Во сколько раз повысят тарифы в ближайшие 5 лет

Пётр Своик, энергетик: «В Миннацэкономики что-то напутали: глава государства принимает решение о выделении из Национального фонда на ЖКХ дополнительно до 100 млрд тенге ежегодно, и именно для того, чтобы не допустить значительного роста тарифов, а правительство собирается пустить тарифы в значительный рост»

Фото: ubr.ua

«С переходом на предельные тарифы ожидается снижение нагрузки на бюджет и увеличение финансирования по другим приоритетным направлениям экономики», – это цитата с сайта Министерства национальной экономики. Новость посвящена выступлению министра Ерболата Досаева в правительстве с докладом по совершенствованию тарифной политики.

И еще оттуда же:

«Основной задачей проводимой тарифной политики является увеличение объема инвестиций в регулируемые сектора экономики, в том числе в сфере тепловых, водохозяйственных, канализационных и электрических сетей.

Ключевые плюсы: а) увеличение объема инвестиций на модернизацию и обновление основных и производственных активов за счет частных внебюджетных средств; б) стабильность и предсказуемость роста тарифов; в) прозрачность и публичность процесса тарифообразования».

Сделаем уже от себя некоторые пояснения:

а) «частные внебюджетные средства» - это дополнительные деньги потребителей услуг электро-тепло-водоснабжения, то есть населения, МСБ и других бизнес-субъектов, а в совокупности – всей национальной экономики, собираемые за счет перехода на те самые предельные тарифы;

б) стабильность и предсказуемость действительно гарантируется - ведь предельные тарифы утверждаются сразу на несколько (в данном случае – с 2015 по 2019) лет вперед; в) прозрачность и публичность – да, тоже полные, примерно как для мушки, законсервированной в капле янтаря.

И еще такое немаловажное уточнение из той же Концепции «предельной» тарифной политики, предлагаемой на следующие пять лет:

Расчеты для тарифов на теплоснабжение сделаны в двух вариантах: исходя из их ежегодного повышения на 15% или на 19%. А по тарифам на водопровод-канализацию в этих же двух вариантах предлагается их повышать в 2015 и 2016 сразу на 87% или на 144% каждый год, а затем по 8,8% с 2017 по 2019.

Соответственно, там же сделана такая прикидка: если ныне средняя общая плата за коммунальные услуги для условной двухкомнатной (44 кв. м, 4 человека) квартиры составляет 8200 тенге в месяц, то в 2019 тот же пакет услуг будет стоить уже 14700 или 16200 тенге.

Все это, конечно, без учета вероятной девальвации национальной валюты. По ходу которой, надо полагать, заранее утвержденные на следующие пять лет тарифы придется дополнительно индексировать.

Когда планируется переход на такую совсем не смешную «предельную» схему? Здесь МНЭ не оригинально: с 1 апреля наступающего года, конечно.

И еще уточнение: почему фигурируют два варианта, и какой будет принят окончательно?

«Щадящий» вариант рассчитан, исходя из 1,2% ежегодного вклада повышения услуг тепловодоснабжения в общую инфляцию, а «жесткий» - из вклада величиной 1,4%. На каком правительство остановится? На меньшем скорее всего, но ведь и 1,2% - это очень и очень немало!

В самом деле, если на какой макроэкономический показатель правительство и Национальный банк всегда «молились» и молятся усерднее всего – так это как раз на удержание инфляции в определенном коридоре. Так было в докризисные «тучные годы», и это же - в свете наступающих «сложных лет» - становится вдвойне важным сейчас.

Сдерживать инфляцию все более сложно, но и все более необходимо. Например, оглашенные пару недель назад председателем Национального банка Кайратом Келимбетовым уверения, что отныне пенсионные накопления будут не пропадать, а умножаться, основаны на его же публичных утверждениях, что инфляцию можно свети до 6%. Тогда как министр Досаев параллельно предсказывал, что инфляцию в этом году удержать в запланированном 6-8-процентном коридоре не удастся, и она, по его прикидкам, будет в районе 8,5%.

Так еще бы инфляции не выскакивать за правительственные «красные флажки», если ключевое экономическое ведомство само же добавляет в нее 1,2% или даже 1,4%!

Точнее, тарифы добавят в инфляцию существенно больше: ведь за их ростом потянется длинная ценовая цепочка, поскольку мало в каких товарах и услугах не сидит стоимость тепловодоснабжения.

Причем, заметьте, практически все те драгоценные десятые и сотые доли процентов инфляции, тщательно отслеживаемые Нацбанком и Миннацэкономики (особенно после причисления к нему Комитета по статистике) – они либо вообще не зависят от воли макроэкономических властей, либо поддаются лишь косвенному воздействию. И только регулируемые услуги естественных монополий – это прямой и непосредственный рычаг воздействия на общий ценовой фон в стране. Который теперь, правительственной же волей, планируется перевести в положение «вперед – до предела»!

Опять-таки, процент-полтора официальной инфляции туда-сюда - это важно для макроэкономической схоластики, а вот ежегодное повышение стоимости коммунальных услуг на 15-19% - это игра с огнем на социальном и политическом фронте!

Все мы понимаем, что уровень жизни населения сейчас фактически не растет, как отнюдь не улучшается положение МСБ, так же сильно зависимого от коммунальных услуг. А в условиях неопределенности с дальнейшей судьбой нефтяного барреля и российского рубля, кризиса на Украине и в мире хорошо, если удастся не допустить серьезного ухудшения.

Причем по всем соцопросам рост цен и тарифов устойчиво входит в первую тройку тревог и опасений казахстанцев, а чаще всего она – на первом месте. И с учетом всего этого 15-процентная как минимум тарифная «догрузка» - очень некстати!

А представим, что тарифы, наоборот, перевели бы пусть не на «полный назад», а хотя бы в положение «тихий ход» - совсем другая картина получилась бы и по инфляции, и по социальной напряженности…

Кстати, а почему нет? Ведь в Послании президента объявлено мощное дополнительное инвестирование ЖКХ цитата:

«Модернизация инфраструктуры ЖКХ и сетей водо- и теплоснабжения. Общая потребность в инвестициях составляет не менее 2 триллионов тенге с ежегодным выделением до 2020 года из всех источников финансирования не менее 200 миллиардов тенге.

Сегодня большой интерес к инвестициям в модернизацию ЖКХ проявляют Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, а также частные инвесторы. Нужно обеспечить их максимальное привлечение через предоставление долгосрочных инвестиционных тарифов. Чтобы не допустить значительного увеличения тарифов, необходимо софинансирование государством таких проектов. В этой связи на ускорение темпов модернизации систем тепло- и водоснабжения дополнительно к уже предусмотренным в бюджете средствам целесообразно направлять до 100 миллиардов тенге ежегодно».

Действительно, в Миннацэкономики что-то напутали: глава государства принимает решение о выделении из Национального фонда дополнительно до 100 млрд тенге ежегодно, и именно для того, чтобы не допустить значительного роста тарифов, а правительство как раз собирается пустить тарифы в рост, и весьма значительный.

И еще одно непроясненное место в Концепции: тарифы предлагается пустить едва ли не в разгон, плюс будет осваиваться еще по 100 млрд тенге ежегодно, а эффект ожидается более чем скромный.

В системе теплоснабжения нынешние 70% износа сетей к 2020 планируется снизить всего лишь до 61,4% (рост тарифа по 15% в год) или до 59,2% (рост по 19%). А в водоснабжении – сегодняшние 66% износа до 45,5% («мягкий» вариант) или до 30,5% (рост с 57,1 тенге/куб. м до 177,6 тенге/куб. м – в среднем более чем в три раза).

Но у всей этой арифметической и логической нестыковки есть одно простое объяснение: тарифное планирование идет «втёмную». Объективного знания, насколько эффективно расходуются закладываемые в тариф надбавки, – попросту нет. Как нет реального знания эффективности расходования и эксплуатационной части тарифа.

Этого знания не было у АРЕМ (Агентство по регулированию естественных монополий), а теперь, по наследству, то же незнание досталось и вновь образованному КРЕМ. И в таком контексте Концепция тарифной политики, подготовленная новым Комитетом и презентованная правительству от лица Миннацэкономики, содержит новшество разве что количественное – на такой тарифный «форсаж» правительство ранее не решалось. Включая и введенные с 2009 «предельные тарифы» для электростанций – там рост был все же много скромнее.

А что касается не количественного, а качественного подхода – он сохранен от прежних «допредельных» лет. Дело в том, что определенная надбавка, закладываемая в тариф сверх подсчитанных прямым счетом расходных статей, - существовала всегда.

В «допредельные» времена она именовалась «прибылью» и подсчитывалась по формуле, в которой фигурирует величина «задействованных активов», а также некие «эффективные ставки», приличествующие более игре на фондовом рынке, нежели деятельности естественной монополии. Тем не менее, эта «прибыль» всегда включалась в тариф, и всегда – именно в расчете на модернизацию и развитие. Но – не получилось. По мнению регулятора – потому что маловато было. Действительно, в целом было маловато, хотя нередко доходило до 30% от тарифа. Поэтому главный вопрос: куда что девается?

Следующим этапом был переход на так называемый «инвестиционный тариф»: предприятиям предлагалось подавать заявки на развитие, под которые АРЕМ утверждал тариф уже на несколько лет вперед – на весь срок строительства.

Но – опять не получилось. Таких инвестиционных тарифных смет было утверждено очень мало. По мнению регулятора – из-за инерции подведомственных предприятий, нежелания проявлять инициативу, а также отсутствия у них специалистов, способных составить качественную инвестиционную заявку.

Рассказываю это, так как знаком с подробными подсчетами закладываемых в тарифы «прибылей» и инвестиционных тарифов, сделанными бывшим зампредом бывшего АРЕМ А. Алпысбаевым: это выводы самого регулятора.

И какой же из всего этого придуман выход?

Более чем простой: накинуть сразу всем предприятиям «предельную» добавку, да побольше, с 15-19 процентным ежегодным ростом – что-нибудь, да и пойдет в дело!

Будто бы массированной добавкой денег снимаются все вопросы: нехватки специалистов, проектов, да и просто увода средств на сторону…

При таком подходе и 100 добавочных миллиардов тенге станут ежегодно растворяться в тарифной непрозрачности почти без следа, а потребителей будут напрягать форсированным тарифным ростом без большой отдачи.

На самом же деле ЖКХ и электроэнергетике нужны не «предельные» тарифы чохом, а создание такого профессионального нормирования и регулярного аудирования, которые дали бы регулятору (а заодно и потребителю) то фактическое знание эксплуатационного и инвестиционного процессов, без которого никаким повышением тарифа развития не получишь.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


экономист, кандидат технических наук

 

Статистика

5463
просмотра
 
 
Загрузка...