Carlsberg Kazakhstan на треть увеличит производственные мощности

11191

Доля местных производителей в сырье, материалах и упаковке для продукции компании уже достигла 65%

Фото: архив пресс-службы

Более 30 глобальных и локальных сортов пива, десяток международных наград и... постройка нового цеха для производства безалкогольных напитков - с таким багажом Carlsberg Kazakhstan подходит к своему 25-летию. Но, конечно, на самом деле не только с этим - в истории казахстанской компании, части датской Carlsberg Group, есть ещё много интересного. Как компания справляется с разрывом логистических цепочек и зачем пивовары расширяют линейку безалкогольных напитков, рассказал президент Carlsberg Kazakhstan Вячеслав Мальцев.

Вячеслав, в таймлайне истории вашей компании есть названия «Ак-Нар», «Дербес», «Ирбис» и наконец Carlsberg – помогите разобраться, какие этапы были главными?

- Компания была основана в 1998 году под названием «Ак-Нар». И уже в 1999 году было запущено производство одного из старейших казахстанских пивных брендов «Дербес».

В 2003 году международный пивоваренный холдинг Вaltic Вeverages Нolding, приобретает компании «Ирбис» и «Ак-Нар», которые располагались на той территории, где сейчас работает наш завод. В этом же году происходит слияние этих двух заводов, а в 2006 году объединенная компания получила название ТОО «Пивоваренная компания «Derbes (Дербес)».

С 2008 года компания входит в международную Carlsberg Group, которая в этом году отметила 176-ю годовщину со дня основания. Так что мы, казахстанский бизнес Carlsberg Group, по мировым меркам бизнес очень юный и, что характерно для любого юного бизнеса, очень активно развиваемся, выходя за рамки пивоваренного производства. В Казахстане мы стали основателями таких категорий, как безалкогольное пиво с фруктовыми вкусами, которое очень востребовано современным потребителем, особенно молодежью. Также мы первыми начали поставлять на рынок напитки, сделанные на солодовой основе, но имеющие насыщенные фруктовые вкусы. В этих категориях мы являемся безоговорочными лидерами.

Более того, сейчас мы выходим за границы в прямом смысле - начинаем экспортные поставки. В 2023 году Carlsberg Kazakhstan вышел на два больших рынка ЦА - это Узбекистан и Кыргызстан, и уже в этом году мы смогли довести долю экспортных продаж до 8% от общего объёма.

Вячеслав Мальцев
Вячеслав Мальцев
Фото: архив пресс-службы

А на новые рынки вы производите точно такую же продукцию, как и для казахстанского?

- Вкусовые пристрастия и ожидания потребителя на каждом рынке разные. И продукция под одним и тем же брендом на полках в Европе будет сильно отличаться от того, что вы найдете на полках в Кыргызстане или в Казахстане. Мы адаптируем наши вкусовые линейки и продукты к потребителям на каждом рынке. Например, в Узбекистане более успешно наше безалкогольное направление.

Со странами ЦА у Казахстана общие границы и логистика несложная. А как компания справилась с нарушением транспортных цепочек после февраля 2022 года?

- Сложности с цепочками поставок появились уже с начала пандемии, а в прошлом году к ним добавились санкционные ограничения, так что в условиях преодоления таких препятствий мы живём четвёртый год. Но то, что мы сделали за это время, хороший пример того, как крупные бизнесы могут оказывать позитивное влияние на развитие тех или иных отраслей экономики в стране своего присутствия.

Первое - мы пересмотрели подход к поставщикам ключевых продуктов: сырья, материалов, упаковки. За последние два года доля локального сырья и материалов, используемых для производства продукции, выросла с 30 до 65% (если считать по закупочным расходам), в следующем году мы планируем нарастить эту долю до 80%. Более того, чтобы не быть зависимыми от одного поставщика, мы ищем на все критичные для нас позиции по сырью и материалам от одного до трех поставщиков одновременно.

У Carlsberg очень высокие стандарты качества, поэтому мы не просто приходим к казахстанским производителям со списком требований, мы напрямую участвуем в процессе повышения качества их продукции. У нас много примеров, когда наши специалисты выезжали на предприятия потенциальных поставщиков, и вместе они доводили закупаемые нами материалы до международных стандартов. И теперь наши поставщики могут поставлять свою продукцию - бутылку, банку, солод и прочее - на экспорт.

Второе большое изменение связано с тем, до 2022 года компания не покрывала собственным производством всю потребность рынка РК. Порядка 75% от всего объёма производили сами, остальное покупали с других заводов группы. Когда мы поняли, что налаженные связи больше не работают, то стали искать возможности запустить дополнительные мощности. Но это не так просто. По законодательству РК мы не можем производить безалкогольное и алкогольное пиво на одних и те же линиях. Мы вышли на Комитет госдоходов Министерства финансов РК, связались с Министерством иностранных дел, которое курирует иностранные инвестиции, объяснили, почему контроль за оборотом алкогольного пива не ухудшится, если использовать одно и то же оборудование для производства алкогольной и безалкогольной продукции. Наши доводы были приняты, и нас заверили, что это ограничение будет снято, чего мы сейчас очень ждем, чтобы стартовать с производством безалкогольного пива.

Фото: архив пресс-службы

Получается это препятствие исчезнет не только для Carlsberg Kazakhstan, но и для других подобных компаний?

- Да, все верно. Это будет касаться всех производителей на рынке Казахстана. Мы ожидаем, что изменения будут утверждены парламентом на ближайших сессиях в течение декабря.

Помимо этого, мы расширяем наши производственные мощности. Сейчас у нас идет масштабная стройка — восстанавливаем старый цех и планируем в ближайшие месяцы полностью локализовать производство газированных безалкогольных напитков.

Также мы закупили новые линии, что позволит увеличить производство с 230 млн литров до 300 млн литров в год. Для этого мы увеличиваем штат сотрудников на 15%, то есть на 60-65 рабочих мест. Это немного, но важно понимать, что каждый штатный сотрудник пивоваренной компании обеспечивает занятность 8-10 работников по всей цепочке поставок, что создает около 500 дополнительных рабочих мест.

Фото: архив пресс-службы

С какими чисто казахстанскими проблемами сталкивается компания при ведении бизнеса?

- Несмотря на достаточно предсказуемую налоговую политику в Казахстане (что выгодно отличает РК от многих других стран СНГ), мы видим, что в последние годы складывается не совсем сбалансированная тенденция по темпам роста ставки акциза на пиво и на крепкий алкоголь.

Оптимальное соотношения акцизов между крепким и слабым алкоголем в пересчете на содержание чистого спирта — 1:3. Как показывает практика многих стран, это помогает успешно переориентировать структуру потребления населения в сторону слабоалкогольных напитков.

Семь лет назад в Казахстане соотношение было очень близко к этому золотому стандарту, но сейчас соотношение 1:1,6. Это связано с тем, что акциз на пиво в последние годы рос быстрее, чем акциз на крепкий алкоголь. Как следствие, для потребителя крепкий алкоголь становится более привлекательным с точки зрения ценовой доступности. Благодаря взвешенному подходу госорганов РК это соотношение далее пока не ухудшается. Но мы рассчитываем в диалоге с государством достичь понимания, что необходим дифференцированный подход к регулированию пива и крепкого алкоголя и возврат в будущем к соотношению 1:3. Так как мы выступаем за ответственное потребление, один из наших стратегических приоритетов - это ноль случаев безответственного потребления.

Что это означает?

- Это одна из частей нашей стратегии устойчивого развития «Вместе к устойчивому будущему». Ноль случаев безответственного потребления означает, что нельзя употреблять алкоголь: на работе, за рулем любого транспортного средства, до наступления определённого законами страны возраста и в больших объемах. Это для тех, кто выбирает пиво. Для тех, кто решил не употреблять алкогольные напитки, мы развиваем категорию безалкогольного пива и фруктовых напитков, чтобы наш потребитель всегда имел безалкогольную альтернативу при выборе напитка из нашего портфеля брендов.

Фото: архив пресс-службы

Также частью стратегии является достижение целей «Ноль несчастных случаев на рабочем месте», «Ноль фермерского следа», «Ноль углеродного следа», «Ноль отходов упаковки», «Ноль потерь воды». За последние 10 лет мы планомерно сокращаем объём воды, расходуемой на производство продукции. Десять лет назад для того, чтобы произвести 1 литр пива, мы использовали порядка 5,8 литра воды. В этом году мы вышли на цифру 2,3 литра, то есть практически в 3 раза сократили расход воды. Но это не предел, и мы планируем и далее улучшать этот показатель.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить