Ляззат Сатиева, Евразийский банк: Год был полон «чёрных лебедей», но открыл окно для рекордного роста

9792

Банк отчитался по финансовым итогам 2022 года

Ляззат Сатиева
Ляззат Сатиева
ФОТО: архив пресс-службы

Геополитические и санкционные риски, рост инфляции, причем не только в Казахстане, но и во всем мире, большие изменения на внутреннем банковском рынке из-за ухода российских игроков – 2022 год оказался не самым простым для казахстанских БВУ. О том, как его прожил Евразийский банк, руководство фининститута рассказало на встрече с журналистами в Алматы.

Быстрорастущие показатели

Несмотря на всевозможных «чёрных лебедей» и «серых носорогов», 2022-й стал годом возможностей для финансового института: банк увеличил свою рыночную долю с 3,8% до 5,3% и на 1 января 2023 года поднялся на седьмое место на рынке по этому показателю. Активы выросли с 1,4 трлн тенге до 2,36 трлн тенге. «По темпам прироста мы стали одним из самых быстрорастущих банков в Казахстане в 2022 году», – прокомментировала цифры председатель правления Ляззат Сатиева. Быстро адаптироваться к волатильности рынка и активно кредитовать клиентов банку позволил значительный – на 75% – рост ликвидных активов.

Наталья Дружинина
Наталья Дружинина
ФОТО: архив пресс-службы

Консолидированная чистая прибыль выросла за год в шесть раз – до 83,3 млрд тенге. «Основной доход мы получили по двум статьям – чистый процентный доход, рост которого связан с приростом кредитного портфеля, и доход от операций с иностранной валютой, – пояснила заместитель председателя правления Наталья Дружинина. – Мы вошли в пятерку лидеров по чистой процентной марже. Это значит, что банк взвешенно подходил к расходованию капитала и имел умеренный аппетит к риску».

Капитал получит прибыль

По итогам года собственный капитал банка также показал рост – на 65%, до 197,3 млрд тенге. Как уточнила Наталья Дружинина, увеличение произошло только за счет чистой прибыли. В последний раз докапитализацию проводили в 2020 году: тогда, исполняя обязательства по программе повышения финансовой устойчивости, акционер внес 4 млрд тенге. Чистую прибыль, полученную по итогам 2022 года, – 83,2 млрд тенге – также направят в собственный капитал.

«Наши акционеры заинтересованы в дальнейшем росте банка, поэтому приняли такое решение», – пояснила Ляззат Сатиева. Она также отметила, что решение, выходить из программы финансовой устойчивости или нет (банк присоединился к ней в числе четырех участников в 2017 году), будет принято после того, как АРРФР утвердит окончательный вариант правил выплаты дивидендов банками, на балансе которых есть госпомощь. Пока регулятор дорабатывает этот проект.

Синергия розницы и корпората

Исторически Евразийский банк позиционировал себя универсальным финансовым институтом, но все же перевес в его бизнесе был в сторону розницы. Как известно, банк – номер один в автокредитовании и входит в топ-3 в товарном. Однако год назад руководство поставило перед собой амбициозную цель – достичь синергии двух блоков – корпоративного и розничного. В 2022 году база корпоративных клиентов удвоилась по сравнению с 2021 годом.

Результаты банка в кредитовании таковы. За 12 месяцев кредиты клиентам увеличились на 67% – с 635,3 млрд тенге до 1,06 трлн тенге. По кредитному портфелю фининститут занял седьмое место на рынке, его доля от общего «пирога» выросла с 3,6% до 4,8%. По кредитам корпоративному бизнесу банк занял шестое место (доля рынка – 3,5%), по кредитам МСБ – восьмое (доля рынка увеличилась с 2,4% до 3,3%).

ФОТО: архив пресс-службы

Как рассказала Ляззат Сатиева, малый и средний бизнес интересен банку в качестве клиентов. «Этот сегмент находится в поле внимания всех банков. Мы не исключение. Мы оказываем весь спектр услуг МСБ с точки зрения «операционки», естественно, кредитуем и планируем в ближайшее время выпускать новые продукты для МСБ», – пояснила председатель правления.

В банке сообщили, что по итогам 2022 года доля банка на рынке займов по покупке новых машин составила 48% рынка, однако уже в первом квартале 2023 года банк стал абсолютным лидером и с учетом кредитования подержанных авто. По POS-кредитованию – выдаче кредитов точках продаж – рыночная доля по итогам года составила 17%. Кроме того, рост показала и депозитная база: средства на депозитах и счетах клиентов увеличились на 70%, до 1,9 трлн тенге. По вкладам физических и юридических лиц банк занял пятое место на рынке по итогам года.

Что меняется вместе с ландшафтом

Уход из Казахстана двух российских игроков, оказавшихся под санкциями («дочку» Альфа-Банка купил БЦК, «дочку» Сбера – НУХ «Байтерек» – F), по словам Ляззат Сатиевой, «однозначно повлиял на весь банковский ландшафт». «Мы не скрываем, что часть новых клиентов появилась у нас за счет перетоков. Весной 2022 года мы видели свою ответственность не просто в том, чтобы привлекать клиентов, но и в том, чтобы помогать им: в какой-то момент они столкнулись с вопросом, где и как финансировать свой бизнес. Хорошо, что мы были готовы к этой ситуации, в том числе с точки зрения инфраструктуры. Безусловно, мы увеличили свою долю, но это была совместная работа с коллегами из тех банков, чтобы наш, казахстанский, бизнес максимально не пострадал», – сказала топ-менеджер.

Ибрагим Альтамиров
Ибрагим Альтамиров
ФОТО: архив пресс-службы

Заместитель председателя правления Ибрагим Альтамиров добавил, что несмотря на прирост портфеля в 2022 году, банку удалось ощутимо снизить уровень NPL: по состоянию на 1 января 2023 года – 5,69%, по состоянию на 1 марта он составил 4,96% «Для всех финансовых учреждений, для банков в первую очередь, особым вызовом в 2022 году стала правильная оценка рисков в условиях высокой неопределенности и управление риск-аппетитом. Считаем, что по итогам года мы с этой задачей справились. Об этом, помимо уровня NPL, говорят и такие показатели, как покрытие провизиями, то есть способность абсорбировать потенциальные убытки, и общая стоимость риска для банка. Итоговый результат этих действий – прибыль, полученная банком по итогам 2022 года», – поделился данными спикер.

Партнеры – это и есть экосистема

На встрече журналисты спросили, не планирует ли банк приобрести какой-нибудь стартап или сервис и создать собственную экосистему (среди банков сейчас это «модный» тренд).

Ляззат Сатиева ответила, что банк решил пойти другим путем. «У нас есть достаточно хорошее, «напиленное», говоря на сленге, решение. С его помощью мы можем интегрироваться в ту или иную готовую партнерскую  систему, можем сотрудничать с сайтами услуг, магазинами и т.д. Оно позволяет нам принимать быстрые решения о кредитовании. Создание отдельного маркетплейса или большой экосистемы под собственным зонтичным брендом – такое решение в определенном смысле оправданно, в определенном – нет. Мы решили идти по пути сотрудничества и партнерства с нашими клиентами. У нас более 30 тыс. партнеров, это и есть наша экосистема. И в принципе для того, чтобы зарабатывать, необязательно покупать какую-то компанию. Мы зарабатываем на сотрудничестве с нашими партнерами», – сказала в заключение глава Евразийского банка.

Лицензия № 1.2.68/242/40 от 3 февраля 2020 года, выданная Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить