Новые возможности для бизнеса предлагает «Астана Моторс»

15492

Компания готова сотрудничать с казахстанскими предпринимателями в сфере развития производства автомобильных комплектующих

Фото: архив пресс-службы

Спор о том, нужно ли в Казахстане производить автомобили, ведется не один год, при этом отечественные автопроизводители продолжают углублять локализацию производства. Так, представители «Астана Моторс» объявили о том, что приступили к развитию кластера производителей автокомпонентов. Сторонники и скептики остаются при своем мнении, но как бы то ни было, есть примеры стран в мире с небольшим населением, которые вдохновляют наших автопроизводителей.

«Если посмотреть на опыт Словакии и Чехии, то при меньшей, чем в Казахстане, численности населения там производят более 1 млн авто в год, 90% из которых поставляют в страны ЕС, продукция автопрома занимает заметную долю в экспорте. У Казахстана при достаточном объеме производства есть возможность поставлять авто на рынки стран ЕАЭС, включая Россию, откуда ушли многие мировые бренды», – считает CEO «Астана Моторс» Бекнур Несипбаев.

Компания активно работает над развитием производственного направления, и результаты этой работы представители СМИ, предприятий МСБ и блогеры смогли оценить в ходе информационного тура на предприятия «Астана Моторс», действующее и строящиеся на территории Индустриальной зоны Алматы.

Завод Hyundai Trans Kazakhstan (HTK) запустил производственную линию в  октябре 2020 года. На сегодняшний день инвестиции в проект превысили 33, 6 млрд тенге. В 2021 году завод выпустил 25977 автомобилей, в 2022-м – 37205, а за 8 месяцев 2023-го – 33683 авто. К концу года планируется выйти на производственную мощность в 50 000 автомобилей.

Сегодня на конвейере HTK налажено производство десяти моделей, две из которых, Accent и Tucson, производятся по полному производственному циклу, со сваркой, окраской кузова и сборкой интерьера, экстерьера автомобиля. Все операции на заводе проводятся по утвержденному технологическому процессу в соответствии со стандартами Hyundai Motor Company, на предприятии в две смены трудятся более 1200 человек, средняя зарплата составляет 370 тыс. тенге. Средний возраст сотрудников 31 год, так что можно сказать, HTK формирует кадровый резерв молодых специалистов в сфере автомобилестроения: подписан меморандум о сотрудничестве с высшими и средними специальными учебными заведениями, студенты которых проходят практику на предприятии и зачастую остаются работать после выпуска.

Хотя завод освобожден от уплаты КПН и налога на недвижимость, руководство «Астана Моторс» решило выплачивать этот налог, считая, что государство и без того серьезно поддерживает автопроизводителей, а налоги с заработанных денег платить необходимо. За весь период существования завод выплатил в бюджет в виде налогов 17,8 млрд тенге.

Вместе с директором HTK Ильей Мельниковым проходим по всей производственной цепочке, от склада автокомпонентов через цех сварки, в котором отдельные металлические детали превращаются в кузов: общее количество сварных точек – 1566. В цехе окраски кузов последовательно помещают на линии подготовки, затем – линию нанесения катафореза, после сушки на автомобиль наносят базовый слой грунта, эмаль и лак. В цехе сборки собирают салон автомобиля, заднюю и переднюю подвески, шасси и наконец, говоря языком автопроизводителей, «женят» кузов и двигатель. Несколько завершающих процедур – и автомобиль своим ходом идет на этап контроля качества и на склад готовой продукции.

К 2026 году на HTK планируют выпускать 100% автомобилей методом мелкоузловой сборки (CKD), но для перехода к нему предстоит провести модернизацию производства. В настоящее время ведется расширение производственных площадей для строительства цехов, где будет освоена сварка и окраска новых моделей, с помощью роботов автоматизируют процесс на линии окраски. Следующий этап модернизации начнется в 2025 году; предстоит достроить еще около 10 тыс. кв.м. для цеха окраски, где будет установлена вторая линия.

В северной части индустриальной производственной зоны Алматы ведется строительство Astana Motors Manufacturing Kazakhstan (AMMKZ) – мультибрендового завода по производству легковых автомобилей Chery, Haval и Changan. Завершение строительства намечено на IV квартал 2024 года, старт производства – на I квартал 2025 года. Площадь производства составит 150 тыс. кв.м, общая стоимость проекта – 164 млрд тенге. На площадке будущего завода основатель «Астана Моторс» Нурлан Смагулов рассказывает, что AMMKZ обещает стать уникальным проектом: впервые на одной производственной площадке предстоит выпускать продукцию 3 автобрендов, необычна и конфигурация самого производства.

Из-за нехватки свободной земли в Индустриальной зоне Алматы решено строить завод в два этажа. На первом установят три сборочных линии каждого бренда, единый полностью автоматизированный цех окраски, на втором – цех сварки. Заключено соглашение о сотрудничестве на поставку оборудования с Automotive Engineering Corporation, клиентами которой являются лидеры мирового автопрома. Предприятие будет выпускать девять моделей.

С учетом высокой степени роботизации самых сложных участков – сверхточной сварки, окраски, доставки запчастей – на заводе будут созданы рабочие места для 2600 человек. Производственная мощность завода составит 90 тыс. автомобилей в год, причем исключительно мелкоузловым методом. 60% продукции планируется поставлять на экспорт. «Нас часто спрашивают, зачем производить автомобили в Казахстане, если в Китае производство дешевле? Отчасти это так, но больших затрат требует логистика. Поэтому мы видим свою задачу в развитии мелкоузлового производства. По мере того как будет расти его объем, мы намерены углублять локализацию за счет производства компонентов и снизить конечную цену автомобиля за счет роста доли казахстанского содержания, более низкой стоимости энергоносителей и рабочей силы», – объясняет Нурлан Смагулов. 

Комплекс предприятий по производству автокомпонентов – сидений, мультимедийных систем, брызговиков, подкрылков и полиуретановых ковриков для автомобилей Hyundai – также строится неподалеку от HTK, его запуск намечен на конец 2024 года. В апреле этого года были созданы совместные предприятия с корейскими компаниями Youngsan Glonet и Motrex, которые являются глобальными партнерами Hyundai в производстве сидений и мультимедийных систем соответственно. В строительство комплекса планируется инвестировать порядка 5,5 млрд тенге. Площадь производственных помещений составит 8,2 тыс. кв. м. Предполагаемый штат комплекса – более 90 специалистов.

В перспективе к производству автокомпонентов планируется привлечь МСБ. «В мировой практике крупные заводы концентрируются на производстве автомобилей, а рядом вырастает кластер из сотен предприятий, выпускающих комплектующие. Уже сегодня мы готовы вдолгую сотрудничать с отечественным бизнесом, давать хорошие объемы заказов компаниям, которые пройдут сертификацию на соответствие требованиям брендодержателя. Наша цель – изменить отношение общества к казахстанскому автопрому, доказав, что общими с коллегами по бизнесу усилиями нам под силу превратить Казахстан в индустриальную и экономически независимую страну», – отметил Нурлан Смагулов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить