«Сейф-Ломбард» выходит на Казахстанскую фондовую биржу

Размещая свои облигации, компания предлагает инвесторам неплохой заработок

Геннадий Ким
ФОТО: архив пресс-службы
Геннадий Ким

ТОО «Сейф-Ломбард» было основано в 2009 году и за 12 лет выросло в большую сеть, в которой сегодня насчитывается 119 отделений и 10 филиалов в 31 населенном пункте Казахстана. Сегодня компания входит в топ-5 крупнейших ломбардных организаций страны. По итогам первых восьми месяцев 2021 года компания получила чистую прибыль в размере более 1,5 млрд тенге.

Структура компании прозрачна: 99% доли в ней принадлежит бизнесмену Игорю Киму. Помимо бизнеса в Казахстане г-н Ким является мажоритарным акционером российского Экспобанка, а также Expobank в Чехии, Сербии и Латвии. Игорь Ким является заслуженным экономистом РФ и дважды, в 2003 и 2009 годах, признавался банкиром года в России.

На протяжении двенадцати лет компания развивалась по большей части за счет собственных средств. Однако в 2021 году было принято решение сделать качественно новый шаг в своем развитии, выйдя на фондовый рынок. Руководство предполагает, что компания серьезно вырастет в ближайшие годы и выход на фондовый рынок может значительно ускорить этот процесс.

О деталях размещения облигаций рассказал председатель правления Геннадий Ким.

- Для того чтобы выйти на биржу, нам пришлось серьезно поменять организационную структуру компании, - отмечает собеседник. - В итоге мы создали классическую структуру финансовой организации с правлением и наблюдательным советом, в котором кроме нашего основного акционера присутствуют два независимых директора.

А для чего вы вообще решили выйти на биржу?

- У нас устойчивая бизнес-модель, которая требует развития. Раньше возможность выхода на биржу для ломбардов и микрофинансовых организаций в Казахстане была закрыта законодательно. Поэтому мы работали в рамках собственного капитала и иногда банковских кредитов. Сейчас нам дали законодательную возможность выхода на фондовый рынок, и это сочетается с нашей стратегией привлечения инвестиций в развитие бизнеса.

Мы уже получили хорошие рейтинги от Fitch, зарегистрировали выпуск облигаций в уполномоченном органе и получили листинг на KASE, то есть облигации технически готовы к размещению. Рассчитываем открыть первые торги в конце октября – начале ноября.

Какой объем средств вы планируете привлечь и на каких условиях?

- Пока планируем разместить трехлетние облигации на 3 млрд тенге с купоном 14% годовых. По мере роста бизнеса и потребностей в фондировании, будем предлагать рынку новые выпуски облигаций компании. В организации дебютного размещения облигаций помогают два брокера — BCC Invest и «ОРДА Капитал».

Почему вы выбрали именно KASE, а не AIX?

- На KASE процесс размещения облигаций отработанный и понятный. Да и головной офис компании находится в Алматы. Круг инвесторов одинаков на обеих площадках, большой разницы в этом плане не видим. Однако площадка Международного финансового центра Астана тоже интересна - недавно получили лицензию AIFC, на этой базе внедряем новый продукт - залоговое онлайн-кредитование.

В законодательстве о рынке ценных бумаг указано: если казахстанский эмитент планирует размещать облигации за рубежом, он должен иметь успешный опыт размещения в Казахстане. Поэтому после Казахстана в следующем году выйдем на фондовый рынок России. Рублевая облигационная программа будет включать в себя возможность отдельных выпусков сроком до 5 лет на общий объем 3 млрд рублей.

Есть мнение, что доходность облигаций в 14% — это не так много для дебютного выпуска. Процентную ставку по облигациям на KASE вам посоветовали брокеры?

- Нет, это наше решение с учетом обширного опыта акционера. Игорь Ким считает, что у компании есть ряд существенных преимуществ: во-первых, это прозрачная и понятная структура акционеров; во-вторых, финансовая отчетность подтверждается многолетним аудитом от KPMG; в-третьих, у компании нет большой долговой нагрузки; в-четвертых, у нее сильные финансовые показатели и ежегодный рост прибыли на протяжении всего периода существования компании, даже в пандемию.

В рамках недавней общенациональной проверки всего сектора компания прошла серьезную прокурорскую проверку без штрафов и предписаний. Никаких серьезных претензий ни от одного регулирующего органа у нас нет.

По данным Агентства по регулированию и надзору финансового рынка, в списке ломбардных организаций по размерам активов компания занимает пятое место, по размеру кредитного портфеля — третье место (по этому показателю за компанией фактически второе место, потому что первое и второе занимают две сестринские организации). По сути, наша компания - единственный крупный универсальный ломбард в Казахстане, который предлагает кредиты под залог золотых ювелирных изделий и автомобилей.

Система риск-менеджмента компании позволяет устойчиво развиваться, контролируя внешние и внутренние риски. На сегодняшний день мы - единственный казахстанский ломбард, имеющий рейтинг от международного агентства Fitch Rating.

Какова целевая аудитория ваших облигаций?

- Мы делаем ставку на наших партнеров-брокеров и на физических лиц, разбирающихся в рынке ценных бумаг — которые все больше идут на рынок облигаций. Ставки по депозитам снижаются, и доходность, которую мы предлагаем, интереснее для них.

«Сейф-Ломбард» - розничная компания, мы выдаем кредиты физическим лицам и облигации выпускаем тоже для них.

Для каких целей вы берете заемные средства?

- На комплексное развитие бизнеса. Наш продукт — потребительский микрокредит. Средний размер займа — 150 тыс. тенге, под залог ювелирных изделий средний чек — 100 тыс. тенге, под залог автомобилей - около 2 млн тенге. Ежемесячно обслуживаем 60-80 тыс. клиентов.

Привлеченный капитал в основном будет направлен на развитие текущей деятельности.

Кредитование под залог авто — продукт достаточно новый, он был запущен в 2019 году и все активней пользуется спросом. Мы отработали по нему бизнес-модель, поняли все риски и готовы туда инвестировать.

В местах присутствия мы стабильно растем, и на поддержание роста требуются ресурсы.

В этом году открыли два новых филиала – в Караганде и Актобе, доведя их количество до десяти. При этом компания присутствует еще не во всех регионах страны, в основном на юге, поэтому есть куда расширяться. Стратегия – продолжать развитие торговой сети и в течение ближайших пяти лет увеличить размеры бизнеса в 6-10 раз.

Ваша стратегия бизнеса ограничивается Казахстаном?

- В этом году мы открыли дочернюю компанию в Узбекистане. Этот рынок очень интересен, он не так освоен, как казахстанский, там есть возможности. Просто сравните: в Казахстане действует 594 ломбарда, в Узбекистане - около 30.

В последнее время наше законодательство сильно ужесточается для финансового рынка. А вам, похоже, наоборот становится все более комфортно работать с регулятором?

- Да, стало легче, потому что появились четкие правила игры и в то же время с рынка стали отсеиваться сомнительные игроки. Это хорошо не только для регулятора, но и для клиентов, которые получают доступ к более качественным услугам: раньше в Казахстане было более 2000 ломбардов, иногда с сомнительным статусом и репутацией, а после введения лицензирования и тщательной проверки со стороны АРРФР РК их осталось 594. Думаю, и это число будет уменьшаться. Да, некоторым компаниям неприятен жесткий аудит со стороны регулятора, но мы изначально вели бизнес законопослушно и прозрачно, поэтому для компании работа с регулятором — не что-то новое, а обычная практика. В том числе поэтому мы уверенно идем на биржу.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
8932 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить