Россия и Казахстан не сошлись дорогами

Очередной форум по сотрудничеству Казахстана и России принес новую порцию соглашений и обещание поддержать выставку ЭКСПО-2017. В то же время реальные подвижки по главной теме – транспорту – остались под вопросом

Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев.
Фото: Акорда
Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев.

Вперед в докризисное прошлое

Форум межрегионального сотрудничества регулярно собирает глав Казахстана и России, руководителей регионов, государственных и частных компаний. И как всякое мероприятие, которое случается на регулярной основе, оно становится традицией, уже не вызывая вопросов о смысле проведения. Тем более что неизменно подписывается энное количество документов и запускаются совместные проекты, что исключает подобные  вопросы.

На сей раз, по информации Министерства по инвестициям и развитию, общение казахстанских и российских госорганов и бизнес-структур завершилось подписанием 56 документов на общую сумму $3 млрд. А Министерство национальной экономики сообщило о подписании программы действий, направленных на расширение товарооборота между Казахстаном и Россией. По словам главы ведомства Куандыка Бишимбаева, этот документ «предусматривает 27 конкретных инвестиционных проектов на сумму около $4 млрд».

План нацелен на то, чтобы уже в следующем году перейти от снижения объемов взаимной торговли к ее росту, а в перспективе – выйти на докризисные показатели. И г-н Бишимбаев, и его российский коллега Андрей Улюкаев признали, что в последние два года товарооборот переживает не лучшие времена, но связали это исключительно с негативной ситуацией на внешнем рынке, а не какими-либо проблемами во взаимной торговле.

По большому счету, так оно и есть, поскольку у Казахстана упал внешнеторговый оборот и в целом, и со всеми странами по отдельности. Ключевая причина – обвал цен на нефть, автоматический сокративший стоимость нашего экспорта. Что касается импорта, то он упал в результате, прежде всего, уменьшившегося спроса со стороны добывающего сектора.

В то же время структура торговли Казахстана с Россией значительно отличается. Нефть в ней присутствует, но отнюдь не доминирует. Тем не менее, спад в этом году все равно произошел серьезный, почти на треть, что свидетельствует все же о наличии проблем, несмотря на обилие подписываемых соглашений.

ЭКСПО в плюсе

У каждого подобного форума есть свои сверхзадачи, который ставит перед собой и та, и другая сторона. Не стала исключением и нынешняя встреча. Для Казахстана, судя по всему, наиболее важны были два практических аспекта.

Первый - заручиться поддержкой России при проведении выставки ЭКСПО-2017 в Астане. Неслучайно форум решено было провести именно в столице, хотя прежде он проводился исключительно в центрах приграничных с Россией областей (этот изначально предлагался в Петропавловске).

Набрать достойное число участников выставки, а главное, ее зарубежных посетителей –  дело принципа, поскольку именно по этим критериям будет оцениваться, насколько оправданным оказалось расходование средств. И здесь важна поддержка стран, способных направить  солидные делегации. С Пекином подобные договоренности уже достигнуты, теперь то же самое требовалось от Москвы. И Астана ожидаемое, похоже, получила сполна.

Владимир Путин пообещал, что Россия примет «самое масштабное участие» в ЭКСПО-2017. Стало быть, организованное участие и госкомпаний, и крупного частного бизнеса, и регионов обеспечено. Он также отметил, что Россия станет соорганизатором более 100 мероприятий выставки. Мало того, учреждение «Русатом – международная сеть» (управляет региональными центрами компания «Росатом» по всему миру) будет обеспечивать продвижение ЭКСПО-2017 в 40 странах

Коридор в никуда

Второй жизненно важный для Казахстана вопрос  - это сотрудничество в сфере транспорта. Наша страна всегда заявляла о своих амбициях стать транзитной державой, но сейчас, при таких ценах на нефть, это уже становится условием выживания и практически единственным альтернативным источником  валютной выручки. Однако большая часть наших транспортных проектов имеет, в силу географических причин, смысл только при участии России. Именно поэтому транспорт и логистика были определены центральной темой форума в Астане. И хотя сказано было немало, реальные проблемы остаются.

Одна из них – автотранспортный коридор «Западный Китай – Западная Европа», о котором в нашей стране не устают говорить, заявляя о нем, как предстоящем прорыве. Казахстан строительство своего участка магистрали завершит уже в этом году. Но это совсем не означает начало работы  коридора, поскольку его российский отрезок не готов.

На форуме в Астане российская сторона проблему признала, президент Путин назвал ее «инфраструктурными ограничениями».

«Нурсултан Абишевич знает, мы сегодня тоже говорили, когда в узком составе встречались: со стороны Казахстана построили дорогу, с нашей стороны, к сожалению, пока нет», - сказал он.  (Сразу приходит на ум: «- Что с дорогой? - Ее нет»).

И хотя на высшем политическом уровне мы получили понимание, до практического решения еще очень далеко. На том же форуме глава Евразийского банка развития Дмитрий Панкин упомянул, что пока еще только обсуждаются варианты финансирования строительства автодороги от границы с Казахстаном до западных границ России. Общие инвестиции оцениваются в сумму порядка $8-9 млрд.

В настоящее же время, по его словам, принципиальное решение не принято даже по первому участку протяженностью 400 км на территории Оренбургской области: изучается экономическая целесообразность. Даже при условии, что на политическом уровне решение будет продавлено, и строительство начнется, можно только представить, сколько времени займет определение модели финансирования (а проект предусматривается полностью частным), подготовка технико-экономического обоснования и само строительство.

Все это время казахстанский участок будет работать в режиме не международного коридора, а автодороги внутреннего пользования. Это, конечно, тоже хорошо, но вот только как тогда будут «отбиваться»  инвестиции? И сохранит ли  казахстанский участок автобана «Западный Китай – Западная Европа свой «товарный» вид к тому моменту, когда россияне запустят свой отрезок магистрали?

Ситуация с автодорогой наглядно иллюстрирует экономическое сотрудничество двух стран: намерения и практическое измерение существуют в различных плоскостях.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе

, экономист (Астана)

 

Статистика

53049
просмотров