Каким станет пенсионный рынок РК после реформы и появления частных управляющих

10302

Первый президент Нурсултан Назарбаев поручил ещё с 2017 вернуть на пенсионный рынок компании по управлению пенсионными активами (КУПА) и наделить вкладчиков правом выбора «своей» компании и стратегии инвестирования

Фото: © Depositphotos.com/ivonnewierink

КУПА должны конкурировать за деньги вкладчиков и тем самым повышать собственную эффективность. Однако наступил 2019-й, а реформа всё ещё на стадии обсуждения и никак не выльется в документ, который был бы представлен общественности. Тем не менее эксперты отмечают безусловный сдвиг в развитии темы. Дискуссия перешла в профессиональную плоскость. На рабочих группах в Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) обсуждаются детали: капитал управляющих компаний, вероятная инвестиционная доходность, бенчмарк доходности и т. п.

А главное – Национальный банк наконец определился с будущей моделью управления пенсионными активами (ПА). В 2016 он планировал достаточно объёмную реформу, существенно затрагивающую инфраструктуру финансового рынка. Помимо КУПА на рынок выводились бы новые игроки. Вкладчики с большими накоплениями получали бы право самостоятельно распоряжаться избытком и переводить его в частные управляющие компании (ЧУКи) – обычным брокерам с лицензией на управление капиталом, получая рентный доход с дополнительных и более агрессивных инвестиций. В конкуренты ЧУКам выставлялись бы компании по страхованию жизни (КСЖ). Помимо пенсионных аннуитетов они могли бы управлять пенсионными излишками, зарабатывая себе комиссию, а клиенту – доходность, покрывая его программой страхования жизни, что становилось бы хорошим инструментом с точки зрения социальной защиты населения.

При этом вариант с КУПА не был единственным: брокеры предлагали создать мандатную систему управления ПА, не требующую законодательных изменений. Мандат подразумевал бы допуск брокеров к управлению активами ЕНПФ без оглядки на вкладчика. Брокеры «крутили» бы обезличенную сумму денег, сливая доходности в общий пенсионный котёл. Нужен был бы лишь пул требований к управляющим компаниям для участия в тендере на мандат.

При обоих вариантах ЕНПФ оставался бы единым фронт-офисом, а Нацбанк – управляющим для вкладчиков, не определившихся с выбором КУПА.

- Правила значительно поменялись. Согласно последней информации, которую мы получили от Нац­банка, в работе остается вариант с КУПА и с самостоятельным выбором вкладчиком инвестиционной стратегии. При этом КУПА лишается части дохода в виде комиссии от величины пенсионных активов под её управлением. Зарабатывать КУПА сможет исключительно за счёт процентов от инвестиционного дохода. Тем самым у КУПА возникает прямой интерес работать как можно эффективнее. Однако предлагаемая комиссия значительно ниже той, которая была до реформы пенсионной системы. Раньше КУПА получали 15% от инвестиционного дохода, а теперь не более 7,5%, – отмечает председатель правления ИК «Сентрас Секьюритиз» Талгат Камаров.

Председатель правления ИК «SkyBridgeInvest» Шолпан Айнабаева поясняет, что лицензия КУПА будет эксклюзивной, на исключительный вид деятельности – управление пенсионными активами.

- На текущий день речь идёт о двухэтапном процессе лицензирования КУПА. Первый этап – получение разрешения на создание КУПА и последующий сбор ЕНПФ заявлений от вкладчиков на перевод ей денег. Согласно предложению Нацбанка, переходный период займёт от шести месяцев до двух лет. За это время на основании полученных заявлений будет накапливаться пул пенсионных активов для передачи. ЕНПФ в этот период будет информировать вкладчиков о КУПА через свой фронт-офис. Конечно, КУПА получат право самостоятельно рекламировать себя, но регулятор планирует ограничить рекламную активность, – рассказывает Айнабаева. – На втором этапе КУПА проведут докапитализацию, сдадут действующую лицензию и получат новую – на управление пенсионными активами. После этого пройдёт перевод пенсионных активов в КУПА.

Капитальный вопрос

Наибольший интерес брокерского сообщества вызывает порог вхождения в бизнес: объём капитала, который будет «залит» в КУПА.

- Требования к капиталу регулятор не уточняет. С одной стороны, чтобы защитить интересы вкладчиков, он должен быть немалым. Но и КУПА должна зарабатывать достаточную комиссию, чтобы доходность вложенного капитала была интересной, – комментирует новшество Камаров.

Он не исключает, что если активность перехода вкладчиков в КУПА будет недостаточной, то доходность КУПА может оказаться меньше ожидаемой. А при низкой доходности КУПА вряд ли сможет обеспечить акционерам нормальную рентабельность.

Уместно вспомнить, что изначально озвучивалась цифра 20 млрд тенге, аналогичная капитализации коммерческого банка. Затем ценник снизился до более скромных 10 млрд. Но даже эта сумма вряд ли доступна для многих претендентов на лицензию. А узкий круг претендентов приведёт к отсутствию полноценного выбора у вкладчиков инвестиционных стратегий и управляющих. Чтобы рынок был честным, нужны как минимум пять-семь КУПА.

Помимо достаточности собственного капитала входной билет для КУПА обеспечат ещё два показателя – финансовый левередж и возмещение вкладчику убытков от недополучения дохода. Левередж означает привязку полученных в управление пенсионных денег к объёму собственного капитала КУПА. Чем больше ПА получает КУПА, тем больший капитал ей требуется. Приближаясь к пороговому значению левереджа, КУПА должна резервировать дополнительный капитал.

- Нацбанк выставляет требования по левереджу в пределах 1 тенге капитала к 50 тенге ПА в управлении. При этом в презентации Нацбанка есть отсылки к международному опыту, когда в среднем на 100 единиц пенсионных активов КУПА должна иметь одну-две единицы собственного капитала. Левередж на уровне 1:100 более привлекателен, так как может обеспечить более быструю окупаемость для акционеров КУПА, – поясняет Айнабаева.

В случае допуска к ПА частных управляющих они должны обеспечить установленный порог минимальной доходности. А также компенсировать вкладчикам убытки при необеспечении требуемого уровня доходности. Рассматривается вариант возмещения недостающей разницы между доходностью бенчмарка и трёхлетней доходностью КУПА. Бенчмарком выступит по тенговым инструментам доходность двух-семилетних ГЦБ плюс спрэд, по валютным инструментам – доходность мировых бирж и внебиржевых индексов. А значит, требования к результативности казахстанских управляющих будут намного выше, чем в странах с аналогичной пенсионной системой. Например, доходность датских и польских пенсионных фондов привязана только к доходности госбумаг.

Как делить активы

Без сомнения, ключевой вопрос реформы – стратегия передачи активов в КУПА. Дело в том, что активы ЕНПФ – это не кеш, а инструменты, в основном долги. На начало 2019 ПА составляли 9,4 трлн тенге. Из них 43,3% приходилось на обязательства правительства и Нацбанка, ещё 15% – на облигации квазигосударственного сектора. 22,2% активов вложены в иностранные активы, 17,4% – в ценные бумаги местных банков. Валютная часть пенсионного портфеля за последний год возросла с 27,7 до 32,8%. Вместе с ней выросла доля квазигоссектора, а доля БВУ и ГЦБ ужалась.

Если передавать накопления инструментами, возникают серьёзные проблемы. Во-первых, вкладчик должен отдать распоряжение на перевод финансовых инструментов. Но он даже не знает, в каких инструментах лежат его деньги: инвестиции обезличены. А главное – инструменты не принадлежат вкладчику. Он является собственником требований к ЕНПФ в период выхода на пенсию. Должна быть добрая воля КУПА взять или нет тот или иной финансовый инструмент взамен денег. Во-вторых, даже если КУПА согласится, возникает вопрос цены инструментария: рынок неликвидный и рыночной оценки нет. ГЦБ переоценены, так как приобретены по высокой стоимости и сразу же «посажены» в портфель ЕНПФ. 15-летние облигации банков, купленные под 4% годовых в конце прошлого года, менее привлекательны, чем новые рыночные выпуски от 9%. В-третьих, вопрос в том, какая КУПА захочет взять себе плохие, абсолютно неликвидные активы. Поэтому во избежание острых углов решается вопрос в пользу передачи активов КУПА по заявлению вкладчика в деньгах в национальной валюте.

Но и здесь возникают те же вопросы. Если гипотетически значительная доля вкладчиков решит сразу перейти в КУПА и потребуется «выгнать» 2–3 трлн тенге, то где их взять? Придётся продавать наиболее ликвидные активы – ГЦБ. Первое, что сделает управляющий активами ЕНПФ – расклассифицирует инструменты по стандартам МСФО. Однако перевод инструмента из категории «до погашения» в торговый портфель означает пересчёт всего инвестиционного портфеля. По балансу ЕНПФ полезут убытки.

- Все зависит от интенсивности переходов вкладчиков в новые КУПА. Если переводы приобретут массовый и объемный характер, то, возможно, придется прибегнуть к распродаже части пенсионных активов, так как в КУПА вслед за вкладчиком должны перейти его накопления в денежном выражении. Если ажиотажа с переходом не будет, в КУПА пойдут вновь поступающие деньги, эквивалентные сумме накоплений вкладчиков. С прошлого лета в плательщики пенсионных взносов добавились самозанятые. Входящих потоков достаточно, чтобы начать с мелких переводов денег в КУПА, – полагает Камаров.

Судя по тому, что Нацбанк предлагает некий временной лаг, в течение которого должны скопиться деньги для передачи в КУПА, распродажа текущему портфелю ЕНПФ не грозит. Заметим, что за последние пару лет поступления обязательных пенсионных взносов существенно выросли. За 2016 приход составил 552 млрд тенге, за 2017 – 754,4 млрд, за 2018 – 847,1 млрд.

Молчание как знак согласия

Если канва основной стратегии ясна, то идея, что же делать с вкладчиками, которые не выберут себе КУПА («молчунами»), отсутствует. Новейшая отечественная история показывает, что нет ничего более постоянного, чем временное. В середине 90-х, на момент создания накопительной пенсионной системы, ГНПФ рассматривался как временный фонд с периодом действия три-четыре года, поскольку вкладчики должны были разойтись по частным НПФ. В итоге ГНПФ не только не закрылся, но и абсорбировал половину ПА, в том числе за счёт большой доли пассивных вкладчиков. А после реформы 2013 года остался единственным пенсионным фондом в стране.

Если «молчунов» в ЕНПФ останется достаточное количество, реформа может затянуться на годы. В этом случае Нацбанк не избавится от конфликта интересов по операциям на внутреннем рынке – в качестве регулятора и участника пенсионного рынка в одном лице. Не говоря о том, что объёмом накоплений государственный управляющий задавит любого частника, искажая рыночное ценообразование. И о том, что стрессовые активы ЕНПФ останутся на «молчунах».

Поэтому важны стимулы для более активного перехода вкладчиков в КУПА. Или же готовые механизмы. Например, параллельное управление активами «молчунов» на основе мандата и распределение денег по умолчанию в зависимости от возраста и соответствующей стратегии инвестирования. В любом случае для решения проблемы нужна политическая воля. Активный исход ПА в частные КУПА сократит финансовый рычаг помощи квазгоскомпаниям и банкам. Определяться, что делать с деньгами вкладчиков – позволить им заработать на старость или же спасать неэффективную экономику, – надо «на берегу». Ведь пока государство держит руку в кармане вкладчика, всегда есть искушение выделить несколько сотен миллиардов на помощь системообразующим игрокам.

Проблема надёжности

- ЕНПФ, создание которого было ошибкой, – это уже очевидно – является тормозом для развития рынка ценных бумаг, – заявила глава Народного банка Умут Шаяхметова на прошлогоднем конгрессе финансистов. С ней трудно не согласиться. Пенсионные деньги оставались единственным источником длинной ликвидности для ресурсоёмких секторов экономики – транспорта, связи, энергетики и, конечно же, финансового. Напомним, что параллельно с запуском накопительной пенсионной системы в 90-х инициировали программу развития корпоративных облигаций. И за каких-то пару лет Казахстан вышел по объёму долгового рынка на второе место после России в СНГ. В начале 2013 года, после слияния ПА в государственный фонд, рыночные выпуски облигаций сдулись: компании просто не знают, кому продавать свои бумаги. Поскольку пенсионная реформа имеет задачу, в том числе, развития фондового рынка (конкуренция за вкладчика и выполнение норматива доходности подразумевают расширяющийся и ликвидный рынок ценных бумаг), важно поднять вопрос о контурах пенсионного инвестирования. Приведёт ли активное управление ПА частными управляющими к росту предложения ценных бумаг?

По мнению заместителя председателя правления KASE Андрея Цалюка, торговая активность будет зависеть от многих факторов, прежде всего – от ограничений на приобретение ценных бумаг.

- Если требования по долговому рынку будут не ниже ВВ-, то ничего не произойдёт и деньги уйдут в квазигоскомпании. А там и так всё хорошо с ликвидностью, – отмечает эксперт.

Как он поясняет, есть проблема адекватности рейтинга. Когда, с одной стороны, КУПА нельзя приобретать бумаги без определённого рейтинга, с другой же – в стране нет достаточного числа частных компаний с требуемым рейтингом при большом спросе на кредитование. Почему бы не разрешить иметь небольшие доли таких компаний в портфелях КУПА именно с целью развития потенциала рынка? В условиях инвестиционной свободы будет увеличиваться объём торгов, на спросе будет расти цена.

- Вопрос в том, что нужно найти более-менее приличные компании. По большому счёту надёжных компаний средней капитализации в стране мало. Здесь надо идти другим путём – значительной диверсификации портфеля и установления хорошо продуманных лимитов на сектора экономики и прочее, чтобы яйца не оказались в одной корзине, – резюмирует Цалюк. – В любом случае следует извлечь уроки из тех злоупотреблений и схем, которые превалировали на рынке до 2013.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить