Как изгнать призрак греческой драхмы?

7722

Пока неясно, что дешевле – исключить Грецию из валютного союза или оставить все как есть, поскольку не существует модели, которая позволяла бы корректно оценить все возможные побочные эффекты ее выхода из еврозоны

Нелишним будет напомнить, что нынешний план финансовой помощи Греции весьма далек от совершенства и не похож на хорошо продуманную программу действий – в соответствии с этим планом Греция должна к 2020 году снизить соотношение госдолга и ВВП приблизительно до 120%. При этом, однако, совершенно не гарантировано, что эта цель действительно достижима.

Похоже на парадокс, но факт есть факт: несмотря на жесткие меры экономии и почти 7%-ный экономический спад, ВВП на душу населения в Греции по итогам минувшего года увеличился – с $26,6 тыс. в 2010-м до $27,1 тыс. в 2011 году. Понятно, что это обусловлено укреплением евро против доллара по итогам 2011 года, но в любом случае такой факт явно свидетельствует о том, что механизмы, заложенные в основание еврозоны, с самого начала были отнюдь не идеальны.

Не удивительно, что изначально низкая конкурентоспособность Греции упала еще сильнее, а экономический спад, как ожидается, продолжится в текущем и, вероятнее всего, следующем году. Трудно себе представить, что могло бы стать катализатором экономического роста в Греции, если она останется в еврозоне. Ожидаемое в текущем году некоторое ослабление евро явно не будет достаточно глубоким для того, чтобы обеспечить повышение глобальной конкурентоспособности Греции. Курс евро к доллару уже снизился на 14% относительно максимальных уровней середины 2011 года, и это отнюдь не оказало позитивного влияния на страну, вместо нее благоприятный эффект ощутила Германия, ВВП которой в январе-марте 2012 года увеличился на 0,5% относительно уровня 4К11. В Греции в отличие от Германии значительно больше доля «неторгуемого» сектора, сильно раздут госсектор, а промышленность неразвита. Поэтому дальнейшее некоторое ослабление единой европейской валюты Греции вряд ли поможет. Некоторая дальнейшая девальвация евро была бы скорее выгодна более промышленно развитым странам, таким как Германия, экономическая ситуация в которой сейчас и так сравнительно благополучна. Членство в Европейском валютном союзе и дешевые ссуды помогли Греции увеличить подушевой ВВП, однако это было достигнуто за счет сокращения «торгуемого» сектора экономики, то есть сельского хозяйства и ряда отраслей промышленности. Поскольку восстановление производственной базы – задача непростая, на легкое решение греческих проблем вряд ли стоит рассчитывать. Впрочем, можно быть более или менее уверенным, что если страна выйдет из еврозоны, а призрак драхмы материализуется, адекватная стоимость восстановленной валюты будет отнюдь не на 20–30% меньше текущей стоимости евро, а значительно ниже. Безусловно, это отразится на перспективах выплат по внешнему долгу. Сейчас ситуация вокруг Греции отчасти напоминает положение в Аргентине в начале 1990-х годов, после того как курс аргентинской валюты был привязан к курсу доллара США. 

До тех пор пока политики не закончат обряд изгнания злого духа драхмы, экономическая неопределенность и рыночная волатильность будут сохраняться, что будет сдерживать оптимизм инвесторов и снижать их интерес к рискованным активам на низком уровне. Это, в свою очередь, будет ограничивать рост мировой экономики, в том числе в сравнительно благополучных развивающихся странах. Если европейские лидеры отложат шаманские бубны и перейдут от слов к делу, то есть от разговоров о необходимости ужесточения бюджетной политики во всех странах Европы к разработке каких-либо мер по стимулированию роста, о которых в последнее время говорят все чаще, то тогда явно потребуется очередное смягчение денежной политики. В этом случае евро ослабеет, а инфляция ускорится. Но при этом ускорение инфляции ограничит позитивный эффект ослабления евро, тем самым препятствуя восстановлению конкурентоспособности периферийных стран на мировом рынке. Итак, как явствует из сложившейся ситуации, возник своеобразный порочный круг, и на данном этапе неясно, что могут и должны сделать европейские лидеры и какие действия они предпримут в конечном итоге.

Традиционное разделение на развитые и развивающиеся страны теперь менее очевидно и не столь актуально, как раньше. В самом деле, является ли увязшая в долгах Греция или даже Португалия более «развитой», чем, скажем, уступающие им по ВВП на душу населения Россия, Польша или Бразилия? Действительно, периферийные страны еврозоны обладают более развитой инфраструктурой, имеют более продвинутую и качественную институциональную среду, систему социального обеспечения, однако в условиях экономического спада и высокой задолженности поддерживать перечисленные преимущества на достойном уровне становится все труднее. Показательно, что финансовые рынки уже высказали к проблемным странам Европы свое отношение, установив соответствующий уровень процентных ставок по облигациям и CDS.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить