Обнаженный капитал

7399

Как ОЭСР нивелирует глобальные схемы налоговой оптимизации

Фото: © Depositphotos.com/mangsaab

Налог на доходы должен быть выплачен государству – это априори является обязательством бизнеса, что не мешает соблазну его не исполнять.

«Одной из стран, где до определенного момента времени можно было хорошо прятать доходы, как мы знаем, была Швейцария, которая предоставляла своим клиентам привилегии полной анонимности. Но этот режим был упразднен после вступления в силу законодательства о противодействии отмыванию, – рассказывает директор департамента финансового консультирования Deloitte в Каспийском регионе Рустам Мухаметшин. – Он действовал до тех пор, пока США не вынудили швейцарские банки раскрыть информацию о своих клиентах. Кроме того, такие банки, как UBS и Credit Swiss, выплатили Соединенным Штатам возмещение в размере $780 млн и $2,8 млрд соответственно».

Мухаметшин напоминает, что на этом история не закончилась. США приняли закон FATCA, также известный как закон об иностранных счетах, механизм которого сводится к тому, что финансовые институты во всем мире обязаны выявлять среди своих клиентов американских налогоплательщиков и сообщать о них налоговому органу США. Этот закон заработал в полную силу 1 июля 2014 года.

У истории есть и еще одно интересное продолжение: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приняла конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, которая устанавливает юридическую основу для обмена налоговой информацией между странами – участницами ОЭСР. На данный момент эта конвенция ратифицирована 90 государствами (кроме самих США), и их количество продолжает расти.

«Например, налоговый резидент Италии, открывший счет на Кипре, куда перечисляются его доходы, не сможет скрыть их от своей страны, так как местный налоговый орган в автоматическом режиме передаст итальянским коллегам полную информацию о владельце счета и оборотах по нему. Мы ожидаем, что качество данной информации, равно как и количество стран-участниц, с каждым годом будет расти. И если говорить об эре полной банковской тайны, то, полагаю, она подходит к концу», – отмечает Мухаметшин.

Его поддерживают другие эксперты в области налогообложения и трансфертного ценообразования. «ОЭСР, при поддержке G20, утвердила в октябре 2015 года план действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Base Erosionand Profit Shifting, или BEPS), – говорит партнер SAN Partners Абзал Сергалиев. – Данный план состоит из 15 действий, которые направлены на то, чтобы страны приняли согласованные меры по вопросам международного налогообложения и представили рекомендации по внесению изменений в национальные законодательства».

Сергалиев поясняет, что каждое из 15 действий детально прописывает меры по регулированию вопросов противодействия BEPS и является важнейшим ориентиром для работы современных компаний и корпораций.

Так, первое действие направлено на решение вопросов налогообложения компаний, осуществляющих деятельность в цифровом секторе.

Второе – на ограничение использования компаниями гибридных финансовых инструментов.

Третье предлагает рекомендации по ограничению перевода прибыли от материнской компании в дочерние предприятия, зарегистрированные в странах с более низкой ставкой налога.

Четвертое включает меры и рекомендации по ограничению вычета расходов по вознаграждениям в целях предотвращения размывания налогооблагаемой базы. В частности, странам рекомендуется установить ограничения для вычета расходов по вознаграждению в пределах определенного процента от EBITDA.

Пятое действие направлено на усовершенствование мер по борьбе со злоупотреблениями присутствия в юрисдикциях с льготным налогообложением путем определения деятельности компании в такой стране.

Шестое содержит меры по предотвращению злоупотреблений налоговыми конвенциями. В частности, оно заостряет внимание на стратегиях, используемых компаниями для получения преимуществ конвенций, не являясь при этом резидентами государства, с которым таковая заключена.

Седьмое действие предусматривает пересмотр определения «постоянного учреждения» в Модельной конвенции ОЭСР. В частности, рекомендуется пересмотреть понятия «независимого агента» и «комиссионера», а также умышленное разделение деятельности компании для получения льгот, связанных с подготовительными и вспомогательными работами.

Работа по действиям с восьмого по 10-е должна быть сосредоточена на следующих ключевых моментах: проблемы трансфертного ценообразования, связанные с нематериальными активами; доходы и риски должны учитываться только тогда, когда они связаны с фактическим принятием решения и при наличии контроля над этими рисками; использование методов трансфертного ценообразования с целью перераспределения прибыли из наиболее экономически важных предприятий группы, а также области использования определенных видов платежей между предприятиями группы (например, оплата управленческих услуг, расходы головного офиса) с целью размытия налогооблагаемой базы.

Действие №11 дает рекомендации по совершенствованию системы сбора, составления и анализа данных для проведения точной оценки и мониторинга информации, связанной с BEPS.

В действии №12 прописаны рекомендации касательно обязательного раскрытия информации схем агрессивной оптимизации налогообложения, а также по разработке соглашений об обмене информацией в отношении международных налоговых схем между налоговыми органами.

13-е действие устанавливает трехуровневый подход к документации по трансфертному цено­чобразованию, включая раскрытие внутригрупповой информации по странам – так называемый отчет country-by-country reporting (СВСR).

Действие №14 предполагает разработку эффективного механизма по разрешению споров между странами по тем или иным вопросам применения налоговых конвенций.

В действии №15 предполагается разработка многостороннего соглашения для внесения изменений в двусторонние налоговые конвенции.

«Определенно можно увидеть поступательные шаги ОЭСР, направленные на устранение схем агрессивного налогового планирования. Все эти действия рекомендуют внесение изменений в национальные законодательства, модельную конвенцию ОЭСР и руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию, – резюмирует партнер SAN Partners Бахтияр Нукербаев. – Учитывая интеграцию Казахстана в мировую экономику, очевидно, что данные изменения также затронут отечественных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории государств – членов ОЭСР или работающих с партнерами из них. В целом, учитывая масштабность проекта, значительные изменения в международной системе налогообложения неизбежны».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить