Тулемис Шотанов: Qazaq Oil больше, чем просто АЗС

18115

Компания PetroRetail продолжает модернизацию сети АЗС под брендом QazaqOil в условиях меняющего рынка нефтепродуктов. О том какие изменения ждут рынок рассказал генеральный директор компании Тулемис Шотанов

ФОТО: архив пресс-службы

На благо экономики

Тулемис Садыкович, сразу после покупки сети АЗС «КазМунайГаз» ваша компания начала ребрендинг станций. Сколько АЗС уже работают под вывеской Qazaq Oil?

- Я все-таки предпочитаю слово модернизация, поскольку ребрендинг в классическом понимании - одна из разновидностей ренейминга, а у нас происходят довольно серьезные изменения. На АЗС, наверное, только земельный участок остается, а все остальное мы меняем.

Мы начали этот процесс в 2020 году. С тех пор модернизировано большинство собственных АЗС. Осталось еще 98 - завершим до конца 2025 года. Плюс мы построили 6 АЗС по трассе Западная Европа – Западный Китай с нуля. Кроме того, у нас активно развивается наша франчайзинговая программа DODO – по ней открыто 17 АЗС. Таким образом под брендом Qazaq Oil сегодня действуют 240 станций.

Видит ли компания потенциал по наращиванию количества своих заправок?

- В первую очередь, главное для нас - повышать качество предоставляемых услуг, качество наших продуктов, создавать новые сервисы, внедрять цифровизацию и новые технологии — быть на одной волне с нашими клиентами. Мы хотим, чтобы точки Qazaq Oil были местом, куда всегда приятно возвращаться, где отличная еда, хорошее обслуживание, приветливый персонал. Что касается количества АЗС, то все зависит от ситуации на рынке.

Сколько было инвестировано в развитие сети с момента ее приобретения?

- На сегодняшний день компания инвестировала в модернизацию 51,6 млрд тенге. Это очень серьезная цифра, и она является ярким примером, когда такие значительные инвестиции были направлены на модернизацию объектов в частном секторе. 

Эти деньги работают на экономику Казахстана. Да, некоторые вещи у нас импортные, например, заправочные колонки из Германии. Но строительно-монтажные работы, асфальто-бетонное покрытие, многие виды комплектующих — все это поставили наши отечественные товаропроизводители.

Мы это делаем, чтобы наш потребитель поверил, что в Казахстане можно проводить успешные преобразования, глубокую трансформацию по западным стандартам. Этим мы хотим внести свой вклад в развитие экономики Казахстана.

Маржинальность топливного рынка

В апреле 2023 года в стране произошло очередное повышение предельных розничных цен на бензин и дизтопливо. Как это отразилось на ваших продажах?

- Почему в Казахстане периодически возникал дефицит дизельного топлива? Потому что у нас был очень значительный диспаритет цен с соседними странами. Если ранее в некоторых регионах цена была 230 тенге за литр, то в России эта цена составляла в эквиваленте порядка 350 тенге за литр. Соответственно транзитные перевозчики старались максимально заправить свои фуры на территории Казахстана. Эксперты посчитали, что порядка 20% общего объема потребления было зарубежным - Казахстан, можно сказать, дотировал международных перевозчиков.

Сегодня мы видим, что разница стоимости топлива у нас и в РФ хоть и сохранилась, но уже незначительная. Соответственно, объем покупок транзитных перевозчиков в РК значительно сократился - на те самые 20%, о которых говорило экспертное сообщество. Сегодня на рынке Казахстана дизельное топливо в свободной продаже, все розничные сети имеют свободный доступ и очень хорошие запасы по дизельному топливу.

Тулемис Шотанов
Тулемис Шотанов
ФОТО: архив пресс-службы

О какой маржинальности вашего бизнеса идет речь в условиях, когда цены на ГСМ регулируются?

- Сегодня государство устанавливает не только предельные розничные цены, а также и цену отпуска в адрес автозаправочных станций. Стоимость транспортно-логистических услуг тоже растет с каждым годом и оказывают существенное влияние на маржу. Есть затраты, связанные с содержанием АЗС, коммунальные траты, текущий ремонт, зарплата сотрудников и так далее. В результате, текущая прибыльность от продажи нефтепродуктов составляет порядка 6%.

По прибыльности рынок ГСМ Казахстана значительно уступает соседним странам. Мы проводили исследование, изучали как обстоят дела в России, Кыргызстане, Узбекистане, Украине - везде маржинальность на порядок выше.

После последнего повышения цены на бензин и дизель в апреле 2023 года сложилось некое мнение в общественном поле, что АЗС главные выгодополучатели роста цен. На самом деле, это далеко не так - значительно поднялись и отпускные цены. И на уровне нашей маржинальности, по сути, это не сказалось. То есть повышение цены было оправдано повышением отпускных цен со стороны ресурсодержателей в адрес АЗС.

Как насчет нетопливных продаж? Сделаете ли вы больший акцент на этом?

- Как раз-таки в нетопливном бизнесе маржинальность намного интереснее. У нас объемы реализации товаров народного потребления (так мы называем продажу всех сопутствующих товаров), за последние три года возросли практически в 10 раз. Вот это как раз таки является современным трендом. У нас кофе является хитом продаж. Мы сейчас открыли у себя цех по производству выпечных изделий. Конечно, маржа там на порядок выше. Поэтому компания очень активно работает в нетопливном направлении.

Это говорит о том, что за счет применения современных подходов, новых трендов, которые складываются на рынке, и того, что мы модернизировали нашу автозаправочную сеть, нам удалось значительно поднять продажи. Как следствие, увеличились и налоговые сборы.

Вызовы и перспективы

Все большее распространение получают электромобили. В странах Европы, например, к 2035 году обещают запретить продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Видите ли вы этом угрозу? Не планируете ли переключиться на «заправку» электрокаров?

- Мы видим, что у нас активно продаются китайские электромобили, особенно в южных регионах. Мы понимаем, что в совсем отдаленной перспективе они будут замещать ДВС.

Какова наша стратегия? Жидкое топливо вы можете приобрести только на АЗС, а системы зарядки устанавливают везде - здесь сильной привязки к автозаправочным станциям нет. На первый взгляд кажется, что это угроза для нас. Но мы относимся к этим переменам очень спокойно: нужно понимать специфику Казахстана. У нас большие расстояния, у нас суровые климатические условия, минусовая температура. АЗК на трассе и магистральных направлениях будут актуальны для дозорядки электрокаров. А значит это возможность развивать нетопливные продажи.

Потом у нас на АЗС с каждым годом растет доля продаж товаров народного потребления. И у нас, и в мире развивается концепция «не магазин при АЗС, а АЗС при магазине». Продажа сопутствующих товаров и услуг, кофе, выпечки, хотдогов активно развивается. Поэтому мы развиваем свои АЗС не просто как автозаправочные станции, а как место притяжения автолюбителей.

Расскажите о новом проекте - кофейнях вне АЗС.

- Как вы знаете, мы сегодня активно развиваем наши кофейни Q-Cafe на АЗС, а в начале июня запустили три новые кофейни в Астане, не на заправках. Да еще и по франшизе. Мы планируем развивать эту систему по всему Казахстану и здесь, конечно, безграничные условия для роста. Кофейни - это довольно доступный бизнес с точки зрения порога вхождения, поэтому мы полагаем, что количество кофеен Q-Cafe будет стремительно увеличиваться.

Таким образом, мы выходим за пределы стандартного понимания автозаправочной станции. Люди уже доверяют нам, они понимают, что если видят вывеску Qazaq Oil, то могут получить определенный стандарт услуг. Соответственно, к нам уже приходят предприниматели и говорят: давайте развивать новые направления. И мы с удовольствием на это откликаемся.

Мы видим в этом очень большой потенциал. Во-первых, это и дальше служит делу укрепления нашего бренда. Во-вторых, тем самым мы развиваем новое направления бизнеса. В-третьих, это наш значительный вклад в развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане. Представьте, если количество кофеен будет измеряться не единицами, а десятками, сотнями, значит удастся создать побольше рабочих мест.

Qazaq Oil - это трендсеттер. Это не просто автозаправочный бренд, а бренд позитивных изменений в жизни наших клиентов, нашей экономики, малого и среднего бизнеса. По крайней мере, мы сделали всё, чтобы он так воспринимался.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить