Безопасность в воздухе: почему аудит IOSA важен для авиакомпаний

12731

Гражданская авиация отмечает 20-летие аудита по эксплуатационной безопасности (IOSA). За два десятилетия IOSA стал отраслевым эталоном в области аудита безопасности полётов

Фото: pixabay.com

В 2003 году Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) запустила аудит по эксплуатационной безопасности IOSA (IATA Operational Safety Audit). И сегодня IOSA – это глобальный отраслевой стандарт аудита эксплуатационной безопасности авиакомпаний, разработанный для оценки системы управления безопасностью полетов, гарантии качества, менеджмента процессов во всех производственных сферах авиакомпании. Его прохождение – доказательство готовности и стремления авиакомпании к постоянному совершенствованию процессов по безопасности полетов. Пройти этот сложнейший аудит для любой авиакомпании – большое профессиональное достижение, мировое признание и доверие.

Аудит состоит из проверки восьми сфер производственной деятельности авиакомпании, длится пять  дней и включает в себя оценку эксплуатационной безопасности полетов по 922 стандартам и рекомендуемым практикам. Данные стандарты требуют подтверждения во всех ниже перечисленных сферах деятельности той или иной авиакомпании. Это корпоративные системы организации и управления, выполнение полетов, руководство полетами и диспетчерская служба, техническое обслуживание воздушных судов (ВС), бортовое обслуживание, наземное обслуживание ВС, операции с грузами и авиационная безопасность. Другими словами, наличие сертификата об успешном прохождении аудита IOSA – это лучшее доказательство приверженности высокому уровню безопасности любой авиакомпании.

Доказывать свое соответствие высоким стандартам гражданской авиации авиакомпаниям – членам IATA необходимо каждые два года, а с 2006 года это является обязательным требованием для членства в ассоциации. Аудит проводится аккредитованными IATA аудиторскими организациями, при этом одна и та же организация не имеет права проводить аудит авиакомпании два раза подряд. Программа IOSA использует все применимые требования безопасности из Конвенции ООН о Международной гражданской авиации. В дополнение IATA также постоянно разрабатывает стандарты и рекомендуемую практику IOSA (ISARP) в сотрудничестве с отраслевыми партнерами. Прохождение аудита является также условием для членства в трех глобальных альянсах авиакомпаний и ряде региональных авиационных ассоциаций. Аудиты проводят аккредитованные IATA аудиторские организации из Германии, США, Франции и других стран.

По статистике, уровень безопасности полетов в авиакомпаниях, прошедших аудит, в несколько раз выше уровня безопасности полетов авиакомпаний, не имеющих такого сертификата. Так, у авиакомпаний, входящих в реестр IOSA, уровень аварийности ниже, чем у перевозчиков, не входящих в список. Согласно данным за 2022 год, с перевозчиками, прошедшими аудит IOSA, в четыре раза реже происходят авиакатастрофы в сравнении с теми, кто не внесен в реестр (0,70 авиационного происшествия на миллион полетов против 2,82 авиационного происшествия на миллион полетов). Участие авиакомпаний в программе IOSA способствует повышению безопасности полетов в индустрии. В настоящее время в реестре IOSA зарегистрировано около 417 операторов и проведено более 4000 аудитов.

Стандарты IOSA используется регулирующими органами во многих странах в дополнение к своим программам надзора за безопасностью полетов. В Казахстане первой авиакомпанией, прошедшей IOSA, стала Air Astana. Данный аудит авиакомпания прошла в 2007 году и затем подтверждала свою приверженность стандартам безопасности каждые два года.

В 2023 году Air Astana успешно прошла аудит эксплуатационной безопасности IOSA уже в девятый раз. 

После Air Astana к реестру IOSA присоединились и другие казахстанские авиакомпании. Ведь наличие сертификата IOSA подтверждает, что авиакомпания придерживается передовых международных авиационных стандартов в области безопасности. Кроме того, наличие сертификата IOSA позволяет уменьшить число взаимных проверок и аудитов при открытии новых маршрутов и при заключении соглашений о партнерстве между авиакомпаниями.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить