Миллиард долларов для проблемных банков: проверка реакции или насущная необходимость?

22012

Сообщение о вероятной помощи банкам после проведения AQR по просьбе Forbes.kz оценили эксперты в сфере экономики и финансов

ФОТО: pixabay.com

О том, что в Казахстане планируется выделить на помощь банкам «свежий» миллиард долларов, на днях с пометкой «эксклюзив» сообщило Reuters. Причём ссылка была дана на анонимных информаторов агентства. «Казахстан планирует предоставить помощь в размере более $1 млрд как минимум четырём местным банкам после того, как оценка качества активов выявила дыры в их балансах, которые требуют вливаний капитала, сообщили Reuters два источника», - сказано в сообщении.

Новость подхватил российский ресурс «Вести.Экономика», который добавил сообщение о том, что «на пресс-конференции 9 декабря, в рамках которой было объявлено о сохранении процентной ставки, Досаев (глава Нацбанка Ерболат Досаев — F) также заявил о планируемом в феврале 2020 подписании индивидуальных планов с крупнейшими банками Казахстана по итогам рекомендаций на основе анализа качества активов».

Таким образом, официального подтверждения информации о миллиардной помощи не было. Возможно, поэтому, а ещё потому, что $1 млрд – сумма, конечно, большая, но по сравнению с предыдущими объемами не критичная.

Как говорил экономист Рахим Ошакбаев на заседании Нацсовета общественного доверия в сентябре нынешнего года, «за последние 10 лет государство оказало банкам прямой и косвенной поддержки более 20 млрд долларов. Если смотреть строго на госрасходы, то можно прийти к выводу, что банки - это самая субсидируемая отрасль экономики».

Неопределённость вызвала трудности и в оценке ситуации у экспертов. Так, глава НОФ «Аспандау» Канат Нуров напомнил, что результаты оценки активов банков (AQR) не опубликованы, также неизвестно, какие банки именно и на каких условиях они будут поддержаны.

- Поэтому пока трудно сказать конкретно, как к этому решению относиться, - отметил он. - Главное, чтобы оно было прозрачным, а не как раньше. В целом я бы очень осторожно относился к падению любого крупного банка в нашей стране, так как финансовая система - это основа любой рыночной экономики.

Экономист Мурат Темирханов тоже не стал называть банки, которым может понадобиться финансовое вливание. Но объём помощи, по его данным, будет ещё больше — более $1,5 млрд.

- Судя по слухам в прессе, необходимая помощь банкам составит около 600 млрд тенге. По сравнению с Казкомом-БТА и Цеснабанком это сравнительно небольшая сумма. Так, сумма госпомощи Казкому-БТА составила 2 640 млрд тенге, а для Цеснабанка - 1 454 млрд, и это не включая значительные убытки, которые взяли на себя госкомпании и нацхолдинги, - напомнил собеседник Forbes.kz.

По этим дополнительным 600 млрд тенге на оздоровление банков сохраняется проблема прозрачности их финансовой отчётности, сделал акцент на главной проблеме Темирханов.

- Если посмотреть регуляторную отчётность Нацбанка, а также аудированную финансовую отчётность банков, то сейчас вы не сможете понять, кому из банков и на какую сумму понадобится помощь. Это первая большая проблема регулирования банковской системы, - сказал он. - Другой большой проблемой является то, что в 2017 году в Казахстане уже была программа повышения финансовой устойчивости банковского сектора. По этой программе в конце 2017 и начале 2018 Нацбанк выдал субординированные льготные займы на 15 лет пяти банкам на общую сумму 654 млрд тенге (RBK – 244 млрд, Евразийский – 150 млрд, Цеснабанк – 100 млрд, АТФБанк – 100 млрд, и БЦК – 60 млрд). Тогда Нацбанк говорил, что этих денег вполне достаточно, чтобы восстановить финансовую устойчивость этих банков. Однако это оказалось не так, ситуация в Цеснабанке и RBK очень быстро вышла из-под контроля, и на них были потрачены дополнительное громадные государственные деньги.

Сейчас, если окажется, что в дополнительной помощи нуждаются банки, которые уже получали госпомощь, начиная с 2017 года, «то это уже ни в какие ворота не лезет», логично предположил экономист.

- В любом случае можно сказать, что прошлая программа по оздоровлению банков оказалась очень неэффективной, и где гарантии, что новая будет более результативной? Поэтому перед тем, как оказывать хоть какую-то дополнительную госпомощь банкам, Нацбанк должен решить эти две большие проблемы у себя самого, а иначе трудности в банках никогда не закончатся, - предрек эксперт.

Что же касается того, какому банку и как оказывать помощь, то здесь нужно использовать международный опыт, в частности рекомендации МВФ, считает Темирханов.

- Во-первых, государственная помощь должна быть любыми способами минимизирована и должна оказываться только системообразующим банкам. Бремя по оздоровлению банков должно ложиться на их акционеров, а не налогоплательщиков. Также государственная помощь должна идти только из госбюджета. Госпомощь за счёт необеспеченной эмиссии денег Нацбанком неприемлема с любой точки зрения, - перечислил он. - Как я отмечал ранее, из 4,8 трлн тенге, потраченных на спасение банков с 2017 года, 2,7 трлн тенге были профинансированы Нацбанком за счёт печатного станка. Такие объёмы необеспеченной эмиссии денег однозначно сильно давили и давят на инфляцию и девальвацию тенге в стране. В таких условиях очень трудно развивать рыночную экономику в Казахстане. Печатный станок надо срочно остановить.

Финансовый консультант Расул Рысмамбетов предположил, что стопроцентного решения спасать банки госсредствами не было.

- Есть мнение, предложение, план – реакцию общества на который сейчас «снимают» через СМИ, - считает он. - Лично я категорически против помощи банкам из государственных средств. Думаю, у спасения может быть два аргумента. Первый - дело в политических соображениях. За многими банками стоят известные во всей стране люди, занимающие ответственные должности. И сейчас, на этапе политического транзита, спокойное поведение официальных и неофициальных акционеров банков очень важно. Взять даже национализацию БТА Банка – проблем там на годы работы всем госорганам, потому что акционер знает многие конфиденциальные вопросы, которые до сих пор старается не озвучивать. Второй аргумент – с момента начала государственной помощи банкам в 2009 году она никогда не прекращалась. И если закрыть проблемный банк – надо будет признать убытки госдепозитов, госвливаний в этот банк. Следовательно, лица, которые выделяли средства в эти банки, должны будут нести ответственность. Взять ситуацию с Астана LRT и Банком Астаны – такое может повториться.

Однако в финансах и в проектном управлении есть такое понятие – sunk cost, то есть уже состоявшийся убыток, который всё ещё держат на балансе и пытаются даже инвестировать в такой проект, в слабой надежде выправить ситуацию, объяснил эксперт.

- И тогда кто-то из руководства компании должен взять на себя ответственность и закрыть проект. Это может сделать далеко не каждый, - посетовал он.

Если же, паче чаяния, новая «инъекция» всё же будет сделана, то «миллиард, скорее всего, возьмут из ликвидности, которая сейчас припаркована в нотах Нацбанка».

- Положа руку на сердце – там в значительной степени деньги квазигоссектора, который боится исполнять свои инвестиционные программы и пытается зарабатывать на процентах, размещая деньги на депозитах в банки, - сделал он вывод.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить