На правах рекламы

Страхование: в цифре – дешевле

9332

Почему цифровизация в страховании ведет к росту конкуренции и снижению тарифов

Азамат Керимбаев
Азамат Керимбаев
Фото: архив пресс-службы

По итогам 2023 года рынок страхования в Казахстане показывает активный рост. По данным специалистов Аналитического центра АФК (Ассоциации финансистов Казахстана), совокупные страховые выплаты за 2023 год выросли на 38,5%, количество получателей — на 21,4%. Специалисты ждут в 2024 году роста рынка в связи с двумя ключевыми факторами - разработкой новых продуктов и дальнейшей цифровизацией отрасли.

Почему цифровизация страховых услуг стала неизбежностью и как она влияет на рынок в целом, рассказал председатель правления АО «СК «Freedom Finance Insurance» Азамат Керимбаев.

Страховщики занялись цифровизацией вслед за другими финансовыми организациями или были внутренние причины?

- Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) еще несколько лет назад инициировало ряд важных проектов по цифровизации отрасли. В 2019 году появилась возможность онлайн-страхования. ЕСБД (Единая страховая база данных), оператором которой является Государственное кредитное бюро, получила доступ к государственным базам данных. Это позволило проводить сверку персональных данных, вводимых клиентами при заключении договоров страхования в онлайн-режиме. Если в 2019 году онлайн-договоры среди физических лиц составляли всего 3-5%, то в 2023 году их стало более 25%.

Есть какие-то принципиальные отличия между обычным договором и заключенным онлайн?

- По сути онлайн-договор и договор, заключенный через страхового посредника, — одно и тоже. Разница в том, кто заполняет электронный документ — сам клиент или посредник, которому платят за эту услугу.

С 2007 по 2024 годы тарифы у всех страховых компаний были одинаковые. Клиент выбирал страховую компанию в зависимости от скидки, предоставляемой страховым агентом, поэтому агент выполнял функцию локального маркетплейса. При этом преимущества получали те страховщики, кто платил больше агентских вознаграждений - то есть деньги уходили посредникам. Теперь же их можно вкладывать в развитие бизнеса или снижать тарифы. Тем более что у страховых компаний появилась такая возможность.

Компании на самом деле будут снижать тарифы?

- Да, этот процесс уже начался. В 2023 году МВД РК провело масштабную легализацию транспортных средств, зарегистрированных за рубежом. По этой причине количество зарегистрированных транспортных средств в стране выросло за год с 3,9 млн до 4,7 млн.

По факту порядка 800 тыс. водителей перестали платить суммы в 4,4 раза больше, чем базовый тариф для казахстанцев.

С 1 января 2024 года вступили в силу поправки о расчете страховых премий. Раньше для всех регионов применялся один базовый тариф, поэтому, например, водители Атырауской области, где коэффициент выплат составлял 30%, переплачивали при оплате страховой премий. Тогда как в Туркестанской области коэффициент выплат высокий (76%), и водители, наоборот, недоплачивали. Теперь, благодаря применению таргетированной убыточности, расчет страховых премий гибкий. В результате тарифы были снижены в половине регионов страны.

Как эти изменения сказались на рынке?

- В 2023 году отношение страховых выплат к премиям составило 53% (ОГПО ВТС). За первые два месяца 2024 года оно составило 73%, то есть доходы страховщиков сокращаются, у них растет убыточность, сокращается запас маржи.

Это привело рынок автострахования к сокращению в денежном выражении на 17% по сравнению с прошлым годом. Содержать страховых посредников стало невыгодно. Отмечу, рынок автострахования– самый массовый во всех странах мира и составляет до 50% от общего объема рынка страхования.

Тренд на уменьшение объемов рынка продолжится?

- Скорее всего. С 2024 года регулятор запустил новые методы расчета тарифов. Теперь каждая страховая компания может раз в год изменить тарифы до 10%.

С 2025 года страховщики смогут изменить тариф до 50% от его базового уровня (соответствующие изменения прорабатываются рынком). Коридор расширится с 20% до 100%, и этот подход будет применяться индивидуально к каждому клиенту. Это станет причиной дальнейшего сокращения рынка. 70-80% наших клиентов-водителей эксплуатируют транспортное средство лишь утром и вечером, когда они едут на работу и домой. Когда они получат возможность скидки в 50%, убыточность будет уже не 73%, а 80-90%, и маржа этого продукта будет еще ниже. В итоге борьба за клиентов обострится до предела.

Как снижение тарифов влияет на клиентский опыт?

- Когда цены снижаются, а тарифы более или менее выравниваются, покупатель становится придирчивее. Он обращает больше внимания на удобство и скорость получения выплат, надежность компании. Все это зависит от степени цифровизации.

Ранее для осуществления страховой выплаты требовалось 90 дней. В 2022 году мы запустили ресурс DTP.kz, где делаем это в течение пяти дней. При этом на рынке еще остались компании, которые производят страховую выплату за 90 дней. Мне кажется, что в таком случае выбор клиента будет очевидным.

Можно говорить о том, что эпоха посредников на страховом рынке закончилась?

- Не совсем. Посредники вернутся на новом витке развития рынка, но теперь это будут цифровые посредники, маркетплейсы. Маркетплейс - удобный цифровой сервис, агрегатор услуг. К примеру, зайдя на сервис Сhocotravel, можно не только выбрать билеты, сравнить поставщиков, но и, например, забронировать гостиницу. Или купить какие-то услуги, продукты.

Пока через маркетплейсы не продаются страховки, но это время скоро придет. Во-первых, это удобно. Во-вторых, можно получать дополнительные услуги. Пока законодательная база не позволяет продавать страховки через маркетплейсы, но я надеюсь, что регулятор и страховые компании вместе проведут работу по изменению нормативной базы.

Маркетплейс, по-вашему, это конечный этап развития в страховании или есть куда двигаться дальше?

- Очень интересное направление развития продуктов – кросс-продажи, то есть страхование дополнительных рисков клиентов. Например, в 2023 году в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщики заплатили клиентам 61 млрд тенге. В рамках добровольного автострахования было выплачено 21 млрд 585 млн тенге. Итого чуть больше 82 млрд тенге. Знаете, сколько люди потратили на ремонт автомобилей? 180 млрд тенге. Разница в 100 млрд тенге – из своего кармана. Определенно есть спрос на добровольное страхование автомобиля, и сегодня его не покупают потому, что отсутствует доверие к страховой компании.

Вы считаете, что цифровизация сможет в дальнейшем изменить это отношение?

- Конечно. Автоматизированные цифровые процессы позволят страховщикам повысить уровень доверия клиентов к отрасли и начать продавать добровольные виды страхования. Я очень надеюсь, что в будущем 180-200 млрд тенге, которые тратят клиенты на ремонт авто, будут покрываться на 100% страховыми продуктами. Таковы тенденции. Уверен, ближайшие несколько лет станут для рынка определяющими именно за счет развития цифровых процессов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
АЛЕКСАНДР ГЕРЧИК: $20 МЛН ЗА 25 ЛЕТ В ТРЕЙДИНГЕ Смотреть на Youtube