Как побороть инфляцию и развить фондовый рынок

9373

Об этом глава Национального банка Данияр Акишев рассказал в эксклюзивном интервью Forbes.kz

Данияр Акишев.
Фото: Архив пресс-службы
Данияр Акишев.

15 ноября в Казахстане отмечается День финансиста. В день профессионального праздника работников финансовой системы и проведения Конгресса финансистов Казахстана Forbes.kz пообщался с председателем Национального банка РК Данияром Акишевым.

Данияр Талгатович, вы возглавляете Нацбанк уже два года,  за это время был проделан огромный объем работы. Что из сделанного вы бы отметили в первую очередь?

- Все помнят, какой была ситуация в ноябре 2015, когда глава государства назначил меня председателем Нацбанка. Ключевыми задачами были стабилизировать ситуацию на валютном рынке, вернуть доверие к тенге и возобновить кредитование экономики банками. Это серьезные комплексные вопросы, которые потребовали принятия сложных, и порой жестких решений. Результат уже есть, но для полного решения таких вопросов требуется еще время.

Больше двух лет Нацбанк проводит политику инфляционного таргетирования. Это сложный для восприятия термин, тем не менее, наиболее эффективный путь, по которому движется большинство центральных банков в мире, - это доказано и наукой, и практикой. Для Нацбанка цель по инфляции приоритетна и единственна, валютный курс тенге свободный и без установления коридоров, денежный рынок является основным инструментом проведения денежно-кредитной политики. Конечно, на практике мы столкнулись с рядом проблем. В конце 2015 и в начале 2016 экономика Казахстана пережила шок. Падение цен на нефть достигло своей пиковой точки. В результате мы имели высокую волатильность на денежном и валютном рынках, двухзначный уровень инфляции и высокий уровень долларизации.

За короткий срок нам удалось снизить уровень инфляции вдвое. В то время никто не верил, что инфляция снизится. Даже некоторые государственные компании, которым были нужны ресурсы на рынке, использовали высокие фиксированные ставки, несмотря на наши аргументы в пользу плавающей ставки, которая снижалась с уровнем инфляции. Однако инфляция вернулась в целевой коридор. По итогам октября 2017 годовая инфляция составила 7,7%.

Нам удалось снизить уровень долларизации (с 70% в январе 2016 до 49% по итогам сентября 2017).

 Перестраивая работу центрального банка на режим инфляционного таргетирования, мы создали механизм, который обеспечивает работу этого режима. Восстановлен денежный рынок. Наш главный инструмент - базовая ставка – полноценно работает и является основным ориентиром проводимой денежно-кредитной политики.

При принятии решений мы начали изучать и принимать в расчет такой важный экономический показатель, как инфляционные ожидания населения. С января 2017 на сайте публикуется их числовое значение. Национальный банк придает большее значение стабилизации инфляционных ожиданий населения и продолжит прилагать максимальные усилия в этом направлении. Ключевая опция здесь – открытая информационная политика Нацбанка. Важность задачи подкрепляется тем, что предположения населения о будущем изменении цен могут влиять на фактическую инфляцию – это хорошо известный и доказанный факт.

Мы последовательно движемся и в вопросах развития фондового рынка. С прошлого года мы уделяем большое внимание созданию условий для формирования кривой доходности на среднесрочный и долгосрочный периоды. Она служит ориентиром стоимости денег на внутреннем рынке. И здесь есть результат - выросли объемы размещаемых нот, сроки по ним удлинились.

  Мы наблюдаем признаки постепенного восстановления вторичного рынка государственных ценных бумаг. Рыночная структура процентных ставок стала более предсказуемой и складывается адекватно ожиданиям участников рынка. Впервые за долгое время иностранные игроки, успешно просчитав свои риски, стали активно участвовать на вторичном рынке. Таким образом, ожидания рынка и политика Нацбанка стали понятны и предсказуемы.

 В целом за последние два года нам удалось значительно улучшить коммуникационную политику, повысить транспарентность действий Нацбанка. Очень важно, что мы обеспечили рынок и все целевые аудитории необходимой информацией. Можно сказать, что и в этом направлении проделана большая работа. Тем не менее, мы понимаем, что это только начало процесса восстановления доверия населения к Национальному банку.

Сегодня у Нацбанка несколько приоритетных направлений работы. Одно из них - пенсионная реформа. По некоторым данным, ЕНПФ разделят на несколько фондов. Прокомментируете слухи?

- Национальным банком подготовлены предложения по дальнейшему реформированию накопительной пенсионной системы. Но в предложенных реформах речь идет не о разделении ЕНПФ на несколько фондов, а о предоставлении вкладчикам права выбора компании, которой он может доверить свои накопления для управления. Только выбор вкладчика будет являться основанием для передачи активов в частное управление. Предполагается, что вкладчик будет делать выбор управляющей компании, основываясь исключительно на показателях доходности, эффективности инвестиционной деятельности, а также размере взимаемой комиссии. Необходимо, чтобы ответственность за обеспечение достойной пенсии лежала на всех субъектах пенсионной системы - государстве, работодателе и самом работнике. Сейчас же государство решает всё за вкладчиков.

Основной целью реформы является вовлечение вкладчиков в процесс управления своими накоплениями, а также создание конкурентной среды по инвестиционному управлению пенсионными активами. По нашему мнению, появление на рынке частных управляющих компаний позволит минимизировать конфликт интересов государства при управлении частными накоплениями граждан. В свою очередь, размещение пенсионных активов будет осуществляться на рыночных условиях, но под пристальным контролем госорганов. ЕНПФ продолжит свою деятельность как единый учетный центр, администратор всех финансовых и информационных потоков по пенсионной системе.

Эти предложения обсуждались с бизнес-сообществом на площадке ОЮЛ «Ассоциация финансовых организаций Казахстана», а также в рамках консультативного совета АФК.

Как закончилась история с БТА Банком, Казкомом и Халык Банком?

- Сегодня Казкоммерцбанк не испытывает давление на капитал и ликвидность. Он способен самостоятельно исполнять обязательства перед клиентами и поддерживать рост кредитной активности в экономике.

Нацбанк запустил программу повышения финансовой устойчивости банковского сектора. Есть ли ее понимание банковским сообществом?

- Государственная финансовая поддержка банков предусматривает поддержку системообразующих банков и банков, имеющих социальную значимость для страны. Меры по финансовой поддержке банков будут осуществлены по принципу солидарной ответственности акционеров и инвесторов банков. Для этих целей и разработана Программа повышения финансовой устойчивости банковского сектора.

В результате ее реализации Нацбанк ожидает сокращение неработающих активов банковского сектора на сумму более 1 трлн тенге в течение 5 лет, что окажет мультипликативный эффект на развитие экономики страны в целом за счет обеспечения капитализации, списания, прощения проблемной задолженности и других мер по улучшению качества активов.

Увеличение собственного капитала банков наряду со снижением неработающих активов БВУ поддержит кредитование банками реального сектора экономики. Ожидается ежегодный рост выдачи новых займов экономике в размере не менее 300 млрд тенге.

Какова ситуация на фондовом рынке Казахстана?

- В последний год наблюдается улучшение основных показателей казахстанского фондового рынка. Так, капитализация рынка акций и долговых ценных бумаг на 1 октября по сравнению с аналогичной датой прошлого года увеличилась на 16,3% и составила 25 369,1 млрд тенге. Индекс KASE на эту же дату увеличился в течение последнего года на 72,0% до 2 049,24 пункта.

Как удалось этого достичь?

- Во многом увеличению показателей фондового рынка способствовала либерализация регулирования фондового рынка и упрощение процедур доступа к торгам для розничных инвесторов.

Благодаря современным электронным услугам, технологическим решениям, средствам идентификации и системам дистанционного обслуживания, которые предоставляют брокеры, был упрощен доступ на рынок региональных и иностранных инвесторов. В тоже время была существенно либерализована деятельность самих брокеров. Им был открыт доступ к торговле на любых рынках для приобретения ценных бумаг иностранных эмитентов для своих клиентов.

Также были упрощены процедуры эмитентов по выходу на фондовый рынок, оптимизированы требования в отношении регистрации выпуска ценных бумаг и раскрытия информации инвесторам.

В рамках защиты прав и интересов инвесторов на рынке ЦБ, в соответствии с рекомендациями международных экспертов, в законодательстве были закреплены принципы завершенности сделок, заключенных на организованном рынке. Это означает, что сделка, заключенная добросовестным инвестором на Казахстанской фондовой бирже, не может быть отменена или аннулирована ни при каких условиях.

Проведены мероприятия по совершенствованию системы корпоративного управления в казахстанских компаниях в целях упрощения правил ведения бизнеса. Это позволило Казахстану подняться по сравнению с прошлым годом на 22 позиции по индикатору «Защита миноритарных инвесторов» в рейтинге Doing Business. Мы заняли 1 место из 190 стран. Это свидетельствует о создании в Казахстане благоприятных условий для инвесторов и обеспечении надлежащего уровня защиты их прав и интересов.

Дальнейшей активизации фондового рынка будет способствовать модернизация системы управления пенсионными активами и предоставление вкладчику права выбора управляющей компании.

Во многих странах внедрена услуга Bank ID. А каков статус работ в этом направлении в Казахстане?

- Все большее развитие и популярность получают дистанционные банковские услуги. Идентификация клиента - это первый шаг при установлении с ним деловых отношений. Мировая практика (Швеция, Австрия, Индия, Белоруссия, Россия, Новая Зеландия, Литва и другие страны) имеет примеры разных вариантов решений этого вопроса.

 Однако в большинстве случаев решения, реализованные и предлагаемые клиентам в других странах, требуют обмена информацией между банками. Нацбанк совместно с финсектором проводит работы по внедрению механизма удаленной идентификации клиента, изучает различные способы его реализации. Пока мы находимся в начале пути решения этого вопроса. Идет отработка концепции и наиболее оптимальных вариантов, в том числе, с использованием биометрических технологий.

В Послании народу Казахстана президент объявил о программе «Цифровой Казахстан», где четвертым пунктом идет развитие электронной коммерции. Нацбанк участвует в реализации этой масштабной программы?

- Финансовая отрасль всегда выступала лидером по применению инновационных технологических решений. Так, сегодня широко используются современные цифровые сервисы и IT-решения для оказания финансовых услуг во всех сегментах, начиная с обслуживания повседневных платежей населения и бизнеса, заканчивая применением элементов автоматического обслуживания клиентов. Активное применение инновационных решений позволяет не только оптимизировать текущие бизнес-процессы, но и создавать новые модели оказания финансовых услуг.

 Большое внимание будет уделяться новым финансовым технологиям, в том числе эффективному развитию мобильных и других дистанционных финансовых сервисов на основе их использования. Кроме того, внимание будет уделяться перспективам применения технологии блокчейн, организации электронного взаимодействия финансовых организаций с госорганами, а также повышению информационной и кибербезопасности по всему периметру финансового сектора. Это будет способствовать повышению эффективности использования внедряемых новейших решений на уровне всей финансовой индустрии и обеспечению перспективных потребностей общества в финансовых услугах.

Для реализации мероприятий, предусмотренных в Послании, государственной программе «Цифровой Казахстан» и других программных документах, Нацбанк разработал проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам страхования и страховой деятельности». Проект был внесен на рассмотрение в мажилис 29 сентября текущего года.

Новшеством законопроекта является внедрение онлайн-страхования, которое будет способствовать повышению географической доступности и удешевлению стоимости страховых услуг для населения и бизнеса. Этому будет способствовать снижение операционных расходов, включая отсутствие необходимости оплаты услуг страховых агентов. В рамках реализации сервиса будут созданы правовые основы заключения договоров страхования в электронной форме, а также установлены требования к автоматизации и интернет-ресурсам страховой организации, защите персональных данных и обеспечению кибербезопасности.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить