Амнистия капитала - страховка для бизнеса от возможных санкций Запада

В Казахстане подведены промежуточные итоги третьей по счету легализации капитала и имущества. Всего по состоянию на 8 января 2015 года поступило более 16 тыс. заявлений на общую сумму почти 125 млрд тенге – такие данные озвучены в сообщении Минфина РК

Фото: © Depositphotos.com/Zwiebackesser

Напомним, нынешняя легализация стартовала 1 сентября 2014 и продлится до конца текущего года. Заявления на легализацию имущества принимаются до 30 ноября 2015, с месячным сроком рассмотрения. Заявления на легализацию капитала можно подавать вплоть до 31 декабря.

В Минфине уточнили, что в комиссии при местных исполнительных органах поступили заявления на легализацию 12,7 тыс. жилых объектов на сумму 91,8 млрд тенге, а также 7,4 тыс. нежилых объектов на сумму 31,7 млрд тенге, в том числе 1,5 тыс. коммерческих объектов на 18,4 млрд тенге. Также поданы документы на 13 долей участия в юридических лицах на сумму 700 млн тенге и ценные бумаги на 800 млн тенге.

Между тем по легализации имущества, находящегося за пределами Казахстана, в налоговые органы поступило лишь одно заявление на сумму 421 тыс. тенге (!) по жилым объектам.

В итоге на момент распространения заявления Минфином было легализовано 7,8 тыс. объектов на 43,6 млрд тенге.

По данным Национального банка РК, банками второго уровня по состоянию на 6 января 2015 открыт 51 сберегательный счет на легализацию денег на общую сумму 9,6 млрд тенге. С этих счетов снято 3,1 млрд тенге, с уплатой в бюджет 338 млн тенге сбора за амнистию.

«Всеобщее декларирование доходов населения начинается в 2017. Эта мера позволит увеличить налогооблагаемую базу за счет полного охвата доходов граждан и сократить теневой рынок, – напоминает Комитет госдоходов. – Планируется, что за счет полноты уплаты налогов физическими лицами рост поступлений в бюджет по индивидуальному подоходному налогу составит как минимум 10% доходов бюджета страны. Данная легализация позволит узаконить имущество, находящееся и за пределами территории РК».

По подсчетам Минфина, в результате легализации в бюджет Казахстана должно поступить $12 млрд. «Расчетная оценка стоимости имущества и денег, которые будут выведены из «тени», была произведена экспертами Института экономических исследований. По их прогнозам, будет легализовано около 2,2 трлн тенге», – сделали прогноз в ведомстве еще в 2014, перед стартом легализации.

Промежуточные результаты легализации оказались тем не менее весьма скромными, что отмечают наблюдатели. «Тот факт, что третья по счету легализация снова не выполнила поставленные перед ней задачи, поскольку объем легализованных денег на данный момент явно не соответствует реальному объему теневой экономики в Казахстане, говорит о том, что доверия между гражданами и государством нет, – констатирует директор «Группы оценки рисков» кандидат политических наук Досым Сатпаев. – И этот тренд наблюдается с момента проведения первой амнистии капиталов в 2001 году. Тогда, по оценкам экспертов, вместо запланированных $3 млрд, в экономику страны вернулось чуть менее $500 млн. Легализация 2006–2007 также не принесла ожидаемых результатов».

Другой проблемой, по мнению Сатпаева, является то, что так и не удалось создать «супермаркет» различных привлекательных инструментов инвестирования в экономику Казахстана. Получается, что всех желающих легализовать свои капиталы загоняют в несколько «резерваций». Во-первых, им предлагают держать свои деньги в банках, большинство из которых аффилированы с политической и бизнес-элитой. Во-вторых, есть вариант заниматься покупкой акций в рамках «Народного IPO», где национальные компании, по сути, представляют собой такие же «черные ящики», как и многие аффилированные с государством структуры. В-третьих, можно приобрести объекты в рамках второй волны приватизации государственных объектов.

«Конечно, существует официальная причина легализации, а именно намерение государства ввести всеобщую декларацию имущества и доходов в ближайшие два-три года. Но о каком всеобщем декларировании может идти речь при наличии, например, 2,7 млн самозанятых, которые, кстати, составляют одну из частей теневого рынка страны?» – задается вопросом собеседник.

Что касается неофициальной причины амнистии теневых капиталов, то эксперты говорят об увеличивающихся рисках потерь, в первую очередь зарубежных банковских счетов, из-за действий западных финансовых контролеров. «В частности, Сингапур и Швейцария уже отказались от банковской тайны под давлением США и Европейского союза. Аналогичные процессы могут начаться и в других странах, в том числе связанных с офшорами. К тому же определенным тревожным знаком для некоторых представителей казахстанской элиты могло быть введение экономических санкций против России, в результате которых возникла угроза замораживания денежных средств и активов у некоторых состоятельных россиян. Все это говорит о том, что при определенных условиях в случае конфликта властей Казахстана с Западом могут возникнуть аналогичные риски, но уже по отношению к банковским счетам и собственности влиятельных казахстанцев», –  полагает Сатпаев.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


заместитель главного редактора Forbes Kazakhstan

 

Статистика

5233
просмотра
 
 
Загрузка...