«Кошелёк или жизнь»: казахстанцы не могут вывести сотни тысяч рублей из «Киви»

37515

Деньги «застряли» на рублёвых счетах лишившегося лицензии российского банка

Фото: © depositphotos.com/sharafmaksumov

Редакция Forbes.kz получила письмо от группы пользователей платежного сервиса «Киви Кошелек». Автор сообщения Анель Уразалиева рассказала, что она и другие держатели электронных кошельков – граждане Казахстана – «пострадали вследствие отзыва лицензии у российского Киви Банка»: казахстанцы не могут вывести средства со своих рублевых счетов и боятся, что очередь на получение денег до них так и не дойдет.

Стоп-сигнал: сколько денег «застряло»

Пострадавшие создали чат в Telegram. В нем 75 человек. Это физические лица и индивидуальные предприниматели. У многих из них в «Киви» «осело» от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей. У кого-то сумма совсем небольшая (например, 3 тыс. рублей), у кого-то близка к миллиону. Например, у Анель Уразалиевой, которая через свое казахстанское ИП занимается онлайн-ретейлом, в «Киви Кошельке» «заблокировано» 273 тыс. рублей.

Гулжан Еламанова из Астаны тоже бизнесвумен: она байер. В «Киви» у нее «застряло» около 1 млн рублей на нескольких электронных кошельках (согласно правилам «Киви», у одного пользователя не может быть больше шести кошельков). Предпринимательница поясняет, что выбрала именно этот сервис для расчетов, потому что он был удобен для перевода из рублей в тенге, давал хороший курс и возможность быстрого вывода средств.

«Всё было нормально примерно до января этого года. А с января начали снижать лимиты на вывод средств из рублей в тенге (напрямую вывести рубли на карты невозможно, сначала нужно сделать конвертацию в тенге). То есть я уже тогда не могла ничего сделать с суммой в рублях: нужно было ждать следующего календарного месяца, а там опять маленький лимит [на вывод], и получался замкнутый круг», – рассказывает Гулжан. По ее словам, еще до отзыва лицензии у банка один из ее кошельков заблокировали без объяснения причин (это допускается по условиям оферты). Пользователь отправила в «Киви» все необходимые нотариально заверенные документы для решения проблемы, но кошелек так и не разблокировали.

Казахстанец Артем Морозов работает в call-центре российской компании: на «Киви Кошелек» он получает заработную плату. На счете у него осталось почти 59 тыс. рублей. Артем не единственный из чата пострадавших, кто получает на «Киви» вознаграждение за свой труд. Кто-то написал, что, находясь в декрете, подрабатывает, кто-то – что копит деньги с фриланса и стримингов. Одна из участниц рассказала, что выполняет заказы через интернет. В кошельке у нее накопилось более 133 тыс. рублей. «В конце месяца планировала перевести их в казахстанский банк, но не успела даже конвертировать рубли в тенге. Пришлось влезть в долги, чтобы оплатить кредит и купить продукты», – написала она, уточнив, что ее «Киви Кошелек» имеет статус «профессиональный».

Сложная ситуация

21 февраля Банк России отозвал банковскую лицензию Киви Банка за нарушение фининститутом законодательства о деятельности банков и об отмывании доходов и за многочисленные факты открытия «Киви Кошельков» на физлиц без их ведома. Сейчас в финансовом институте работает временная администрация – российское Агентство по страхованию вкладов (АСВ), с 29 февраля оно через банк-агента – ПАО «Банк Уралсиб» – выплачивает вкладчикам страховое возмещение, которое оценено в 4,4 млрд рублей при сумме обязательств Киви Банка в 12,2 млрд рублей. На 25 марта выплачено 82,74%.

Для казахстанцев, держащих «Киви Кошельки» в рублях, сложность ситуации заключается в том, что их счета не застрахованы в АСВ. «Денежные средства в «Киви Кошельках» являются электронными средствами платежа и по Федеральному закону № 177 страхованию не подлежат. Все владельцы «Киви Кошельков» с балансом в рублях являются кредиторами третьей очереди при ликвидации «Киви Банка», поясняется в сообщении казахстанского «Киви», которое компания опубликовала на своем сайте 23 февраля.

Пользователи же возмущены: «Мы, граждане Казахстана, открывали кошелек по удостоверению личности через АО «Казпочта», не по паспорту, соответственно, всё должно решаться в рамках закона РК», – считает Анель Уразалиева, о чем она написала в письме-обращении в редакцию.

Владельцы «Киви Кошельков» говорят, что обращались и к казахстанским регуляторам, и в «Киви», и в АСВ. «В АСВ мне ответили, чтобы я подавал требование как кредитор третьей очереди. В технической поддержке Киви Банка обещали во всем разобраться. Звонил в Нацбанк Казахстана как гражданин РК, там мне сказали, что помочь с «Киви» не могут», – рассказывает Артем Морозов. Анель Уразалиева говорит, что подавала электронное обращение в Нацбанк через сервис eOtinish спустя пару-тройку дней после отзыва лицензии у Киви Банка, но ответ не получила.

Интерфейс – один, «табачок» – врозь

Forbes.kz обратился за разъяснениями в Нацбанк, в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка и в «Киви Казахстан».

В «Киви Казахстан» дали такой ответ: «Казахстанцы не открывали никаких кошельков в Казпочте, кошельки с балансом в рублях изначально открывались в АО «Киви Банк». Чтобы пользоваться кошельком полноценно, его владельцу нужно было пройти идентификацию через Казпочту. Казпочта при обращении таких пользователей собирала документы, необходимые для идентификации, и отправляла их в Киви Банк, после чего кошелек пользователя становился идентифицированным».

Киви Банк и ТОО «Qiwi Kazakhstan» («Киви Казахстан») являются разными юридическими лицами и функционируют в контурах двух разных стран – РФ и Казахстана, подчеркивают в «Киви Казахстан». В 2023-2024 годах «Киви» разделила бизнес на российский (АО «Киви», сюда вошли Киви Банк и «Киви Кошелек») и международный (Qiwi Plc., к которому отнесли «Киви Казахстан»). «Несмотря на общий интерфейс, кошельки с балансом в рублях находятся в юрисдикции России, операции по ним проходили через Киви Банк», – говорится в ответе «Киви Казахстан» на запрос редакции. Вместе с тем, заметим, ТОО «Qiwi Kazakhstan» остается оператором системы электронных денег «Киви Кошелек» в Казахстане, через него физлица могут пользоваться «Киви Кошельками» в тенге.

В АРРФР на запрос Forbes.kz ответили, что по законодательству организация и регулирование платежей, переводов денег, платежных систем и рынка платежных услуг, госконтроль и надзор за рынком платежных услуг, надзор за платежными системами входят в компетенцию Национального банка Казахстана. Учитывая это, в агентстве считают «необходимым получить позицию НБРК». И уверяют, что не получали «обращения граждан, у которых остались средства на счетах в Киви Банке».

В Нацбанке на момент выхода публикации комментарий не предоставили.

UPD. Комментарий Нацбанка редакция получила только 29 марта. В нем говорится следующее: ТОО «Qiwi Kazakhstan» зарегистрировано в Казахстане, имеет статус платежной организации, прошедшей учетную регистрацию в Национальном банке Казахстана, и в этом качестве оказывает платежные услуги в национальной валюте – тенге. Сервис по обслуживанию электронных кошельков с балансом в рублях к казахстанскому «Киви» не относится. «При открытии электронного кошелька с балансом в рублях клиенты организации приняли публичную оферту, согласно которой стали клиентами АО «Киви Банк». Сервис этого банка не подпадает под юрисдикцию Республики Казахстан. Киви Банк – резидент Российской Федерации и осуществлял свою деятельность в соответствии с законодательством России», – говорится в ответе НБРК.

В Нацбанке отметили, что Киви Банк являлся партнером ТОО «Qiwi Kazakhstan», клиенты ТОО «Qiwi Kazakhstan» имели возможность осуществлять платежи в пользу различных бизнес-партнеров АО «Киви Банк». И поскольку Киви Банк как юрлицо зарегистрирован в России, то порядок выплат остатков с электронных кошельков с балансом в рублях будет осуществляться в соответствии с законодательством России. «При этом НБРК внимательно отслеживает сложившуюся ситуацию и особое внимание уделяет защите прав казахстанских потребителей платежных услуг», – заявили в пресс-службе.

В НБРК также сообщили, что через Казпочту электронные кошельки не открываются. «Через Казпочту происходит идентификация держателя электронного кошелька для снятия ограничений на переводы на сумму, хранимую на электронном кошельке, с учетом установленного режима функционирования электронного кошелька и статуса держателя, предусмотренных Законом РК «О платежах и платежных системах», – говорится в ответе. – При этом информация о клиенте, зафиксированная Казпочтой, передавалась «Киви Казахстан» в Киви Банк с учетом требований законодательства РК о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при открытии клиентом электронного кошелька с балансом в рублях на основании принятия публичной оферты».

Когда появится решение?

В «Киви Казахстан» также сообщили, что некоторые пользователи обращались в компанию. «Мы, к нашему сожалению, не могли и не можем сейчас (до финализации решения вопроса с АСВ) помочь им в силу того, что рублевые кошельки находятся в российской юрисдикции. Мы не можем влиять ни на Киви Банк, который являлся эмитентом и оператором кошельков с балансом в рублях, долларах и евро, ни на АСВ, которое выполняет роль временной администрации Киви Банка», – пояснили в пресс-службе казахстанского «Киви».

«Финализация решения вопроса с АСВ» – речь идет о том, что «Киви Казахстан» обратился к российскому агентству «с намерением выплатить казахстанским гражданам деньги, которые находятся на заблокированных кошельках с балансом в рублях, долларах и евро». Как говорится в пресс-релизе от 14 марта, стороны начали «процесс проработки схемы возврата средств», причем предполагается «упрощенный и адаптированный под юрисдикцию Казахстана» формат. На уточняющий вопрос Forbes.kz, каким именно образом «Киви Казахстан» предполагает вернуть средства казахстанцам с учетом того, что владельцы «Киви Кошельков» в рублях являются кредиторами третьей очереди при ликвидации Киви Банка, в компании ответили просто: «Переговоры только начались».

Добавим, что 14 марта Банк России направил в Арбитражный суд Москвы заявление о принудительной ликвидации Киви Банка. На пресс-конференции 22 марта председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина сообщила: банк имеет профицит средств свыше 28 миллиардов рублей. «Мы исходим из того, что все имеющиеся обязательства будут исполнены», – заключила она.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить