Как в Алматинской области создали производство премиальных макарон на экспорт

330864

Бизнес начинался на старом пылящемся оборудовании

Фото: © Андрей Лунин

Рождение Cezaro

В бизнес Жандос Серикбаев пришел в 2010-м, сразу после окончания юридического факультета КазГЮА в Астане. Два года помогал отцу, предпринимателю Медеу Серикбаеву, развивать в Алматинской области компанию по производству чая «Чайный центр» (Forbes Kazakhstan писал о нем в марте 2021-го). «В цехе у отца пылилось старое оборудование для производства макарон мощностью 20 тонн в месяц. Смотрел на него, смотрел и в итоге решил заняться новым направлением», – вспоминает собеседник.

Они с другом попросили у отца выделить в цеху 50 квадратных метров и приступили к экспериментам. «Нанять хорошего технолога нам не хватало денег, поэтому каждый этап проходили сами. Даже воду минеральную покупали, чтобы понять, как это влияет на замес теста и вкус. Могу сказать – разницы нет, – улыбается Жандос. – Первые годы мы были просто привязаны к процессу. После изготовления макароны нужно высушить. Сушильные камеры были ручные – необходимо было переключать режимы, к тому же не было понимания, как регулировать температуру и влажность». Вначале, признается предприниматель, было много брака. Почти всё приходилось продавать за бесценок свинофермам, скотобазам – лишь бы забрали.

Спустя два года начало получаться, и продукцию стали фасовать под отцовским брендом «Сергек». Заказали двухкилограммовые брендированные пакеты и оправляли на «оптовку» и алматинский рынок «Алтын Орда». «Мы совершенно не в состоянии были конкурировать с громадными заводами, которые за час производили столько же, сколько мы за месяц», – рассказывает Серикбаев.

Постепенно предприниматель пришел к пониманию, что им нужно более премиальное позиционирование продукта, где конкуренции существенно меньше. В 2013-м они запустил торговую марку Cezaro. С тех пор запустился органический рост, ежегодно компания прирастала в два раза – и в мощностях, и в продажах. В первое время продавали всем, кто был готов заплатить. После начали вводить территориальное разграничение – один дистрибьютор на один город. Реализация пошла из всех каналов, появился интерес у российских дистрибьюторов, которые стали заводить бренд в свои сети. Для увеличения производства докупили станки, арендовали соседнее помещение: так к 2020 году расширились до 700–800 кв. м.

Возможности и риски

В 2021 году Жандос отделил свое производство от отцовского и переехал в новый цех, расположенный неподалеку на территории 1 га в поселке Кумтоган в Карасайском районе Алматинской области. В новом цеху площадью 1400 кв. м сейчас работают три линии производства, установлены сушильные камеры, часть из которых приобретена недавно на средства гранта от фонда «Саби». На этой же территории находятся складское помещение площадью 600 кв. м и офис административного персонала.

Жандос Серикбаев - основатель компании Ansar Foods 34-летний
Жандос Серикбаев – 34-летний основатель компании Ansar Foods
Фото: © Андрей Лунин

Переезд пришелся на период пандемии. Но, по словам предпринимателя, его компания этот период пережила легко в силу рода деятельности. Объемы производства, напротив, начали расти. Поток людей, ищущих работу, устремился на предприятия, расположенные вне города. Поставки как по стране, так и на экспорт оставались стабильными. Нужно было лишь вовремя подавать документы на разрешение транспортировки.

В том же году Ansar Foods заключила контракт с дистрибьюторской компанией с филиальной сетью по всей стране. Для этого, правда, пришлось отказаться от всех остальных. «Это был большой риск – отдать всё в одни руки. Но это сулило хорошие объемы. Чтобы обеспечить их, приобрел оборудование, продав квартиру и машину», – рассказывает Серикбаев. Начало было неплохим, но в 2022-м дистрибьютор обанкротился, сохранив присутствие только в Алматы. В связи с этим у компании случился коллапс. «Нам пришлось впопыхах менять дистрибьюторов. Буквально выживали», – признается собеседник. В результате финансовые планы на год не реализовались, но это дало  большой опыт.

Продажи удалось компенсировать за счет экспорта в Россию. В 2022 году туда уходило до 70% продукции. (В обычное время 60% остается внутри страны, 40% идет на экспорт). «Ситуация из-за войны в Украине долгое время оставалась неопределенной, поэтому, помимо постоянных партнеров, закупаться начали и несколько новых компаний. В 2023-м ажиотаж спал, сейчас мы продолжаем планомерно наращивать там свои объемы», – говорит Серикбаев.

Знак качества

На экспорт компания работает с порядка 15 дистрибьюторами и оптовыми клиентами из России, одним эксклюзивным дистрибьютором в Кыргызстане, недавно заключили контракт в Узбекистане. По словам Серикбаева, в целом казахстанская продукция пользуется повышенным спросом из-за натуральности и качества. Поэтому многие отечественные производители охотно используют маркировку «Сделано в Казахстане».

Сырье в Ansar Foods используется исключительно местное – в основном сотрудничают с тремя мельницами из Акмолинской, Карагандинской и Алматинской областей. Диверсификация поставщиков нужна, поясняет собеседник, чтобы не зависеть от возможного снижения объемов производства и качества у тех или иных партнеров.

Во избежание снижения качества продукции в компании большое внимание уделяется контролю приемки муки. Так как если недостаточное качество сырья обнаружится уже в процессе производства, его придется останавливать. «Вообще, параметров для оценки качества множество, но мы прежде всего обращаем внимание на четыре из них – качество и количество клейковины, белизну и влажность. Конечно, крупность помола, зольность и другие стороны тоже влияют на итоговый результат, но для определения этих параметров нужно лабораторное оборудование, которое стоит столько же, сколько весь имеющийся завод. Поэтому мы из каждой партии муки сначала пробуем пару мешков, а после запускаем весь объем», – рассказывает Серикбаев.

В 2023 году в Ansar Foods приняли решение запустить новую линейку по жайме (сочни для бешбармака), увидев растущий спрос на эту продукцию. Теперь уже подошли более профессионально – наняли маркетологов, которые проводят исследования. «Делаем на жайму большую ставку – надеемся, она завоюет сердца потребителей. Хотим с ней выйти на объем больших макаронных фабрик, но с более интересным ассортиментом», – делится планами собеседник. С его слов, объем производства на крупной макаронной фабрике составляет в среднем около 5000 тонн в месяц. Но в Казахстане они в основном представлены в среднем или экономсегменте. Поэтому здесь также идет позиционирование бренда в более премиальном сегменте.

Фото: © Андрей Лунин

Также Ansar Foods начала постепенно развивать направление производства готовой продукции для других компаний. На данный момент есть один партнер в России. «Продукция на выходе идентичная, разница только в упаковке и цене. Когда работаешь над своим брендом, в цену закладываются расходы на маркетинг, акции, активности, компенсации дистрибьюторам. А таким клиентам мы даем «голую» цену», – поясняет Серикбаев.

Сейчас ведутся переговоры с несколькими казахстанскими сетями и производителями макарон и лапши. Рынок, по словам предпринимателя, достаточно открыт к этому, есть потребность заказывать продукцию у других. «Если бы я не заморачивался с европейским оборудованием, а поставил бы, как у большинства, однотипное, возможно, уже давно вышел бы на большие объемы. Но мне всегда были важны качество и более премиальное позиционирование. Наши предварительные анализы показывают, что на рынке есть возможности роста для качественной продукции», – говорит он.

По словам Серикбаева, в сегменте «лапша» компания занимает порядка 17% рынка. «По сути, состав всех макаронных изделий практически идентичный, они отличаются лишь технологией производства и формой. Есть нитеобразные (вермишель, спагетти), трубчатые (макароны, перья, рожки), фигурные (ракушки, звездочки, бабочки, спиральки), лентообразные (лапша)», – объясняет он.

В поисках роста

За время работы в Ansar Foods попробовали массу разных вариантов производства. Пытались делать полезные продукты – цельнозерновые, с разными добавками, шпинатом, паприкой. Сейчас компания изучает возможности производства витаминизированных макарон. «Согласно американским исследованиям, употребление витаминизированной муки позволило жителям США избавиться от ряда заболеваний. Внешне она ничем не отличается от обычной муки. Просто добавляется комплекс витаминов на этапе помола. Сам процесс производства не так сложен», – рассказывает Серикбаев. За основу они хотят взять уже разработанный казахстанской академией питания комплекс биодобавок. Здесь самое главное – понять, насколько это актуально для рынка.

Кроме того, в Ansar Foods тестируется производство макаронных изделий из альтернативного сырья. Как поясняет предприниматель, в наше время у потребителей часто обнаруживается невосприятие клейковины, глютена. Поэтому появляется спрос на изделия из кукурузной, гречневой и других видов муки. В связи с этим компания обратилась в Казахский научно-исследовательский институт земледелия и растениеводства (КазНИИЗиР) и Казахский научно-исследовательский институт перерабатывающей и пищевой промышленности (КазНИИППП) за помощью в поиске технологии для реализации своей идеи. «Недавно встречался с профессором кафедры «Технология и безопасность пищевых продуктов» Абдыманапом Оспановым, который имеет патент на производство макаронных изделий из злаковых культур. Мы уже опробовали его метод в производстве. В принципе, неплохо получается, нужны лишь кое-какие доработки в технологии», – рассказывает Серикбаев.

До настоящего момента Ansar Foods развивалась органически, все заработанное вкладывая в развитие. Но сейчас Серикбаев готов к привлечению дополнительных средств на развитие производства, увеличение ассортимента и доведение автоматизации до 90%. «Поговорив с разными бизнесменами, понял: чтобы запустить агрессивный маркетинг, быстро развивать производственную базу, не обойтись без привлеченных денег. В этом году планируем получить финансирование через фонд «Даму», – говорит он.

Сегодня Ansar Foods выпускает более 25 видов макаронной продукции под торговыми марками Cezaro и «Астык». Завод компании автоматизирован на 60% и производит около 3000 тонн продукции в год, из которых 40% уходит на экспорт. За 10 лет в бизнес было инвестировано более $700 тысяч, а количество сотрудников увеличилось до 65 человек. В 2022 году оборот Ansar Foods составил около $1,5 млн.

Основатель компании Ansar Foods 34-летний Жандос Серикбаев в конце 2022 года стал одним из финалистов проекта «Построй свой бизнес», получив грант в размере $50 000 от фонда «Саби». Он также удостоился специального приза от Forbes Kazakhstan в виде информационного сопровождения, а также приглашения на саммит «30 до 30».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить