Bazelevs Тимура Бекмамбетова открывает студию Screen Life в Алматы

17737

Игорь Цай, генеральный продюсер киностудии, о том, почему критики называют новый формат прорывом

Игорь Цай и Тимур Бекмамбетов
Фото: Архив пресс-службы
Игорь Цай и Тимур Бекмамбетов

Восторженные отзывы критиков и приз за «Лучший рассказ о технологиях и их использовании в независимом кино». Новый фильм киностудии Тимура Бекмамбетова Bazelevs «Поиск» интересен ещё и тем, что снят в новом формате Screen Life. «За этим форматом будущее» - говорит казахстанец Игорь Цай, который сейчас является генеральным продюсером компании Bazelevs.

Его история знакомства с режиссёром началась в 2004, когда он в 17-летнем возрасте стал постановщиком рукопашного боя и дублёром Тамерлана в фильме Бекмамбетова «Дневной дозор». Через два года он побеждает в телешоу «Кредитная история», благодаря которой открывает школу сценического боя «Кун-До». Игорь - постановщик трюков в таких известных фильмах, как «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», «Особо опасен», «Зорро: Возрождение».

В интервью Forbes.kz он рассказал, почему критики называют Screen Life прорывом, зачем Bazelevs открыла студию в Алматы и что сейчас для него значит школа сценического боя.

F: Игорь, расскажите о новой картине киностудии Bazelevs «Поиск». Фильм получил восторженные отзывы в январе, на кинофестивале Sundance. О чем он?

 - «Поиск» - это первый детективный триллер в формате Screen Life об отце, который ищет свою пропавшую дочь. Он взламывает её ноутбук, надеясь, что это поможет в поисках, и обнаруживает, что абсолютно ничего не знал о ней... 

Это фильм, который отражает нашу с вами сегодняшнюю реальность. Мы до конца не знаем, чем и как живут наши близкие люди в диджитал-мире. Возможно, там они совсем другие, у них есть свои секреты.

К примеру, если у меня окажется ваш смартфон, то я узнаю о вас намного больше, чем вы готовы рассказать. Девайсы хранят наш настоящий портрет личности, и фильм демонстрирует, насколько драматичные истории могут быть с этим связаны.

Премьера картины состоялась на кинофестивале Sundance в январе этого года, там он получил сразу несколько наград: приз зрительских симпатий в категории Next, специальную награду сценаристу и приз имени Альфреда Слоуна. Сразу после премьерного показа компания Sony выкупила у нас права на международный прокат фильма за $5 млн

Когда состоится премьера «Поиска» в странах СНГ, в частности в Казахстане?

 - Америка увидит фильм немного раньше, уже в августе этого года, Казахстан, Россия и СНГ - в конце сентября.

F: Чем вы занимались как исполнительный продюсер киноленты?

 - У нас в компании целая линейка фильмов разных форматов, жанров и направлений по рынкам и аудиториям. Я занимаюсь как ведением стратегических направлений развития кинокомпании, так и продюсированием отдельных проектов. Продюсирование - это и бизнес, и креатив. Я не могу разделить, что важнее, я бы делил их 50/50, так как это всё-таки искусство, которое мы стараемся выстроить в бизнес.

F: Ваше сотрудничество с Тимуром Бекмамбетовым началось с постановки трюков. В этом фильме будет много трюковых сцен?

 - Это фильм не про битвы за мел судьбы, лезвия, убивающие вампиров, и закрученные по дуге пули. Это драматическая саспенсовая история, очень умело сделанная талантливым режиссером Анишем.

F: Компания Bazelevs - автор нового формата Screen Life. У вас уже есть два фильма в этом формате и совместный проект с Михаилом Зыгарем «19/68». Будете продолжать его развивать? По вашему мнению, это новый шаг или временная фишка?

 - Первым проектом в формате Screen Life стал фильм ужасов Unfriended («Убрать из друзей»). При бюджете $1 млн он собрал в прокате более $64 млн. Кстати, в этом году выходит вторая часть, и также Universal купила у нас права на его прокат.

Сначала в формат никто не верил, не было инвесторов, никто не мог представить, что зрители будут смотреть то, что происходит на мониторе компьютера или телефона. Но жизнь опровергла все прогнозы, в очередной раз показав уникальность творческого чутья Тимура Бекмамбетова. А Лео Габриадзе, режиссер фильма «Убрать из друзей», помог проложить этот путь.

В этом году мы презентовали сразу 3 фильма в этом формате: «Поиск», «Профиль» и «Убрать из друзей - 2». Первые два фильма успели получить призы на Sundance, SXSW и Берлинале. 

1968.digital - это отдельное направление проектов Screen Life, оно рассчитано на просмотр с компьютеров и мобильных устройств. Это веб-сериал режиссера Михаила Зыгаря в формате Screen Life, рассказывающий о самых интересных и сенсационных событиях, произошедших в 1968 году. При этом у зрителя создаётся впечатление, что им рассказывают о событиях, происходящих в настоящем времени от первого лица. 

Screen Life – абсолютно новое направление, и мы хотим его развивать, находить новые таланты, которые смогут раскрыть себя в этом уникальном формате. Сейчас в разработке находятся сразу несколько проектов и на подходе новые фильмы, о которых мы в скором времени объявим.

Кстати, недавно мы открыли студию Screen Life в Алматы, и её сотрудники уже успели поработать над нашими проектами. Выбор города не случаен. Студия взаимодействует сразу с несколькими часовыми поясами: Россия, США, Китай. Удобное расположение Алматы позволяет эффективно построить работу, а крепкая основа - проверенные временем и проектами люди - позволяют работать в комфорте.

Мы уже начали партнерство с вузами, в скором времени там будут обучать специалистов формата Screen Life. 

F: Расскажите о вашей школе сценического боя «Кун-До».

 - Школа остаётся моим самым ценным начинанием. Из группы энтузиастов получился интересный проект, который оказался востребованным на российском, американском и индийском рынках. Я открыл школу, когда мне было 18 лет; сейчас я, наверное, побоялся бы повторить этот опыт, потому что тогда было очень большое везение.

Она уже давно самостоятельно функционирует, ребята сами выполняют и получают заказы. Моё участие минимально и сводится к редким консультациям и радости за успехи ребят.

Сегодня специалисты школы занимаются постановкой и режиссурой экшн-сцен: от сценарной разработки, подготовки актеров, съёмочного процесса до чернового монтажа отснятых сцен. Наверное, самое сложное - найти баланс между чем-то новым, тем, что никто никогда ни делал, но при этом сделать так, чтобы зритель не кричал «не верю»!

Сейчас я понимаю, что нашим конкурентным преимуществом перед американскими коллегами всегда была страсть и голод к свершениям.

Так, например, на проекте «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» - мы работали с Индаром Джендубаевым на экшн-юните, а команда из Алматы занималась разработкой трюков и съёмкой превизуализаций, по которым мы уже снимали сцены в Америке.

Разница во времени между Америкой и Казахстаном сыграла нам на руку. Голливудские постановщики трюков, отвечавшие за сцену, где девушка должна была на тросах сделать высокое сальто, поймать на лету стул, оседлать его и приземлиться на главного героя, зажав его между ножек стула, никак не могли её исполнить. В конце съёмочного дня мы поняли, что у них нет решения. Тем временем в Алматы только начинался день, и я попросил ребят попробовать сделать трюк. Через 12 часов я получил видео (превиз) с выполненным трюком, они отсняли и смонтировали его в двух версиях. Я показал этот превиз голливудским коллегам, и мы смогли повторить и снять этот трюк – но всё равно получилось чуть хуже, чем у «кундошников».

Школа больше похожа на семью, большую и интернациональную. Мы вместе отдыхаем, проводим время и, конечно же, занимаемся любимым делом. 

Многие ребята пришли к нам без спортивной подготовки, но уже через несколько месяцев стали участвовать в проектах наравне со всеми. Каждый из них уникален и имеет свои заслуги и достижения, мы стараемся развивать их таланты.

Среди нас есть чемпионы, профессиональные спортсмены, гимнасты, акробаты, борцы, боксёры, каратисты и таэквондисты, инженеры, айтишники и архитекторы и много других. В такой креативной работе, как наша, чем шире кругозор, тем лучше для процесса - никогда не знаешь, какой бэкграунд будет у нового персонажа фильма, и всегда полезно знать инсайты разных профессий и от этого строить хореографию.

F: Над какими проектами работали ваши ребята?

- Из последних можно отметить художественный фильм российского подразделения Диснея «Последний богатырь». Проект получился очень добрым и душевным. Ребята сняли превизуализации к экшн-сценам, месяц тренировали актёров, выполнили постановку трюков на съёмочной площадке.

F: Вы следите за казахстанским кинорынком? Какие фильмы и режиссёров могли бы отметить?

- О событиях в казахстанском кино я чаще узнаю из новостей и от друзей-киношников. Мне бы хотелось больше интегрироваться в киноиндустрию Казахстана и как минимум запустить пару Screen Life-фильмов в этом году. 

F: Как развивать школу сценаристов в Казахстане? Или голод на интересные истории есть во всем мире?

- Мы собираемся открыть Writers room (сценарную лабораторию) в Казахстане. Всегда существует дефицит хороших сценариев и сценаристов. Мне кажется, что успех зависит от каждого продюсера, который сможет экспортировать интеллектуальный труд казахстанцев. Все по крупицам могут создать общий хороший фундамент и крылья для кинематографа. Я бы тоже хотел быть причастным к этому.

F: Планируете ли вы как генеральный директор Bazelevs сотрудничать с казахстанскими актёрами, сценаристами или режиссёрами?

 - Я очень хотел бы попробовать. Другой вопрос, захотят ли они. Скорее всего, если будут хорошие сценарии и концепты - тогда сотрудничеству быть. Сегодня, когда расстояние не имеет значения, а интернет и мобильная связь позволяют общаться и отправлять огромные массивы информации на другой конец планеты, нет деления на то, откуда ты.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить