Нариман Мукушев: Halyk GovTech cтремится оказывать госуслуги в ноль кликов

10607

Заместитель председателя правления Halyk рассказал о новом цифровом этапе предоставления госуслуг – формате «невидимого правительства»

Нариман Мукушев
Нариман Мукушев
Фото: архив пресс-службы

За последние годы диджитализация, безусловно, стала новым формирующим фактором мировоззрения современного общества. Цифровой мир изменил привычные способы коммуникации, так как «оцифровка» коснулась практически всех сфер, включая рынок госуслуг. В свою очередь, активная работа банков с госсервисами привела к значительной автоматизации этого сегмента, выводя цифровые госуслуги на новый качественный уровень.

В 2020 году Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК начало работу по постепенной демонополизации рынка цифровых госуслуг. Их сегодня можно получить в egov.kz, в Halyk и на прочих платформах. Как вы считаете, этот тренд будет сохраняться?

– Верно, eGov, по сути, не так давно был монополистом госуслуг. Однако закон рынка гласит: нет конкурентной среды – нет должного развития качества предоставляемых услуг. Поэтому демонополизация стала необходимым и своевременным этапом развития цифровых госуслуг.

Мы находимся на пороге третьего этапа естественной эволюции госуслуг. Первый этап предполагал заявительный характер, когда люди в обязательном порядке должны были ходить в госучреждения и заполнять нужные бланки. Второй этап – проактивный формат, что означает получение уведомления, где государство само предлагает положенные госуслуги, а клиенту нужно лишь принять или отклонить запрос. Третий этап – реализация концепции «невидимого правительства», когда «кликать» что-то для каждой услуги не нужно будет вообще. Ноль кликов. Совсем. То есть фактически все пособия, специальные выплаты, которые вам положены, будут начисляться на счет автоматически. На мой взгляд, уже в следующем году благодаря активной позиции госорганов некоторые услуги станут доступны в новом цифровом формате Invisible Government.

Какую роль во всем этом играет Halyk?

– Halyk – один из первых финансовых институтов, внедривших блок GovTech, и уже на сегодняшний день мы занимаем первое место после eGov по количеству внедренных и потребляемых гражданами нашей страны госуслуг. Выведение госуслуг и сервисов в мобильные приложения банка, а также оптимизация, упрощение и интеграция доступных госсервисов – приоритетные направления, над которыми идет системная работа.

Нариман Мукушев
Нариман Мукушев
Фото: архив пресс-службы

Что говорит актуальная статистика по общему количеству сервисов на сегодняшний день? Каких результатов удалось достичь?

– За последние полтора года в Halyk GovTech было выведено 48 госуслуг. Только с начала 2023 года порядка 7 млн госуслуг оказано через цифровую экосистему Halyk. К примеру, по всей стране каждая третья заявка на легализацию авто прошла через нас, что в количестве составляет примерно 133 тыс. заявлений. А это граждане, которые могли пойти в спецЦОН и там подать заявление. Таким образом, мы помогаем очень сильно разгружать ЦОНы и спецЦОНы, давая гражданам цифровую альтернативу.

Также с февраля 2023 года пользователи приложения Halyk могут подать заявление на регистрацию брака онлайн через нас. Интерес к этой услуге есть: ежемесячно более тысячи пар подают заявление на регистрацию брака через цифровую экосистему Halyk.

Какие еще услуги у вас пользуются популярностью?

– Прежде всего, цифровые документы: удостоверение личности, паспорт, водительское удостоверение и так далее. Сейчас у нас в приложении доступны 25 видов документов. Ими можно воспользоваться для предъявления в госорганах, в аэропорту, в банках, показать сотруднику дорожной полиции. В общем везде, где пригодились бы их бумажные аналоги.

Еще мы видим, что клиенты активно запрашивают разного рода сведения у нас: медицинские справки, сведения по пенсионным и социальным отчислениям, справки о недвижимости, историю владения автомобиля. Они ведь тоже часто требуются, бумажные аналоги могут теряться, а цифровые версии находятся всегда в вашем приложении Halyk, нужно только открыть.

Расскажите, как реализуются такие услуги, активно ли помогает государство? Нет ли препятствий?

– Прежде всего хочется отметить интеграционную платформу Smart bridge, запущенную несколько лет назад Министерством цифрового развития и АО «НИТ». Это некий шлюз для более быстрой интеграции государственных баз данных и информационных систем рынка, благодаря которому вывод госуслуг стал значительно проще. В этом проекте МЦРИАП занимает координирующую позицию, ускоряя процесс цифровизации госструктур.

Нариман Мукушев
Нариман Мукушев
Фото: архив пресс-службы

Безусловно, при работе с госорганами есть определенный уровень бюрократии, однако этот процесс я всегда называл «нужная бюрократия». Если бы решения, принимаемые на государственном уровне, проходили слишком быстро и непродуманно, то был бы хаос. Важно хорошо прорабатывать вопрос, так как это очень высокая ответственность, ведь многие решения, принятые в правительстве, оказывают огромное влияние на жизни миллионов казахстанцев. Поэтому, на мой взгляд, следует сохранять баланс между чрезмерной гибкостью и зашкаливающей бюрократией.

В целом стоит отметить, что уровень цифровизации в Казахстане очень высокий, большое количество оцифрованных госуслуг доступно гражданам и бизнесу. Мы к этому быстро привыкли и воспринимаем уже как данность. Услуга не оказана за две минуты – и мы уже зачастую можем жалобу написать. Я был во многих странах мира, знаете, начинаешь по-особому ценить то, что у нас все доступно онлайн, когда сталкиваешься с кучей бумаги, многодневными сроками предоставления гослуг, хождением «по кабинетам». А когда показываешь за рубежом, как это работает у нас, все удивляются. Конечно, нельзя останавливаться и впереди еще много планов, но также очень важно ценить то, что есть.

Нариман, каковы приоритетные направления работы банка в сфере GovTech можете отметить?

– Безопасность клиентов – приоритет номер один. На сегодняшний день имеется порядка 6,5 млн пользователей, которые активны в нашем приложении ежемесячно, и этот показатель с каждым днем растет. Клиенты доверяют нам, так как Halyk прошел хорошую проверку временем и демонстрирует надежность. К примеру, 70% заявок на приобретение акций компании «КазМунайГаз» в ходе прошлогоднего IPO было проведено через Halyk Invest. И это наглядно показывает уровень доверия клиентов и лидерство в этом направлении.

Если говорить о тенденциях развития, то ключевая задача в сфере GovTech – оцифровать все бизнес-процессы, где есть взаимодействие с госсервисами, и прийти к формату Invisible Government, когда клиенту не надо ходить ни в ЦОН, ни на eGov, мы всё это сделаем за него. Как я и говорил ранее – ноль кликов.

В чем главный секрет успеха блока GovTech в Halyk?

– Однозначно, команда. Команда банка в целом и команда GovTech в частности. И тут очень важны компетенции членов команды. Более того, наличие хороших hard-skills – далеко не самый главный показатель, куда важнее люди, горящие своим делом. Не зря говорят: сплоченные одной целью могут горы свернуть. Есть определенные принципы, которых придерживаюсь я сам и стараюсь прививать коллегам. Первое – постоянное саморазвитие; важно обновлять знания, расширять кругозор, потребляя качественную литературу. Второе – тебя формирует твое окружение, поэтому будь избирателен. Чаще общайся с честными, трудолюбивыми и амбициозными людьми, и вы будете подсознательно учиться друг у друга. Третье – вера в свой продукт и созидательное мышление, так как все начинается у нас в голове.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить