В Казахстане за пенсионные накопления ответит бизнес

12052

Новая пенсионная реформа, которая обязывает работодателей делать взносы в пользу работников, резко увеличит пенсионные активы, но оставит в стороне качество их управления

Деньги из настоящего уходят в будущее

Пенсионная система страны, только-только пережившая грандиозную реформу, связанную с созданием ЕНПФ, вновь подвергается радикальным преобразованиям. Важнейшее из них – введение обязательных пенсионных взносов работодателями в размере 5% от ежемесячного дохода работника.

Это означает, во-первых, что произойдет перераспределение значительных средств в экономике.

Например, за первую половину этого года обязательные взносы в размере 10% обеспечили поступления в ЕНПФ в среднем 58 млрд тенге ежемесячно. Таким образом, дополнительные взносы с работодателей составили бы порядка 29 млрд тенге в месяц. Отвлечение из делового оборота как минимум 350 млрд тенге в год – это уже серьёзная сумма. Безусловно, нельзя сказать, что она выпадает из оборота - взносы сформируют инвестиционные активы, но они пойдут уже на совершенно иные цели, нежели на те, на которые их мог бы потратить сам бизнес.  

Во-вторых, меняется структура пенсионной системы, которая из накопительной превращается в условно-накопительную. И такое изменение по своей глубине даже серьёзнее, чем переход от частных НПФ к государственному ЕНПФ. Если раньше было два субъекта пенсионных отношений – работник и пенсионный фонд, то теперь к ним добавляется еще и работодатель, который также разделяет ответственность за преклонный возраст работника.

Лишних станет больше

Насколько новая реформа решает ключевые проблемы отечественной пенсионной системы? Их было и остаётся две – неполный охват населения и низкая эффективность использования собираемых взносов.

По первой проблеме пока ничего фактически не сделано. Нет даже внятной статистики, позволяющей понять, сколько человек не делают взносы, по какой причине и какая доля из них обладает средствами к существованию в старости. Сейчас известно только общее количество пенсионных счетов, но оно мало что даёт, поскольку при количестве занятого населения 8,6 млн человек число вкладчиков ЕНПФ достигло уже 9,6 млн. В концепции модернизации пенсионной системы ставится цель к 2030 достичь охвата пенсионной системой хотя бы 80% от занятого населения. Понятно, что сейчас эта цифра значительно меньше - по разным оценкам, порядка 60%

Введение новых взносов с работодателей не только не способствует расширению охвата населения пенсионной системой, но и, напротив, стимулирует его сокращение. Подобные прогнозы уже высказывались представителями бизнес-сообщества, и во многом они обоснованы. В период экономического подъема, возможно, предприятия бы и справились с дополнительной нагрузкой. Но сейчас, когда деловая активность слабеет, а скоро свои расходы ужмёт и государство, многим работодателям новые взносы станут не под силу. Остаётся надежда только на административные методы, чтобы не допустить минимизации официальных рабочих мест и зарплат. Но это в лучшем случае позволит сохранить количество вовлеченных в накопительную пенсионную систему работников, но вряд ли поможет его увеличить.

Телега впереди лошади

Не имеет прямого отношения реформа и к росту доходности пенсионных накоплений. Аргумент о том, что после перехода к ЕНПФ доходность в прошлом году значительно выросла, весьма уязвим, поскольку не учитывает влияния прошлогодней девальвации. Ведь после неё пенсионные накопления изрядно похудели, и ссылки на то, что в тенговом исчислении активы не пострадали, выглядят наивно. Будущие пенсионеры будут платить за товары и услуги не по номинальным, а по реальным ценам, которые следуют за курсом валюты, а не за пожеланиями властей.

На самом деле никаких принципиально новых решений для повышения доходности пенсионных активов не принято, инструменты для инвестирования остались прежними. Как стало понятно, в обозримом будущем таких решений не предвидится. Идея о передаче пенсионных активов в управление частным компаниям, как следует из слов главы Нацбанка Кайрата Келимбетова, будет только обсуждаться.

Как можно в такой ситуации производить резкое, на 50%, расширение пенсионных взносов?  Ведь, если исходить из здравого смысла, делать нужно все наоборот – сначала обеспечить высокую доходность накоплений, в том числе апробировав управление частными структурами, а лишь затем наращивать портфель активов. Но мы, не решив вопрос с доходностью, собираемся загнать наполовину больше денег в пенсионный фонд, чтобы потом ставить эксперименты.

Реальные средства на условных счетах

Накопительная пенсионная система в Казахстане крайне непопулярна, и не критиковал ее только ленивый. Однако реальный повод для критики - не столько сама система, сколько её практическое воплощение – прежде всего уже упомянутые проблемы низкой вовлеченности и низкой доходности. Но суть  системы  является совершенно понятной и логичной – каждый сам должен нести ответственность за свою старость при определенных гарантиях со стороны государства.

Сейчас эта цельность размывается. Работодателей также назначили ответственными за «заслуженный отдых» своих сотрудников. Но, поскольку их именно назначили, понятно, что в их представлении это будет восприниматься не столько заботой о своём коллективе, сколько новой повинностью. Не случайно новая компонента в пенсионной системе называется «условной», и даже новые счета, куда пойдут деньги работодателей, тоже станут именоваться «условными». Деньги на них перестанут быть собственностью работодателей, но и не станут собственностью работников. Это будет некая обезличенная денежная масса, за эффективность использования которой и спросить, собственно, будет некому и не с кого.

Пенсионная система в Казахстане действительно становится условной. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить