Forte: в приоритете – стабильность и прозрачность казахстанского бизнеса

12554

С 2022 года казахстанские банки сталкиваются с ограничениями в международных операциях, которые могут затрагивать интересы клиентов. Сложности связаны с санкциями в отношении отдельных граждан и организаций России и Беларуси

Биржан Нажмиденов
Биржан Нажмиденов
ФОТО: личный архив

Безопасность финансовых операций в этих условиях становится приоритетом для всех банков. Главная роль в обеспечении безопасности денег клиентов отводится комплаенс-службам банков, которые ответственны за финансовый мониторинг, а также контроль и проверку операций клиентов. О том, как банки справляются со сложностями, каковы принципы работы комплаенс-службы и как Forte обеспечивает безопасность своих клиентов и свою собственную в условиях санкционной реальности, рассказал главный комплаенс-контролер банка Биржан Нажмиденов.

Многие казахстанские предприниматели жалуются на банки, ссылаясь на препятствия в развитии трансграничного бизнеса. Какие могут быть последствия для клиентов, если они работают с банками, товарами или партнерами, включенными в санкционные списки либо если в структуре сделок или операций есть что-то, связанное с санкциями?

Если рассматривать с точки зрения клиента, то такие действия могут оказать негативное влияние на его репутацию и нанести ущерб бизнесу – его активы могут заморозить либо наложить штрафы, партнеры могут разорвать с ним отношения. Никто из предпринимателей не хочет таких серьезных последствий для своего бизнеса.

Поэтому наша задача – позаботиться о клиенте и его активах путем надлежащей проверки как самого клиента, так и его контрагентов, его операций, чтобы предотвратить какие-либо нарушения, тем более наложение санкций. Эта работа нужна для безопасности наших клиентов и нашего банка от вероятных негативных последствий, поскольку мы предоставляем услуги нашим клиентам в рамках законодательства и собственных обязательств, избегая рисков и нарушений.

Последствия могут быть не только для клиентов, но и для нас. Если бы клиенты продолжали работать с банками, товарами или партнерами, которые включены в санкционные списки, а мы как обслуживающий этих клиентов банк проводили запрещенные операции, то к нам тоже возникли бы вопросы со стороны банков-корреспондентов. В частности, они бы инициировали расследования по проводимым операциям и установили бы ограничения в обслуживании корреспондентских счетов.

Как клиент может проверить наличие санкций на банк, контрагента или товар? Как правильно пользоваться ресурсами для этой проверки? На каких ресурсах проверяются данные по санкционным спискам?

Мы активно используем подписки на платные и непубличные ресурсы с расширенным поиском, которые помогают эффективно контролировать операции и своевременно реагировать на изменения в санкционных списках. Важно быть внимательным и проактивным в этой работе, чтобы избежать возможных нарушений. Это позволяет нам поддерживать максимальную безопасность операций.

Для самостоятельной проверки наличия санкций к банку, контрагенту или товару клиенты могут воспользоваться официальными ресурсами Управления по контролю за иностранными активами — подразделения Министерства финансов США и Европейской комиссии, где можно получить наиболее актуальные данные. Казахстанский ресурс для проверки запрещенных для экспорта и импорта товаров – traderadar.kz. Однако следует учесть, что в связи с постоянно меняющейся ситуацией проверка должна осуществляться регулярно. Списки санкционных товаров, в том числе списки товаров двойного назначения, также могут меняться.

Какие ограничения существуют для нерезидентов и граждан иных государств?

– В соответствии с нашей внутренней политикой мы открываем и обслуживаем счета иностранным гражданам только в случае, если они работают, учатся или лечатся в Казахстане. Поэтому мы просим предоставлять документы, подтверждающие их экономическое присутствие на территории Казахстана – это может быть трудовой договор или договор с вузом. Однако для резидентов некоторых стран могут быть инициированы дополнительные проверки. Например, мы не открываем счета из-за ограничений, связанных с санкциями, гражданам Мьянмы (Бирма), Ирана и Северной Кореи.

Для перевода денег в Россию мы предоставляем клиентам услуги «Золотая Корона» и переводы посредством SWIFT. Например, «Золотая Корона» предусматривает максимальную сумму перевода 600 тысяч  российских рублей в месяц. Что касается SWIFT, ограничений по сумме перевода нет, но санкции в отношении страны-получателя могут повлиять на проведение операции.

Мы наблюдаем, как некоторые казахстанские банки свободно открывают счета и карты иностранным гражданам. Не секрет, что коллеги хорошо зарабатывают на таких клиентах. Однако мы сознательно отказались от такой возможности, решив не рисковать, поскольку мы в первую очередь казахстанский банк, обслуживающий граждан Казахстана или иностранцев, связанных с Казахстаном бизнесом, работой или учебой.

Какие изменения были введены в связи с санкциями в обслуживании МСБ и корпоративного бизнеса?

– Во-первых, мы проводим надлежащую проверку клиентов в соответствии с требованиями законодательства, собственных систем управления рисками и внутреннего контроля. Проверка помогает оценить возможные риски, связанные с деловыми отношениями с клиентом в контексте ограничений и запретов, установленных местным законодательством, актами иностранных государств и международных организаций, которые могут оказать влияние на деятельность банка.

Во-вторых, мы проводим углубленный анализ финансовых операций клиентов и строго соблюдаем обязательства перед банками-корреспондентами, международные стандарты и ограничения, связанные с санкциями. Отказы в исполнении происходят только в случае наличия веских причин, в первую очередь – фактора санкций. Банк стремится минимизировать риски и соблюдать собственные обязательства и требования законодательства, поэтому мы можем отказать в исполнении определенных операций.

Например, регистрация валютных контрактов требует полной и достоверной информации, чтобы обеспечить соответствие всем требованиям и ограничениям, связанным с санкциями. Некоторые документы могут обновляться со временем, и их актуальность должна подтверждаться клиентами для обеспечения безопасности финансовых операций. В этом отношении можно выделить транзитные валютные контракты – их рассмотрение зависит от каждого конкретного случая, предмета договора, деятельности клиента, т. е. его профиля. Многосторонние договоры на экспорт или импорт требуют серьезного анализа, особенно если в них участвуют стороны из стран, находящихся под санкциями. Единого перечня или стандартов по транзитным валютным контрактам не существует, и каждый из них рассматривается индивидуально.

Бывают случаи, когда в обширном списке перевозимых товаров присутствует один санкционный товар. И тогда банк отказывает в оплате транспортного контракта полностью. Такой отказ обусловлен необходимостью соблюдения санкций. Банк не может разделить оплату на санкционные и несанкционные товары, и предотвращает оплату за санкционный товар для соблюдения обязательств.

Нередки случаи, когда на момент принятия контракта стороны и товар не находились под санкциями, но позже оказались под ограничениями. Важно понимать, что санкционные списки динамичны, и поэтому даже уже принятые ранее договоры могут стать препятствием для проведения платежей. В таких ситуациях мы предлагаем нашим клиентам избегать нарушений и сохранить доверие партнеров. Мы всегда советуем нашим клиентам тщательно анализировать риски и осуществлять контроль операций на всех этапах во избежание подобных ситуаций.

Контроль данных на разных этапах операций – это неотъемлемая часть обеспечения безопасности, поскольку проверка данных несколько раз позволяет нам минимизировать риски и гарантировать, что наши операции полностью соответствуют требованиям. Все эти действия служат как превентивная мера, помогающая избежать заморозки активов клиента банками-корреспондентами.

Со своей стороны мы существенно увеличили число специалистов по комплаенсу и активно инвестируем в автоматизацию сервисов. Безусловно, мы уделяем серьезное внимание обучению наших сотрудников. Все эти меры предпринимаются для максимального снижения негативного влияния проверок на операции клиентов.

Надеюсь, мои разъяснения помогли понять сложности и оценить масштабы ответственности, которые несут комплаенс-службы казахстанских банков. Резюмируя, хочу подчеркнуть, что соблюдение санкций и ограничений требует внимательного анализа каждой ситуации. Ведь работа в условиях санкций представляет сложную задачу, которую банки решают с учетом строгого соблюдения законодательства, международных стандартов и политики конфиденциальности. Сотрудничество клиентов и банка в обеспечении безопасных и законных финансовых операций играет решающую роль в поддержании прозрачности и стабильности казахстанского бизнеса.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить