Инвестиции на розлив

Чтобы деньги к вам текли, ищите новые возможности

Подводя итоги, можно выделить самые интересные тренды и события 2020 года. Это то самое наступившее апокалиптическое будущее, о котором мы даже не думали, но тем не менее теперь живем в совершенно другой реальности. В частности, в этой реальности был момент, когда баррель нефти оказался фактически дешевле стакана питьевой воды. Временное ли это явление или долгосрочный тренд? Углубляясь в видение будущего и запуск обратного отсчета до необратимой экологической катастрофы на часах в Нью-Йоркском Юнион-сквер со слоганом «У планеты есть дедлайн», с точки зрения ведения бизнеса в сфере недропользования остается вопрос: выгодно ли делать деньги на воде?

В целом чистой доступной воды в мире становится меньше и добывать ее для населения становится сложнее. Причиной тому являются последствия деятельности человека, рост численности населения, изменения климата и т.п. В Казахстане к тому же существует напряженность с изношенной водопроводной сетью. Население начинает осознавать важность проблемы, использовать различные фильтры и, как следствие, растет рынок бутилированной воды.

Рынок местной питьевой бутилированной воды представлен более чем 20 брендами, не считая локальных игроков в каждом отдельном регионе. Такая конкурентная среда подстегивает развитие качества предлагаемых продуктов, но, учитывая высокий спрос, мы наблюдаем появление новых игроков почти каждый год. Битва за сегмент и долю рынка, в свою очередь, увеличивает расходы на маркетинг - вспомним все яркие баннеры и рекламные лозунги производителей бутилированной воды. Естественно, для потребителя эти расходы найдут свое отражение в цене. Можно заметить, что известные бренды имеют и более высокий ценник, но важно, конечно, не упускать из виду технологии производства и качество продукта.

В 2020 году в Казахстане с населением в 18,8 млн человек оборот рынка бутилированной воды составляет около 70 млрд тенге, а объем продаж превышает 600 млн литров в год c ежегодным приростом 6%. Это примерно 32 литра на человека в год, что составляет 11,6% от нормы потребления питьевой воды по данным ВОЗ.

Средняя цена по состоянию за 3 квартал 2020 года сложилась около 100 тенге за литр, что выше на 12% цен предыдущего года аналогичного периода. Если смотреть на региональную разбивку, более высокая цена сложилась в регионах с нехваткой такого ресурса, как питьевая вода.

Внутреннее производство составляет около 500 млн литров со среднегодовым приростом свыше 10% и охватывает 90% спроса с учетом экспорта. Заметим, пить казахстанцы стали меньше: потребление воды на внутреннем рынке страны за январь – сентябрь упало в сравнении с прошлым годом сразу на 18%.

За январь - октябрь 2020 импорт бутилированной воды составил 2,6 млн литров и снизился на 24,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Большая часть импорта поставляется из Грузии и Росии. Также основная часть импорта в денежном эквиваленте - это бутилированная вода в дорогом ценовом сегменте. Ведущими поставщиками фасованной воды являются европейские производители.

Доля экспорта в структуре рынка незначительна и составляет не более 3%. За 10 месяцев 2020 было экспортировано 2,7 млн литров, что на 24,4% ниже показателя 10 месяцев прошлого года. Основные торговые партнеры по экспорту – Россия, Кыргызстан и Китай.

Важно отметить, что в последние годы во всем мире бутилированная вода становится самым быстрорастущим сегментом в структуре напитков. По оценкам Beverage Marketing Corporation, сейчас в мире ежегодно продается более 460 млрд литров воды в бутылках. Рынок потребления бутилированной воды Азии и Океании является главным в мире, и объемы рынка крупнейшего мирового потребительского рынка – Европы уступают ему более чем в 4 раза.

А ведь бутилированная вода в мире в среднем в 2000 раз дороже водопроводной. Более того, во многих странах молоко, пиво и даже бензин оказываются дешевле минералки. Питьевая вода — своеобразное «горючее» в руках поставщиков, обеспечивающих корпоративных и частных клиентов. Для сравнения: литр 95-го бензина на алматинских заправках стоит сейчас приблизительно 40 центов, литр местной бутилированной воды — от 29 до 60 центов. А ведь наладить выпуск и доставку питьевой воды неизмеримо легче, чем производство и продажу бензина.

Что, если вы решились делать деньги «из воды»? Прежде всего необходимо определиться, будет ли ваша компания заниматься полным циклом: от добычи воды из скважины до ее поставки клиентам, или же вы ограничитесь лишь доставкой «чужой» воды конечным потребителям. Первый вариант по понятным причинам потребует более серьезных капиталовложений в оборудование для водоподготовки и розлива. А значит, быстрая окупаемость будет зависеть от емкости рынка потенциальных клиентов. Этим пока что могут похвастать только крупные города республики. В других казахстанских городах инвесторам на первых порах стоит ориентироваться на розничные продажи, и только спустя какое-то время, необходимое для массового узнавания товарного знака, можно попробовать начать бизнес по доставке бутилированной воды в офисы и квартиры.

В свою очередь, обладая значительным опытом в сфере консультационных и оценочных услуг и располагая всеми возможностями выступать в роли внешнего консультанта, команда Baker Tilly рада предоставить свежий взгляд на ваш бизнес. Мы обладаем значительным опытом по стоимостному консультированию и оценке активов и пакета акций предприятий производственного сектора и крупных продовольственных компаний.

Baker Tilly входит в топ-10 международных сетей и компаний по оказанию услуг в области аудита, консалтинга, финансового консультирования, управления рисками и налогообложения, а также сопутствующих услуг. Baker Tilly ведет свою деятельность в 146 странах, в число клиентов входят компании, оперирующие в различных отраслях, преимущественно в финансовой, страховой, профессиональной научно-технической, производстве, девелоперском бизнесе, а также оптовой и розничной торговле.

Айнур Кененбаева
Айгерим Мамаева
Даниэль Туфайли
: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
7292 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
Айдын Аимбетов: Я готовился шесть лет, чтобы полететь в космос Смотреть на Youtube