Как крепкие напитки путешествуют по миру

Перед перевозчиками напитков всегда стоит особая задача - правильно довезти товар в дома, магазины и рестораны по всему миру. Для этого нужно обладать всеми необходимыми знаниями и технологиями по перевозке специальных грузов

Иллюстрация: © Depositphotos.com/Nevada31

И здесь можно отследить общие тренды. В прошлом году самыми популярными направлениями экспорта стали Италия, Франция, Испания (что не удивительно, так как эти страны регулярно входят в топ-3 мировых экспортёров вина), Великобритания и Германия, откуда алкоголь перевозили в страны СНГ, Балтии, Скандинавии и страны Юго-Восточной Азии. Это относится и к комплектным грузам, и к сборным партиям от одной палеты. Наиболее частыми маршрутами за 2017 стали транспортировки из Италии в РФ и из Эстонии в Норвегию.

О Китае хотелось бы сказать отдельно: несмотря на то, что их рынок достаточно консервативен в вопросах потребления алкоголя, объём импорта растёт на 10% каждый год, по данным открытых источников. Например, в прошлом году в Ланьчжоу шло французское вино. Груз сначала был доставлен авторефрижераторами из нескольких французских городов до немецкого Дуйсбурга, а затем перегружен в 45-футовый контейнер и доставлен ускоренным поездом в Китай. По словам экспертов, за январь-август 2017 Китай импортировал на 16% больше вина, чем в аналогичном периоде 2016, и эти показатели продолжают расти. В первую очередь они импортируют тихие бутилированные вина (567 млн литров в 2016) и пиво (598,5 млн литров в 2016). Меньше импортируют вино наливом (которое бутилируют уже на местных предприятиях) и игристые вина. Крепкие спиртные напитки потребляются гораздо реже. Тем временем в Казахстане отмечается тенденция к снижению потребления крепких алкогольных напитков - на текущий момент это 5 литров на душу населения в пересчёте на чистый алкоголь. В 2017 объём рынка водки составил 6,5 млн декалитров, эксперты отмечают падение рынка на 35% за последние 10 лет. Для сравнения: рынок РФ составляет 70 млн декалитров.

По данным 2016, общий объём импорта крепких напитков в Казахстан оценивается в $63,8 млн, из них: 18% (в долларовом выражении) из РФ, 16% из Великобритании, 12% из Украины, 9,2% из Ирландии и 9% из Китая. Наряду со снижением потребления крепких алкогольных напитков растёт потребление вин. Объём рынка за 2016 составил $28 млн, из них: 30% из Грузии, 18% из Италии, 14% из Франции, 13% из Молдовы, 7,7% из Испании. Стабильным остается употребление пива – 28 литров в расчёте на одного потребителя. Этот продукт производится в Казахстане.

Что касается экспорта ликёроводочной продукции, то рынок РФ – казалось бы, наиболее привлекательный и ёмкий – закрыт для Казахстана рядом заградительных мер: например, необходимостью внесения обеспечительного платежа при транзите алкогольных напитков из Казахстана до места доставки. Справедливости ради следует отметить, что в Казахстане также действует требование о внесении обеспечительного платежа на всю импортируемую продукцию (для РФ введено с 2015).

Такой особый груз, как алкогольная продукция, может быть подвержен неблагоприятному воздействию различных внешних факторов, в связи с чем для его транспортировки обязательно применяется специализированный транспорт и дополнительные технические меры. К примеру, по Европе алкоголь перевозится тарным способом на палетах: внутри ящика бутылки закрепляются в специальных ячейках, иногда дополнительно оснащённых прокладочным или утеплительным материалом. Далее груз крепится ремнями или штангами. Для обеспечения сохранности используется транспорт с цельнометаллическим кузовом. Он оснащён системой навигации и слежения, а остановки осуществляются только на охраняемых стоянках.

Что касается виноматериала, то его можно перевозить также наливом в пищевых цистернах, танк-контейнерах или флекситанках. Единственной мерой предосторожности в данном случае будет стерильность тары. Во время перевозки не должно быть сильной тряски, так что необходимо проверять состояние транспортного средства, которое будет перевозить вино.

В любых правилах есть исключения: особым случаем является, например, перевозка легендарного линье-аквавита, когда сам её процесс считается ключевым в формировании вкуса напитка. Это национальный скандинавский напиток: сначала его перевозят в южное полушарие по морю в бочках, а затем обратно - и в процессе постоянного движения напиток лучше впитывает аромат дерева.

Крепкие напитки обычно перевозят бутилированными в стеклянной таре, иногда наливом в цистернах. Транспорт при этом обязательно должен быть сертифицирован на перевозку опасных грузов (ADR), что связано с опасностью разлива и возгорания при перевозке таких объёмов. Перевозить крепкие напитки можно автомобильным транспортом, морем в танк-контейнерах или железнодорожными цистернами.

В стеклянные или пластиковые бутылки разливают пиво, иногда это жестяные банки. Далее всё упаковывается в картонные коробки или ставится на картонные поддоны и затягивается специальной термоусадочной плёнкой. Груз размещают на палетах или навалом в ящиках для перевозки в машинах или в контейнерах. Цистерны для перевозки пива наливом обязательно должны относиться к классу пищевых, иметь сертификат мойки (её индивидуально промывают и очищают перед загрузкой специальными процедурами) и соответствующие спецификации заводов перепускные клапаны, позволяющие заливать/сливать продукцию под давлением.

Единственное, что никогда не перевозится в цистернах, - игристые вина, которые доставляются с завода уже разлитыми по бутылкам.

Важный момент - это температурный режим, который должен соблюдаться на протяжении всего процесса перевозки, особенно для алкогольных напитков с крепостью до 40%. Например, вина - особенно игристые - не любят перегрева, а также могут замерзнуть и/или взорваться, если температура будет ниже нуля или значительно выше 20. Также это касается дорогих дистиллятов - слишком низкая или высокая температура может привести к выпадению осадка или потере вкусо-ароматических свойств. Для такого алкоголя мы используем рефрижераторы, обеспечивающие оптимальную температуру: нужный режим составляет от +10°С до +15°С.

Напитки с крепостью выше 40% не так чувствительны к изменениям температуры из-за высокого содержания спирта: они не замерзают при температуре окружающей среды и могут перевозиться без использования термоустановок. Мы не говорим о таких случаях, когда водку отвозят на арктическую станцию - естественно, она замёрзнет. Для большинства же широт поддержание специальной температуры для высокоградусных напитков не требуется. Исключениями могут стать дорогие дистилляты с высоким содержанием натуральных ароматических и красящих веществ, которые при переохлаждении могут выпасть в осадок и таким образом испортить вкус и внешний вид напитка. Почти все алкогольные напитки, которые содержат ароматические молекулы, красящие вещества (такие как бренди или ликёры), как натуральные, так и синтетические, не любят прямого солнечного света, так как ультрафиолет ухудшает как вкусовые, так и визуальные характеристики напитка. Вино вообще очень чувствительно к свету, поэтому должна быть обеспечена полная затенённость груза.

Следующий важный момент - сопровождение груза необходимыми документами и маркировкой. Транспорт должен быть оклеен специальными акцизными марками для того, чтобы спокойно и без задержек пересечь границу. Акцизная марка, нанесённая на алкогольный напиток, является гарантом того, что напиток произведен и реализуется легально. В Казахстане, например, для защиты от подделок каждые два года меняется учётно-контрольная марка. Кроме этого важно приложить к комплекту документов так называемые марочные документы, которые подтверждают законность получения акцизных марок тем или иным импортёром, а также перечень выданных акцизных марок с указанием конкретных номеров. Каждая акцизная марка имеет уникальные серию и номер, а также штрих-код, в котором зашифрована информация об алкогольном напитке, на который она нанесена.

На товар должны быть нанесены стикеры/этикетки с информацией на языке страны-импортёра, чтобы потребитель мог прочесть информацию об изготовителе алкогольного напитка и о его свойствах, а также об организации, осуществившей импорт и несущей ответственность за качество.

Так как алкогольный напиток - это в первую очередь пищевой продукт, он обязан соответствовать требованиям законодательства о безопасности пищевой продукции и быть сертифицированным в установленном порядке. С грузом обязательно передаётся декларация о соответствии требованиям ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки», ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», подтверждая, что товар сертифицирован.

Екатерина Мочалкина, руководитель проекта Drinks and Tobacco Logistics группы компаний AsstrA-Associated Traffic AG

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
1627 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
11 декабря родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить