Почему страховщики пристально присматриваются к Tesla и другим электромобилям

18835

Электромобили медленно, но верно завоёвывают сердца автолюбителей по всему миру, и Казахстан не стал исключением. Количество новых электрокаров за последний год на дорогах республики увеличилось в пять раз

Фото: © Depositphotos_213315224_S

Автопроизводители обещают пользователям не только светлое зелёное будущее, но и максимальную безопасность. Между тем американский автомобильный регулятор уже в пятый раз проводит расследование в отношении Tesla, что грозит новыми отзывами со стороны автопроизводителя для устранения конструктивных дефектов.

О новых рисках и угрозах авто на электрической тяге рассказывает Нурмухамед Тульбаев, заместитель председателя правления СК «Евразия».

Маленькая электрическая революция

По актуальным данным Бюро национальной статистики РК, на 1 июня 2023 года в Казахстане было зарегистрировано 4,87 млн автомобилей (из них 4,27 млн – легковые), рост составил более 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля электромобилей при этом составляет 0,073%, или всего 3 590 штук, – немного, однако, если сравнивать с прошлым годом, прирост составил 539% за год. Увеличение происходит преимущественно за счёт легкового сегмента, на который приходится 90% электропарка. Такими темпами к концу года по отечественным дорогам будут ездить уже около 6 тыс. электрокаров.

В настоящее время в Казахстане официально продаются четыре модели электромобилей, в основном премиального сегмента: Porshe Taycan, Kia EV6, Audi e-tron и BMW iX. При этом встретить их на наших дорогах можно нечасто. Основу парка «электричек» составляют автомобили, произведённые в Китае: Tesla, ZEEKR, Avatr, BYD, XPeng и многие другие. Безусловным хитом продаж среди казахстанских автомобилистов стал относительно доступный по цене Volkswagen ID.4.

Кстати, буквально на днях об официальном выходе на наш рынок заявила компания ZEEKR, которая к концу года обещает начать поставки первых автомобилей, открыть дилерские центры в восьми городах, а также наладить сервисное обслуживание и построить сети электрозаправок.

Доступность электромобилей растёт. Интерес со стороны казахстанцев подогревают не только выдающиеся технические характеристики, но и нулевые импортные ставки. Однако вместе с электротягой к нам проникают и новые виды рисков, которые пока в полной мере не осознают владельцы таких авто. Хотя есть над чем задуматься, тем более что уже есть ряд прецедентов.

Короткое замыкание

Автомобили Tesla считаются не только экологичными, но и безопасными. Так, Государственная администрация контроля безопасности на дорогах при Министерстве транспорта США (NHTSA) после проведения испытаний Tesla Model Y объявила автомобиль одним из самых безопасных среди тех, что проходили тестирование. К аналогичным выводам пришли и в Европейском комитете по проведению независимых краш-тестов (Euro NCAP), и в Страховом институте дорожной безопасности (IIHS). Решения последнего, кстати, влияют на размер тарифа при оформлении страхового полиса для автомобиля в США.

К слову, подавляющее большинство электромобилей, в том числе китайских, по результатам краш-тестов также получают весьма высокие оценки экспертов по безопасности. Так, по итогам 2022 года, которые подвели в Euro NCAP, в списке самых безопасных автомобилей оказался только один гибрид, остальные – на чистой электротяге.

В эксплуатации электромобилей, как и авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), есть свои нюансы и особенности. После ДТП в случае повреждения литий-ионной батареи велика вероятность возникновения пожара. Это начали учитывать и страховые компании, вводя поправочные коэффициенты в страховые тарифы для электромобилей.

Первая пошла

Батарея может загореться не только в результате ДТП, но и сама по себе – из-за короткого замыкания. В прошлом году застрахованная в СК «Евразия» по программе КАСКО практически новая Tesla Model 3 загорелась во время движения. Это был первый случай самопроизвольного возгорания автомобиля Tesla в Казахстане.

И хотя машина получила значительные, но не фатальные повреждения (её успели потушить прибывшие на место пожарные, пострадала передняя часть авто и батарея), аджастер насчитал ущерба на 13 млн тенге.

Та самая сгоревшая в Алматы Tesla Model 3
Та самая сгоревшая в Алматы Tesla Model 3
ФОТО: архив пресс-службы СК «Евразия»

Нужно учитывать, что на начало прошлого года в Казахстане было зарегистрировано электромобилей в пять раз меньше, чем сейчас, около 600 штук. Вероятность того, что в будущем инциденты с самовозгоранием будут повторяться, возросла кратно.

Поскольку подавляющее большинство электромобилей завезены в нашу страну неофициально, то проблемы у их владельцев начинаются, когда дело доходит до сервиса. После ДТП определить стоимость восстановления авто довольно сложно, не имея чётких ориентиров по стоимости запчастей и ремонта. Ближайшие официальные сервис-центры Tesla, которые Илон Маск обещал построить в Казахстане ещё в 2019 году, находятся в китайском Сиане (3962 км от Алматы по шоссе) или финском Хельсинки (2 853 км от Атырау по шоссе). Вряд ли неофициальный сервис благотворно влияет на работоспособность электромобиля и снижает вероятность возникновения короткого замыкания в батарее.

Горят редко, да метко

По статистике Национальной ассоциации пожарной безопасности США (NFPA), автомобили Tesla загораются в 11 раз реже автомобилей с ДВС – 337 млн км пробега и 30 млн км соответственно. При этом возгорание электромобиля ликвидировать намного сложнее благодаря наличию в батареях кобальта. После заливки водой или пеной пламя может возникнуть вновь. В США и Европе пожарные службы даже строят специальные резервуары для погружения электрокара после пожара, но восстановить его потом по понятным причинам невозможно.

По результатам исследований были определены три основные причины возгорания: повреждение батареи в результате ДТП или механического воздействия, производственный брак батареи, неполадки с зарядными станциями и проводкой. NHTSA особо отмечает, что опасность литий-ионных батарей преувеличена, но в случае повреждения они склонны к так называемому тепловому разгону.

Электромобили горят нечасто, но каждый случай привлекает к себе огромное внимание СМИ и экспертов по всему миру. Совершенно точно, что число подобных инцидентов будет расти пропорционально количеству электромобилей на дорогах. Многие автопроизводители впервые выходят на новый для себя рынок электромобилей и допускают ошибки в проектировании или сборке. В процессе эксплуатации проявляются «детские болезни», которые впоследствии устраняются.

Если вы всё-таки решили приобрести электромобиль, первым делом оформите для него страховой полис добровольного страхования КАСКО, чтобы на случай проблем предъявить претензии не Илону Маску в его социальной сети X (ex-Twitter), а своей страховой компании.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить