
Андрей Кухаренко

«Маркировка контрольно-идентификационными знаками, или сериализация, - это нанесение уникального кода на каждую единицу товара. Код выдается оператором маркировки за определенную плату. На всех этапах движения товара: производство, ввоз через границу, перемещение склад – склад, склад – магазин, магазин – покупатель, специальными устройствами производится фиксация действия с каждой единицей товара, - объяснил Кухаренко и перечислил цели введения маркировки, заявленные инициаторами:

  • защита населения от фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных препаратов;

  • предоставление неограниченному кругу потребителей (граждан) возможности проверки легальности лекарственных препаратов, находящихся в гражданском обороте;

  • обеспечение прозрачности поставок и развитие справедливой конкуренции на фармацевтическом рынке;

  • избавление от серого импорта».

Однако, как считает собеседник, «в контексте проекта «маркировка КИЗ» либо преувеличены масштабы проблемы, либо не достигаются цели внедрения, либо существуют более дешевые варианты их достижения. Множество вопросов вызывает и эффективность меры для бюджета страны. Оказывается, затраты на сериализацию будут значительно выше, чем доход бюджета, который дополнительно планирует получить государство после введения маркировки».

В Российской Федерации маркировку лекарственных препаратов ввели ещё в прошлом году, оператором выступило ООО «ЦРПТ» («Центр развития перспективных технологий»).

«Бизнесу пообещали маркетинговую информацию о движении товаров. Бизнес обманут, ему никто эту информацию не предоставил. Производители и дистрибьюторы не знают, где и как продаются их товары. Мало того, в период пандемии люди остались без лекарств из-за сбоев системы, а предприниматели понесли колоссальные потери. Я даже не предполагал, что система маркировки настолько сырая! - с горечью рассказал Кухаренко и добавил: - По сути это косвенный налог, поступающий в частный карман. ЦРПТ уже отчитался о прибыли 6 млрд рублей».

Кухаренко посоветовал странам ЕАЭС «не торопиться с введением маркировки, а понаблюдать, что будет происходить в России».

А происходит, например, вот что: 9 августа ЦРПТ сообщил о снижении доли нелегальной табачной продукции из-за маркировки на 30%. В тот же день Forbes.ru дал информацию о том, что «доля нелегальных сигарет в России во втором квартале выросла почти на 20%».

Еще одна новость напрямую касается Казахстана: Минэномразвития РФ предлагает распространить практику обязательной маркировки питьевой воды на все страны Евразийского экономического сообщества к 1 марта 2022 года. Предложения РФ по обязательной маркировке питьевой воды уже поступили в Евразийскую экономическую комиссию.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
12185 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
28 ноября родились
Тимур Бимагамбетов
экс-директор по операционным добывающим активам АО НК «КазМунайГаз»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить