«Эйр Астана» получила выручку в $1 млрд в 2022 году

48981

Группа опубликовала отчёт за 2022 год

ФОТО: © Depositphotos/brokenrecords

Группа «Эйр Астана» (бренды Air Astana и FlyArystan) опубликовала интегрированный отчет за 2022 год. Согласно ему, компания «вышла из режима восстановления»: показатели 2022 года превысили показатели допандемийного 2019-го.

Показатели группы

Совокупная выручка группы в 2022 году составила $1,03 млрд против $761,8 млн в 2021-м (в 2020 году – $400,3 млн). При этом доля выручки от пассажирских перевозок увеличилась до 96,7% в 2022 году с 94% в 2021-м и 89,5% в 2020-м. А доля выручки от грузовых и почтовых перевозок, наоборот, упала: в 2022 году она составила 2,1%, тогда как в 2021-м была на уровне 4,4%, в 2020-м – на уровне 6,1%.

В отчете авиакомпании поясняется, что компенсировать потерю доходов из-за отмены полетов в Россию и над ее территорией группе удалось за счет «переориентации провозных емкостей на маршруты в Европу, Азию, Индию и на Кавказ». Чистая прибыль группы за год увеличилась более чем вдвое: с $36,1 млн в 2021 году до $78,4 млн в 2022-м, тогда как в 2020-м группа получила убыток – $93,9 млн. Операционная прибыль также выросла за год: со $102,2 млн в 2021 году до $148,7 млн в 2022-м, 2020 год принес по этому показателю убыток – $69,3 млн.

Затраты на кресло-километр (показатель CASK) между тем в 2022 году повысились – до 5,6 цента с 5,1 цента в 2021-м, при этом в 2020 году они составляли 5,8 цента.

Общее число перевезенных пассажиров увеличилось на 11% – с 6,6 млн до 7,4 млн человек. В 2022 году пассажиропоток группы на международных маршрутах вырос на 55% по сравнению с 2021 годом до 2 млн человек (за счет возобновления некоторых старых и открытия новых маршрутов, а также за счет увеличения частоты и возобновления рейсов по азиатским направлениям).

Коэффициент загрузки рейсов по группе увеличился до 83% в 2022 году с 80% в 2021-м и с 71% в 2020-м. Показатель своевременного выполнения рейсов вместе с тем снизился – до 74% в 2022 году с 82% в 2021-м и с 88% в 2020-м. В компании это объяснили так: «Снижение показателя в этом [2022-м] году во многом связано с политической нестабильностью в регионе, которая обусловила изменение маршрутов, и инфраструктурными проблемами в аэропортах Казахстана».

Что касается расходов, то расходы на износ и амортизацию в 2022 году увеличились на 11,9%, до $135,2 млн. В основном это было связано с поставкой девяти новых самолетов с более высокой стоимостью владения, поясняется в отчете. За счет увеличения парка воздушных судов – их у группы 43 – выросли затраты на инженерно-техническое обслуживание ($125,9 млн, плюс 33,1% за год). Затраты на аэропортовое обслуживание и навигацию в 2022 году увеличились на 21,2% и достигли $84,9 млн, расходы на обслуживание пассажиров выросли на 31,9%, их сумма составила $80,3 млн.

По итогам 2022 года заработная плата и бонусы ключевому руководству группы составили 3,03 млрд тенге. В 2021-м топ-менеджеры совокупно заработали 2,56 млрд тенге, в 2020-м – 2,17 млрд тенге.

Две компании

В отчете приводятся данные в разбивке по двум компаниям группы. Так, Air Astana в 2022 году перевезла 4,1 млн пассажиров. «Количество пассажиров на международных рейсах увеличилось на 42% по сравнению с 2021 годом – с 1,16 млн до 1,65 млн человек, однако, этот показатель остается ниже уровня 2019 года (2,3 млн человек). Пассажиропоток на внутренних направлениях вырос на 3%, достигнув показателя в 2,46 млн человек», – говорится в документе. Компания выполняет рейсы по 48 маршрутам (33 из них международные, 15 – внутренние). В ее парке 29 самолетов, средний возраст воздушных судов – 3,9 года.

Выручка авиакомпании составила в 2022 году $875,9 млн (в 2021-м – $659,7 млн), доходы от пассажирских перевозок – $782,9 млн против $562,4 млн годом ранее. В компании это объяснили «переориентированием» перевозчика с международных деловых поездок, спрос на которые в 2020 году из-за пандемии коронавируса практически отсутствовал, на туристические направления в 2021-м.

Показатели FlyArystan: 3,2 млн перевезенных пассажиров в 2022 году против 3 млн в 2021-м. У компании 40 маршрутов (14 международных, 26 внутренних), 14 самолетов, средний возраст парка – 7,3 года. В отчете сообщается, что в 2022 году перевозчик «осуществил поставку своего первого нового самолета Airbus A320neo, тогда как ранее использовал самолеты из парка группы». Выручка FlyArystan в 2022 году составил $217,9 млн, это плюс 39,3% к показателю 2021 года ($156,5 млн), в том числе выручка от пассажирских перевозок выросла со $153,4 млн в 2021 году до $215,2 млн в 2022-м (плюс 40,3%). Средний коэффициент загрузки во FlyArystan – 87% (в отчете этот показатель называют высоким). В 2022 году авиакомпания совершила 21 тыс. рейсов с показателем своевременности выполнения рейсов в 75%.

Рынок

В отчете «Эйр Астаны» приводятся данные по авиационному рынку Казахстана. Например, о том, что в 2022 году пассажиропоток в стране превысил 10 млн человек – впервые за годы независимости. В 2022 году Авиационная администрация Казахстана (ААК) зарегистрировала пять казахстанских авиаперевозчиков, таким образом их количество в 2022 году составило 59 против 54 в 2021-м. Коммерческие воздушные перевозки осуществляют 13 компаний: шесть – регулярные пассажирские рейсы, семь – чартерные пассажирские рейсы.

Ссылаясь на отраслевые данные Cirium SRS, группа сообщила, что в 2022 году доля Air Astana на внутренних рейсах составила 32%, доля FlyArystan – 38% (в общей сложности это 70% рынка), SCAT занимает 22%, Qazaq Air – 7%, другие авиакомпании – 1%. По международным рейсам доля Air Astana – 33%, FlyArystan – 9% (в общей сложности – 42%), SCAT и Turkish Airlines – по 10%, Flydubai – 6%, на другие авиакомпании приходится 32%.

Акционерами АО «Эйр Астана» являются АО «ФНБ «Самрук-Казына» от имени правительства Казахстана (ему принадлежит 51% акций группы) и ТОО «BAE Systems Kazakhstan Ltd.», «дочка» британской корпорации BAE Systems (оно владеет 49%). Низкобюджетный перевозчик FlyArystan запущен в мае 2019 года. В июле 2022 года группа увеличила количество объявленных обыкновенных акций с 17 тыс. до 1 700 тыс. (на дату утверждения консолидированной финансовой отчетности – в феврале 2023-го – они еще не находились в обращении); соотношение долей акционеров осталось прежним. В 2019–2022 годах группа не начисляла и не выплачивала дивиденды. В 2018 году акционеры получили 30% от чистой прибыли за 2017 год, или $626 на одну акцию. По итогам 2022 года группа выплатит владельцам акций 20% от чистого дохода за год, это составит 7,52 млрд тенге.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить