Forte: в приоритете – стабильность и прозрачность казахстанского бизнеса
С 2022 года казахстанские банки сталкиваются с ограничениями в международных операциях, которые могут затрагивать интересы клиентов. Сложности связаны с санкциями в отношении отдельных граждан и организаций России и Беларуси
Безопасность финансовых операций в этих условиях становится приоритетом для всех банков. Главная роль в обеспечении безопасности денег клиентов отводится комплаенс-службам банков, которые ответственны за финансовый мониторинг, а также контроль и проверку операций клиентов. О том, как банки справляются со сложностями, каковы принципы работы комплаенс-службы и как Forte обеспечивает безопасность своих клиентов и свою собственную в условиях санкционной реальности, рассказал главный комплаенс-контролер банка Биржан Нажмиденов.
Многие казахстанские предприниматели жалуются на банки, ссылаясь на препятствия в развитии трансграничного бизнеса. Какие могут быть последствия для клиентов, если они работают с банками, товарами или партнерами, включенными в санкционные списки либо если в структуре сделок или операций есть что-то, связанное с санкциями?
– Если рассматривать с точки зрения клиента, то такие действия могут оказать негативное влияние на его репутацию и нанести ущерб бизнесу – его активы могут заморозить либо наложить штрафы, партнеры могут разорвать с ним отношения. Никто из предпринимателей не хочет таких серьезных последствий для своего бизнеса.
Поэтому наша задача – позаботиться о клиенте и его активах путем надлежащей проверки как самого клиента, так и его контрагентов, его операций, чтобы предотвратить какие-либо нарушения, тем более наложение санкций. Эта работа нужна для безопасности наших клиентов и нашего банка от вероятных негативных последствий, поскольку мы предоставляем услуги нашим клиентам в рамках законодательства и собственных обязательств, избегая рисков и нарушений.
Последствия могут быть не только для клиентов, но и для нас. Если бы клиенты продолжали работать с банками, товарами или партнерами, которые включены в санкционные списки, а мы как обслуживающий этих клиентов банк проводили запрещенные операции, то к нам тоже возникли бы вопросы со стороны банков-корреспондентов. В частности, они бы инициировали расследования по проводимым операциям и установили бы ограничения в обслуживании корреспондентских счетов.
Как клиент может проверить наличие санкций на банк, контрагента или товар? Как правильно пользоваться ресурсами для этой проверки? На каких ресурсах проверяются данные по санкционным спискам?
– Мы активно используем подписки на платные и непубличные ресурсы с расширенным поиском, которые помогают эффективно контролировать операции и своевременно реагировать на изменения в санкционных списках. Важно быть внимательным и проактивным в этой работе, чтобы избежать возможных нарушений. Это позволяет нам поддерживать максимальную безопасность операций.
Для самостоятельной проверки наличия санкций к банку, контрагенту или товару клиенты могут воспользоваться официальными ресурсами Управления по контролю за иностранными активами — подразделения Министерства финансов США и Европейской комиссии, где можно получить наиболее актуальные данные. Казахстанский ресурс для проверки запрещенных для экспорта и импорта товаров – traderadar.kz. Однако следует учесть, что в связи с постоянно меняющейся ситуацией проверка должна осуществляться регулярно. Списки санкционных товаров, в том числе списки товаров двойного назначения, также могут меняться.
Какие ограничения существуют для нерезидентов и граждан иных государств?
– В соответствии с нашей внутренней политикой мы открываем и обслуживаем счета иностранным гражданам только в случае, если они работают, учатся или лечатся в Казахстане. Поэтому мы просим предоставлять документы, подтверждающие их экономическое присутствие на территории Казахстана – это может быть трудовой договор или договор с вузом. Однако для резидентов некоторых стран могут быть инициированы дополнительные проверки. Например, мы не открываем счета из-за ограничений, связанных с санкциями, гражданам Мьянмы (Бирма), Ирана и Северной Кореи.
Для перевода денег в Россию мы предоставляем клиентам услуги «Золотая Корона» и переводы посредством SWIFT. Например, «Золотая Корона» предусматривает максимальную сумму перевода 600 тысяч российских рублей в месяц. Что касается SWIFT, ограничений по сумме перевода нет, но санкции в отношении страны-получателя могут повлиять на проведение операции.
Мы наблюдаем, как некоторые казахстанские банки свободно открывают счета и карты иностранным гражданам. Не секрет, что коллеги хорошо зарабатывают на таких клиентах. Однако мы сознательно отказались от такой возможности, решив не рисковать, поскольку мы в первую очередь казахстанский банк, обслуживающий граждан Казахстана или иностранцев, связанных с Казахстаном бизнесом, работой или учебой.
Какие изменения были введены в связи с санкциями в обслуживании МСБ и корпоративного бизнеса?
– Во-первых, мы проводим надлежащую проверку клиентов в соответствии с требованиями законодательства, собственных систем управления рисками и внутреннего контроля. Проверка помогает оценить возможные риски, связанные с деловыми отношениями с клиентом в контексте ограничений и запретов, установленных местным законодательством, актами иностранных государств и международных организаций, которые могут оказать влияние на деятельность банка.
ForteBank показывает беспрецедентные темпы роста
Forte растёт беспрецедентными темпами. Об этом рассказал председатель правл... →
Во-вторых, мы проводим углубленный анализ финансовых операций клиентов и строго соблюдаем обязательства перед банками-корреспондентами, международные стандарты и ограничения, связанные с санкциями. Отказы в исполнении происходят только в случае наличия веских причин, в первую очередь – фактора санкций. Банк стремится минимизировать риски и соблюдать собственные обязательства и требования законодательства, поэтому мы можем отказать в исполнении определенных операций.
Например, регистрация валютных контрактов требует полной и достоверной информации, чтобы обеспечить соответствие всем требованиям и ограничениям, связанным с санкциями. Некоторые документы могут обновляться со временем, и их актуальность должна подтверждаться клиентами для обеспечения безопасности финансовых операций. В этом отношении можно выделить транзитные валютные контракты – их рассмотрение зависит от каждого конкретного случая, предмета договора, деятельности клиента, т. е. его профиля. Многосторонние договоры на экспорт или импорт требуют серьезного анализа, особенно если в них участвуют стороны из стран, находящихся под санкциями. Единого перечня или стандартов по транзитным валютным контрактам не существует, и каждый из них рассматривается индивидуально.
Бывают случаи, когда в обширном списке перевозимых товаров присутствует один санкционный товар. И тогда банк отказывает в оплате транспортного контракта полностью. Такой отказ обусловлен необходимостью соблюдения санкций. Банк не может разделить оплату на санкционные и несанкционные товары, и предотвращает оплату за санкционный товар для соблюдения обязательств.
Нередки случаи, когда на момент принятия контракта стороны и товар не находились под санкциями, но позже оказались под ограничениями. Важно понимать, что санкционные списки динамичны, и поэтому даже уже принятые ранее договоры могут стать препятствием для проведения платежей. В таких ситуациях мы предлагаем нашим клиентам избегать нарушений и сохранить доверие партнеров. Мы всегда советуем нашим клиентам тщательно анализировать риски и осуществлять контроль операций на всех этапах во избежание подобных ситуаций.
Контроль данных на разных этапах операций – это неотъемлемая часть обеспечения безопасности, поскольку проверка данных несколько раз позволяет нам минимизировать риски и гарантировать, что наши операции полностью соответствуют требованиям. Все эти действия служат как превентивная мера, помогающая избежать заморозки активов клиента банками-корреспондентами.
Со своей стороны мы существенно увеличили число специалистов по комплаенсу и активно инвестируем в автоматизацию сервисов. Безусловно, мы уделяем серьезное внимание обучению наших сотрудников. Все эти меры предпринимаются для максимального снижения негативного влияния проверок на операции клиентов.
Надеюсь, мои разъяснения помогли понять сложности и оценить масштабы ответственности, которые несут комплаенс-службы казахстанских банков. Резюмируя, хочу подчеркнуть, что соблюдение санкций и ограничений требует внимательного анализа каждой ситуации. Ведь работа в условиях санкций представляет сложную задачу, которую банки решают с учетом строгого соблюдения законодательства, международных стандартов и политики конфиденциальности. Сотрудничество клиентов и банка в обеспечении безопасных и законных финансовых операций играет решающую роль в поддержании прозрачности и стабильности казахстанского бизнеса.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram