Почему нефть не дорожает

4739

Несмотря на усилия ОПЕК+ и напряженность на Ближнем Востоке

Фото: pixabay.com

Цены на нефть не растут, хотя, казалось бы, для этого есть все предпосылки. Конфликт Израиля и ХАМАС, в который могут быть втянуты Иран и «Хезболла», обстрелы судов в Суэцком канале и пересыхание Панамского, слаженные действия нефтедобывающих стран по ограничению поставок — все эти традиционно «бычьи» факторы рынок просто игнорирует. Почему так происходит и можно ли ожидать роста нефтяных цен в обозримом будущем — разбирался Forbes.

Фьючерсы на эталонный сорт Brent на бирже ICE с ноября держатся на уровне ниже $85 за баррель, а в наступившем году — ниже $80 за баррель.

 

«Бычьи» факторы

В конце ноября прошлого года ОПЕК+ объявил о добровольных сокращениях добычи нефти на I квартал 2024 года в размере 2,2 млн баррелей в сутки. Саудовская Аравия подтвердила продление сокращения на 1 млн баррелей в сутки, Россия обязалась сократить добычу на 0,5 млн баррелей в сутки. Остальное приходится на Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Казахстан, Алжир и Оман. Хотя рынок не отреагировал на это объявление, члены альянса подтвердили в начале 2024 года свою приверженность единству, сплоченности и продолжению усилий по поддержанию стабильности на рынке нефти.

Другим фактором роста могли бы послужить атаки йеменских хуситов на торговый флот в Красном море, что вынудило многие компании направить свои суда в обход Африки. С 19 ноября по 9 января хуситы совершили 26 нападений на гражданские суда, сообщило Центральное командование Вооруженных сил США. В последней, самой крупной, атаке 9 января участвовали 18 дронов, две противокорабельные крылатые ракеты и одна противокорабельная баллистическая ракета, которые были сбиты авианосной группой США и британским эсминцем. Они входят в состав многонациональных военно-морских сил, которые защищают торговое судоходство в южной части Красного моря вблизи побережья Йемена.

«Бычьими» факторами могли бы стать объявление Национальной нефтяной корпорацией Ливии форс-мажора из-за блокирования протестующими крупнейшего в стране месторождения Шарара мощностью 300 тыс. баррелей в сутки, а также сильная засуха, которая привела к обмелению одного из основных мировых торговых маршрутов — Панамского канала.

«Медвежьи» факторы

Цены на нефть не поднимаются под влиянием целого комплекса взаимосвязанных между собой факторов, сказал Forbes независимый аналитик Леонид Хазанов. Например, сезонное снижение стоимости нефти из-за сокращения ее закупок нефтеперерабатывающими заводами в США и Европейском союзе, которые в это время останавливаются на плановый ремонт.

Кроме того, нефти просто много. «На мировой рынок поступает нефть из Венесуэлы, в отношении которой США в прошлом году смягчили санкции, и из Ирана, хотя для него санкционный режим сохраняется», — говорит Хазанов. После ослабления санкций США в октябре прошлого года Венесуэла увеличила экспорт нефти на 12% по сравнению с предыдущим годом, до почти 700 тыс. баррелей в сутки, согласно документам, на которые ссылается Reuters. По данным ОПЕК, Иран также наращивает добычу нефти. В последнем декабрьском бюллетене ОПЕК говорилось, что Иран в ноябре 2023 года добывал 3,128 млн баррелей в сутки по сравнению с 2,554 млн баррелей в сутки в среднем за 2022 год.

Рост добычи нефти за пределами ОПЕК+, в первую очередь в США, говорит в пользу перспектив возникновения довольно серьезного профицита нефти, полагает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Управление энергетической информации (EIA) Минэнерго США сообщило, что страна установила рекорд по добыче нефти уже в сентябре — 13,25 млн баррелей в сутки. В октябре добыча практически не изменилась. Более поздние официальные данные пока не опубликованы, хотя управление и спрогнозировало, что добыча в США в 2024 году сохранится на уровне 13,2 млн баррелей в сутки. Бразилия, по данным Kpler, в минувшем году нарастила добычу нефти по сравнению с 2022 годом на 400 тыс. баррелей в сутки, до 3,6 млн баррелей в сутки.

Митрахович также напоминает, что внутри ОПЕК+ есть страны, которые не согласны с проводимой организацией политикой ограничений, в частности Ангола, которая из-за этого намеревается выйти из организации. «Прецедент Анголы, возможно, будет распространен на какие-то другие страны типа Нигерии», — считает эксперт.

Еще один «медвежий» фактор — стагнирующий спрос. «То, что цены держатся в текущем диапазоне, связано с макроэкономикой, — уверен Громов из Института энергетики и финансов. — Одновременно идет просадка экономики США и ЕС и пробуксовывание экономики Китая, что влияет на объемы нефтяного потребления. Дефицита на рынке нет, цены колеблются с тенденцией к некоторому снижению. Как долго это продлится, будет зависеть от экономической активности стран в I квартале этого года. Если спрос на нефть увеличится, то, возможно, и цены на нефть поползут вверх вслед за ростом мировой экономики. Если нет, то цены останутся на прежних уровнях, а все растущие издержки в части перевозок, связанные с геополитическими и санкционными факторами, будут брать на себя поставщики».

Влияние Ближнего Востока пока нейтрально

Независимый эксперт Алексей Кокин полагает, что атаки хуситов в Красном море не должны сильно повлиять на нефтяной транзит через Суэцкий канал, который резко вырос в 2022 году за счет грузов из России, направлявшихся в Индию. «Танкеры хуситы, по идее, не должны трогать», — говорит Кокин. Это подтверждает и анализ, проведенный Reuters, согласно которому хуситы практически не атаковали перевозящие нефть суда. «В результате атак резко увеличилась стоимость фрахта и страховок, но влияние на нефтяные потоки оказалось меньшим, чем ожидалось, поскольку грузоотправители продолжили использование ключевого маршрута между Востоком и Западом», — пишет агентство.

«Ближневосточные конфликты идут своим чередом. Если нет какой-то масштабной войны с прямым участием Ирана, то ожидать, что ближневосточные риски превратятся в такие, которые погонят цену вверх, тоже не приходится», — полагает Митрахович из Финансового университета.

Пересохший Панамский канал на самом деле лишь привел к изменению маршрутов транспортировки нефтеналивных грузов, не более того, сказал Forbes главный директор по энергетическому направлению исследовательского центра «Институт энергетики и финансов» Алексей Громов. «Та же история с атаками хуситов в Красном море, — считает он. — Транспорт переориентировался в обход Африки. Это стоит дороже с точки зрения фрахта судов, но с учетом того, что на рынке нет ажиотажного спроса на нефть, все эти затраты берут на себя грузоотправители, поскольку рынок не хочет покупать нефть по более высоким ценам».

Саудиты снизили отпускные цены

«Еще одним косвенным свидетельством того, что сейчас у нас рынок не продавца, а покупателя, стало снижение Саудовской Аравией цен для всех покупателей», — считает Громов.

Нефтяная держава снизила февральские отпускные цены на сырую нефть на $2 за баррель для всех регионов — Азии, Северо-Западной Европы и Средиземноморья, а также для США, сообщает Reuters со ссылкой на заявление государственной компании Saudi Aramco. Разница варьируется в зависимости от того, к какому региональному эталонному показателю цена привязывается.

Для азиатских потребителей премия за основной экспортный сорт Arab Light к эталонной для региона корзине Oman/Dubai уменьшена на $2, до $1,5 за баррель, что является самым низким уровнем за 27 месяцев, сообщает агентство со ссылкой на заявление компании. Для Северо-Западной Европы премия Arab Light снижена до $0,9 за баррель к эталонному сорту Brent. Для США февральская премия на Arab Light снижена до $5,15 за баррель к индексу американской сернистой нефти ASCI (Argus Sour Crude Index). «Участники рынка не уверены, что сокращения предложения будет достаточно, чтобы остановить наращивание мировых запасов нефти и вызвать рост цен», — пишет Reuters, комментируя действия Саудовской Аравии.

Митрахович из Финансового университета полагает, что если цены на нефть продолжат снижение, то у Саудовской Аравии и ее партнеров по по ОПЕК+ не останется иного выхода, кроме как в ближайшие один-два месяца договариваться о новых сокращениях. «Чтобы партнеры по ОПЕК+ были более лояльны к предложению по сокращению добычи, Саудовская Аравия снижает цены на свою нефть. Это призвано показать, что если не удастся договориться, то всех ждет сценарий какой-то версии ценовой войны, а Саудовская Аравия к ней готова: может и цены снизить, и добычу увеличить», — говорит Митрахович.

Риск эскалации на Ближнем Востоке все же не исключен

EIA прогнозирует, что средняя цена на Brent в нынешнем году будет примерно соответствовать средней цене в 2023 году —$82 за баррель. Аналитики агентства ожидают, что глобальные спрос и предложение нефти будут «относительно сбалансированы», однако добавляют, что возможная эскалация конфликта на Ближнем Востоке увеличивает риск срыва поставок. Это может привести к более высоким и нестабильным ценам.

К аналогичным выводам приходит и Всемирный банк в своем январском отчете. Если конфликт на Ближнем Востоке не будет обостряться, то средние цены на нефть в 2024 году снизятся до $81 за баррель из-за замедления экономической активности в мире и в Китае в первую очередь, говорится в документе. Однако эскалация конфликта на Ближнем Востоке представляет собой серьезный риск перебоев с поставками и роста цен на нефть. В этом случае нефтяные цены могут вырасти на 30% уже в I квартале 2024 года и на 20% процентов в среднем в 2024 году, полагают аналитики Всемирного банка.

Алекс Будрис

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить