Как формируется и распределяется бюджет Казахстана

37387

Государство тратит на содержание госаппарата, оборону и обеспечение правопорядка больше, чем на социальное обеспечение. К такому выводу пришел экономист Петр Своик, изучив бюджет Казахстана на 2014

Фото: omb-s.ru

Унаследовав от прежнего правительства все проблемы и всех министров, новый старый премьер РК Карим Масимов призван «искать новые подходы». И первым делом правительство утвердило Дорожную карту, нацеленную на поиск дополнительных ресурсов для социально-экономического развития. А поскольку ресурсов действительно не хватает, а они действительно нужны, не грех и нам посмотреть, что еще можно извлечь из закромов.

Попробуем разобраться с государственным бюджетом – больше $45 млрд, как никак. Включая республиканский (6833,673 млрд тенге, или порядка $37,5 млрд) и местные.

Итак, тщательно поработав с утвержденным уже соответствующим Законом о бюджете на 2014-2016, мы постарались расставить все основные статьи его доходов и расходов в порядке их величины, а, значит, и важности.

Получается такая наглядная картинка.

Государство – это нефть

Зрительный эффект соответствует содержательному: Казахстан является «Нефтестаном» не только в переносном, но и в самом прямом – арифметическом смысле. То есть наибольшая по величине доходная статья республиканского бюджета – это трансферт из Национального фонда (1630 млрд тенге), через который в бюджет идут налоги и сборы с компаний-экспортеров. Не только нефтяных, конечно, но при их решающем вкладе.

Самая большая статья бюджетных расходов в нашем «Нефтестане» - это содержание государственного аппарата вместе со всеми его силовыми и правоохранительными структурами (1762 млрд тенге).

Заметим, что «нефтяное» государство явно благоволит к своему «кормильцу»: фискальная доля сырьевых экспортеров много меньше, чем у всех несырьевых производителей. Так, доля трансферта из Нацфонда составляет 26,6% от всей доходной части республиканского бюджета на 2014, тогда как доля собственно сырьевого экспорта в ВВП существенно больше.

Например, экспорт по отчету за 2013 составил $82,51 млрд, что дает 37,44% от ВВП (220,346 млрд). Правда, сами «сырьевики» вносят в государственные закрома гораздо больше: ведь Национальный фонд ежегодно и помногу растет, несмотря на ежегодные трансферты из него. В том же 2013, например, активы НФ на начало года составляли $58,5 млрд, на конец – $69,76 млрд, итого прирост – $11,26 млрд. И при этом гарантированный трансферт из Национального фонда на 2013 год был утвержден на уровне 1380 млрд тенге, или примерно $9,2 млрд.

Интересна тут еще одна деталь. На графике стремится к нулю столбец, иллюстрирующий доходы от госсобственности. А ведь это наши нацкомпании: «Казмунайгаз», «Казахстан Темир Жолы», «Казатомпром» и другие. Получается, работу нацкомпаний, которые зачастую являются монополистами в своей сфере и где руководителей назначает президент страны, назвать эффективной никак нельзя.

Четвертная доля «сырьевиков»

Зачем правительство столь упорно копит в Национальном фонде излишки собираемой с экспортеров валютной выручки – вопрос на засыпку. Считается, что рост Национального фонда говорит о замечательном состоянии национальной экономики и грамотном поведении макроэкономических руководителей. Дескать, чем больше эти запасы, тем надежнее защищена национальная экономика от кризисов на мировом рынке – других объяснений слышать не приходилось.

Однако мировые кризисы, как известно, до сих пор приходили с мировых фондовых рынков, начинаясь с обрушения тех самых ценных бумаг, в которых и аккумулируются запасы НФ. Так что довод этот с логикой не вяжется.

Впрочем, оглашенное недавно намерение правительства «распечатать» Национальный фонд дополнительно на 1 трлн тенге показывает, что элементарная нехватка ресурсов все равно приближает конец накоплению валютных резервов вдали от национальной экономики.

Поэтому вернемся к разговору о фискальной нагрузке сырьевого и несырьевого секторов. Слегка упрощая, получаем вот такой расклад.

Здесь доля «сырьевиков» составляет 25%, и это, конечно, существенно меньше их арифметического вклада в ВВП. И уж тем более такая налоговая «четвертина» не соответствует фактическому доминированию экспортно-сырьевого сектора в национальной экономике.

Можно ли и нужно ли повышать фискальную отдачу от казахстанского сырьевого экспорта, насколько это рационально экономически и справедливо социально – тема для отдельного разговора. Пока наше дело – зафиксировать фактическое положение вещей.

Минобороны + МВД = Здравоохранение

Здесь мы позволили себе «раскассировать» расходные статьи республиканского бюджета с условным разделением их собственно на государственную и социально-экономическую части. Например, из раздела «Образование» некоторую (весьма немалую, кстати) часть, отнесенную к военным и полицейским училищам, мы перенесли к затратам Минобороны и МВД. В целом же получилось, что на самое себя наше государство тратит четверть бюджета, а на благие (вопросы «распилов» мы здесь не рассматриваем) экономические и социальные дела – три четверти.

Справедлив ли такой расклад? Навскидку не скажешь – слишком уж явного аппаратного крена не наблюдается. Хотя кое-какие сопоставления наводят на мысли.

К примеру, бюджетное содержание Комитета национальной безопасности вместе со службой внешней разведки «Барлау» (186 млрд тенге) в точности равно всему государственному вспомоществованию…  сельского хозяйства (186 млрд)!

Затраты по линиям Минобороны (371 млрд тенге) и МВД (272 млрд тенге) совсем немного не дотягивают до государственного финансирования всего национального здравоохранения (661 млрд тенге).

А, например, совокупная строчка республиканского бюджета «Культура, спорт и туризм» (115 млрд тенге) равна затратам на аппарат Администрации президента со службой охраны и республиканской гвардией (62 млрд тенге), плюс Министерство иностранных дел (58 млрд тенге).

«Пенсионно-накопительный» оброк

Ну и, наконец, такой расклад:

Как видим, государство в расходах на себя лидирует. Впрочем, мы уже пришли к выводу, что в целом эта доля не так уж и выпирает. Подтверждением служит следующая по росту строка «Социальное обеспечение». Далее идут трансферты в местные бюджеты – тоже интересная тема для дискуссии о том, что лучше: финансировать регионы из центра или дать им больше налоговой и бюджетной самостоятельности.

А теперь, оставляя читателям следующие приоритеты для самостоятельного разбора, затормозим на минуточку около строки «обслуживание долга». Как никак, это 251,658 млрд тенге, - почти $1,4 млрд. В какой такой громадный государственный долг залез наш республиканский бюджет, если столь большие деньги необходимо привлекать на его обслуживание?

А это (доля государственного и гарантированного государством внешнего долга не слишком велика) - всеми нами любимая накопительная пенсионная система, которая зависла не только в неопределенности дальнейших своих перспектив, но и в многолетнем уже существовании фактически на бюджетной «подпитке».

Так, по отчету на начало 2014 в накопительной пенсионной системе набралось уже 3733,4 млрд тенге пенсионных взносов, на которые набежало «чистого» инвестиционного дохода на 756,1 млрд тенге.

Откуда «доход»? Как раз, в основном, из бюджета – ведь больше половины (50,5% на начало 2014) пенсионных накоплений традиционно хранятся в заемных бумагах Минфина с небольшой долей Национального банка (1,2%) и местных исполнительных органов (0,2%).

Другими словами, так называемые пенсионные накопления – это как минимум наполовину никакие не «живые» деньги. А элементарное накопление долга госбюджета (а, значит, и налогоплательщиков) перед будущими пенсионерами. «Инвестиции» же, якобы получаемые вкладчиками, есть всего лишь ежегодное (и растущее год от года) отвлечение существенной части налогов от сколько-нибудь полезных бюджетных расходов. При этом все такие «инвестиции», в конечном счете, тоже загоняются в накапливаемый государственным бюджетом долг перед работающими казахстанцами.  

Но, как мы договаривались, не будем уходить от бюджетной темы. На этот раз просто попробуем показать (и попытаться осознать) общую бюджетную картину.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить