Какие компании приносят своим акционерам больше всего прибыли

53131

Глобальный рынок капитала сильно изменился за последние 25 лет

Фото: © DEPOSITPHOTOS.COM/BALKANSCAT

Все эти годы The Boston Consulting Group (BCG) отслеживала происходящее на рынке. Начиная с 1999 года BCG ежегодно публикует ренкинг самых прибыльных компаний мира, основанный на показателях совокупной прибыли акционеров этих компаний. Исторические данные позволили аналитикам BCG вывести основные тенденции в работе самых прибыльных бизнесов. По мнению экспертов, высокие показатели демонстрируют не только компании, широко представленные на развивающихся рынках. Стабильную доходность показывают бизнесы, которые умело пользуются удачной рыночной конъюнктурой и защищаются от рисков с помощью инноваций. Зачастую приверженность новшествам означает отказ от прибыли в ближнесрочной перспективе, зато это дает стратегическое преимущество.

Тренды этого года

Ренкинг самых прибыльных компаний основан на анализе данных о совокупной прибыли акционеров за предыдущие пять лет. Это значит, что список этого года учитывает показатели 2018–2022 годов. За эти годы рыночные условия несколько раз кардинально менялись. Глобальный рынок капитала в среднем рос на 7% ежегодно. Это неплохой показатель, учитывая негативное влияние пандемии коронавируса и высокой инфляции, характерной для 2022 года. Тем не менее, отмечают аналитики, рост в 7% за последние пять лет гораздо ниже показателей, которые демонстрировал рынок капитала в начале и середине 2010-х. Например, глобальный индекс S&P1200 в период с 2011 по 2021 год ежегодно рос на 13%.

Составляя список самых прибыльных компаний 2023 года, аналитики BCG отметили еще несколько тенденций. Одна из основных – это укрепление позиций компаний из Азиатско-Тихоокеанского региона. Их показатели настолько высоки, что эти компании стали доминировать в списке: в топ-100 они занимают больше половины мест.

Замедление роста технологических компаний – еще один важный тренд. Бизнесы из таких сфер, как разработка программного обеспечения (ПО), производство компьютерного оборудования, медицинские технологии и финтех, приносят акционерам меньше прибыли, чем раньше. С другой стороны, компании из нефтегазовой сферы значительно улучшили свои показатели. Кроме них, уверенно себя чувствует крупные биофармацевтические и горнодобывающие корпорации. Сложнее пришлось бизнесам, которые существуют за счет потребительского спроса: туристическим компаниями, автоконцернам и производителям товаров потребления.

В ренкинге BCG по-прежнему много американских компаний, многие из которых заточены на инновации. Однако в целом список стал гораздо более разнообразным. Он включает в себя как технологические корпорации (Advanced Micro Devices, ASML, Apple, Tesla), так и биофармацевтические компании (Eli Lilly, Novo Nordinsk). Кроме того, в списке 2023 года представлены глобальные игроки из других сфер (Hermès, Petrobras, Vale, Al Rajhi Bank).

Изменения за четверть века

С момента публикации первого списка самых прибыльных компаний по версии BCG в 1999 году глобальный рынок капитала в среднем ежегодно рос на 9%. Росту не помешали четыре крупных кризиса: пузырь доткомов 2000–2001 годов, финансовый кризис 2008–2009 годов, пандемия коронавируса, понижение фондовой конъюнктуры 2022-го. В разрезе индустрий наиболее высокие показатели за последнюю четверть века продемонстрировали услуги в области здравоохранения, мода и предметы роскоши, финтех, разработка ПО, горнодобывающая и машиностроительная индустрии, а также ретейл.

Что касается регионального аспекта, самым быстрорастущим рынком за последние 25 лет стала Индия. В этой стране средняя ежегодная совокупная прибыль акционеров за указанный период составила 15%. У США и Австралии показатели скромнее: 7,6 и 8,7% соответственно. Великобритания и Германия отстают еще больше: там акционеры компаний из списка BCG в среднем получали лишь 5% прибыли ежегодно, начиная с 1999 года.

В топ-25 самых прибыльных за период с 1998 по 2023 год компаний можно выделить несколько категорий. Первая – это лидеры в области инноваций (Apple, Amazon, Infosys, Samsung, ASML, Adobe, Intuit, Qualcomm) и биофармацевтики (CSL, Gilead, Regeneron, Novo Nordisk). Вторая включает в себя компании, создавшие новые ниши и инновационные бизнес-модели. Это такие корпорации, как UnitedHealth Group (здравоохранение); Monster Beverage (производство напитков); Fast Retailing, Hermès, Dior (мода и предметы роскоши); O’Reilly Automotive, Couche-Tard, Tractor Supply (ретейл). Наконец, в третьей категории представлены бизнесы, чей рост был обусловлен активным продвижением на развивающихся рынках. Это, например, HDFC Bank и ICICI Bank (банкинг); Shanxi Xinghuacun Fen Wine Factory и Luzhou Laojiao (производство напитков); Vale и Reliance (горнодобывающая индустрия).

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить