Как Qazaq Oil подняла сервис на высокий уровень

10135

Глава компании подводит итоги уходящего года и первой пятилетки работы сети АЗС

Фото: aрхив пресс-службы

Как мы ранее сообщали, в конце 2018 года крупнейшая национальная сеть автозаправочных станций «КазМунайГаз» в результате приватизации перешла в частные руки и теперь носит название Qazaq Oil. За пять лет компания провела масштабный ребрендинг АЗС, построила новые заправки, а также развила сеть франшиз.

– Мы приступили к ребрендингу осенью 2020 года, так как первый год изучали выстроенные бизнес-процессы и проводили анализ ситуации на рынке. За последние три года мы модернизировали и перевели под бренд Qazaq Oil 267 АЗС – это 223 собственные и 44 станции наших партнеров. Сегодня мы управляем 363 АЗС по стране, – рассказал генеральный директор Qazaq Oil Тулемис Шотанов. – Когда я говорю, что наш бренд состоялся, то опираюсь на цифры. Имеющиеся данные позволяют говорить о том, что потребительские предпочтения отдаются нашему бренду. Так, мы занимаем первое место на рынке топливного ретейла с долей порядка 27%. Условно говоря, каждый четвертый потребитель предпочитает заправлять свой автотранспорт в нашей сети. А продажи товаров народного потребления на АЗС от напитков и гастрономической продукции до автотоваров выросли за пять лет более чем в десять раз!

Значительно выросли и поступления от компании в бюджет – так, налоговые отчисления компании сегодня составляют порядка 17 млрд тенге в год.
Сегодня Qazaq Oil – полностью частная компания.

Тулемис Шотанов
Тулемис Шотанов
Фото: архив пресс-службы

– Мы не пользуемся какими-либо эксклюзивными видами государственной поддержки, – заверяет глава компании. – Мы находимся в абсолютно равных условиях с другими сетями автозаправочных станций. И те результаты, которых мы достигли, стали возможны прежде всего за счет выбора потребителей, которые поверили в наш бренд и сегодня предпочитают нас другим участникам рынка. Несомненно, это вселяет в нас определенный оптимизм.

Ребрендинг не ограничился лишь сменой вывески – была произведена масштабная модернизация. То, что видят потребители, это обновленные АЗС, которые стали еще более уютными и современными. Но есть и невидимая клиентам, но не менее важная часть, – это система трубопроводов и резервуары для топлива. Со временем они изнашиваются и загрязняются – так вот, в компании их полностью заменили. Также были установлены колонки немецкого производителя мирового уровня. Всё это гарантирует 100-процентную точность налива и качество топлива.

– Также мы поменяли торгово-холодильное оборудование и внедрили самую последнюю кассовую систему АЗС, – не без гордости говорит Тулемис Шотанов. – А еще мы реализуем программу «Чистые туалеты». Словом, сегодня мы позиционируем Qazaq Oil как целую экосистему. И дальше влияние бренда будет только нарастать, а наша экосистема шириться. Например, мы внедрили брендированное топливо Tulpar-95, которое уже пользуется популярностью. Оно сделано на основе качественного топлива АИ-95 и премиальной добавки от ведущего европейского производителя Total, которое повышает экологические характеристики и качество бензина. Далее в рамках собственной торговой марки запустили энергетический напиток Tulpar, питьевую воду, собственные автомасла и планируем расширять ассортимент в этом направлении. А еще создали родственную организацию, которая осуществляет логистику товаров народного потребления. Вот так одно тянет за собой другое. Поэтому влияние Qazaq Oil на экономику сложно переоценить, есть косвенные сферы, на которые мы также влияем.

Были полностью обновлены и бизнес-процессы, изменены подходы к управлению персоналом, разработана системы KPI и премирования за достижения ключевых показателей эффективности.

Еще один интересный проект — рекомендательная система.

– Наша программа и мобильное приложение Vlife позволяет нам видеть, что именно предпочитает наш потребитель, – хот-дог, минералку или энергетик. Эти данные отображаются на дисплее у кассира, и тот делает клиенту предложение. То есть кассир заранее знает о ваших предпочтениях, и этот факт предвосхищения ваших ожиданий способствует продажам, – повествует глава компании. – Есть еще проект «Селфи», когда клиенты фотографируют состояние сервиса на наших объектах, и мы исходя из этого делаем выводы, насколько качественно отрабатывает персонал на той или иной АЗС. У нас много таких новаций, которые прежде не применялись в топливном ретейле на рынке Казахстана. Что-то подсмотрели в других странах, но в основном внедряем собственные разработки. Мы являемся своего рода первопроходцами, и это позволяет нам привлекать всё больше клиентов.

Vlife – это не просто система лояльности, а коллаборационная программа. По ней клиентам предлагается широкий спектр товаров и услуг, по которым можно накопить баллы, а потом использовать их на АЗС Qazaq Oil. Также с помощью Vlife доступна бесконтактная заправка, когда в приложении клиент выбирает ближайшую к себе АЗС, вид топлива, объем, оплачивает покупку привязанной банковской картой и заправляется, не выходя из машины.

Растет компания – растет и персонал. Пять лет назад в штате Qazaq Oil работали 3,5 тысячи сотрудников, а сегодня их почти 5 тысяч. Теперь на АЗС по два кассира на АЗС: пока один обслуживает клиента по топливу, второй успевает приготовить хот-дог.
Возросли продажи – требуются дополнительные рабочие руки. Так, появилась позиция заведующего торговым залом, поскольку расширился ассортимент, территориального менеджера, который контролирует несколько АЗС.

Увеличилась и заработная плата. Если ранее средняя зарплата по компании была в районе 140 тысяч тенге, то сейчас порядка 210–220 тысяч.

– Мы делаем всё для того, чтобы человек, пришедший к нам однажды, остался нашим почитателем. Конечно, он может поменять место работы, но всегда будет с теплотой вспоминать Qazaq Oil, – уверен Тулемис Шотанов.

Еще одна гордость Qazaq Oil – программа франчайзинга DODO, которая работает с 2021 года. Эта синергия с предпринимателями уже зарекомендовала себя как взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество по запуску АЗС.

– Мы предлагаем совместный проект, но партнер приходит не с пустыми руками, у него должны быть определенные финансовые возможности и выбор земельного участка. Согласно франчайзинговому соглашению, мы предоставляем наши имя, стандарты, бренд, разработки, регламенты и, самое главное, даем продукт – топливо, так что у партнера нет необходимости в оборотных средствах, – говорит г-н Шотанов. – Таким образом, Qazaq Oil обеспечивает всем необходимым для запуска проекта и направляет часть своих клиентов, а прибыль делится, согласно разным форматам. По программе DODO мы уже привлекли 44 партнера. И число желающих принять в ней участие только растет. Люди верят в наше светлое будущее и синергию от использования нашего бренда. Мы присутствуем по всему Казахстану, в стране нет более разветвленной сети АЗС, и в этом наша сила.

В 2024 году Qazaq Oil планирует реализовать новую программу франчайзинга – Q-cafe.
– Мы видим, что казахстанцы полюбили наш кофе, его продажи растут. Теперь популяризируем культуру питья кофе и делаем выгодные предложения предпринимателям. По сути, это будут кофейни под нашим брендом, которые вышли за пределы АЗС. Это выгодный рентабельный бизнес, в который можно войти с разным объемом инвестиций. К тому же, кофе и выпечка обладают высокой маржинальностью, и вернуть вложения, по нашим подсчетам, можно за полтора-два года, – рассказывает руководитель Qazaq Oil. – Кстати, когда запускали продажу хот-догов, были сомнения, насколько казахстанцы захотят их есть, да еще и на заправке. Но сегодня продажи хот-догов превышают 150 тысяч единиц в месяц. Мы рассчитываем, что кофейни будут активно развиваться. В пилотном режиме работает пять точек, но мы хотим довести количество Q-cafe до двухсот-трехсот в ближайшее время. Понятно, что как владельцы бренда мы будем на этом зарабатывать. Но главная цель – создание экосистемы.

По словам Тулемиса Шотанова, если раньше АЗС Qazaq Oil воспринимались как бензоколонка и маленькое окошко для оплаты, то сегодня это полноценный комплекс, где люди могут получить разные услуги – не только заправить автомобиль, но и перекусить, купить товары первой необходимости, воспользоваться туалетом.

– Самый ценный ресурс человека – время. И одним посещением нашей заправки можно решить все свои вопросы, – заключает глава компании.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить