Наперекор обстоятельствам

1701

В минувшем году рынку удалось сохранить рост на фоне сразу нескольких негативных факторов

Фото: © Depositphotos.com/chokchaipoomichaiya

В 2022 году казахстанский авторынок показал самый высокий результат за последние семь лет – официальные дилеры реализовали 123 778 автомобилей. При этом по сравнению с предыдущими годами, когда рынок рос на 23–25% ежегодно (исключением не стал и карантинный 2020-й), темпы роста оказались скромными. Тем не менее, отмечает генеральный директор Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка (АМААР) Артур Мискарян, главным показателем успеха является то, что рост в принципе сохранился: на 5% по показателю продаж официальных дилеров и на 7,3% по показателю первичных регистраций. Сдерживающими факторами стали сохраняющийся во многих сегментах дефицит автомобилей, прекращение поставок с российских заводов автомобилей Toyota, Volkswagen, Renault, усложнившаяся и подорожавшая логистика. Рост удалось сохранить благодаря поставкам из Китая и развитию производства внутри страны.

Замедление скорости

Автопром и авторынок в минувшем году впервые столкнулись с вызовами подобного масштаба. С одной стороны, продолжались ограничения, введенные в 2020-м в связи с пандемией. На них наложился кризис 2020–2022 годов, связанный с дефицитом полупроводников – в этот период спрос на интегральные схемы превышал предложение на 10–30%, кризис затронул более 169 отраслей.

«В феврале из-за геополитической ситуации и введения антироссийских санкций произошло нарушение логистических цепочек, логистика подорожала на 30%, поставки импортируемых автомобилей и автокомпонентов сократились или были приостановлены. Автодилеры работали в основном на запасах и искали новые пути для налаживания бесперебойных поставок. Одни бренды уходили с рынка, другие заходили в Казахстан. Портфель «Астана Моторс», например, покинул Volvo, в то же время компания вывела на рынок бренд Changan, подписала дистрибьюторское соглашение с TANK и стала официальным дилером BYD в Узбекистане», – комментируют в компании «Астана Моторс».

Среди брендов лидерство с долей рынка 27,7% в 2022 году удерживал Chevrolet с продажами 34 289 единиц (+17,8% к 2021 году). На 27%, до 28 864 авто, увеличил продажи Hyundai, на долю которого пришлось 23,32% рынка. Hyundai – самый продаваемый бренд в портфеле «Астана Моторс», на его долю пришлось 61% продаж в 2022 году и 58% – в I полугодии 2023-го. В Узбекистане в прошлом году продажи Hyundai выросли на 48,6%, до 6613 единиц. В 2021-м в Костанае состоялся запуск производства автомобилей KIA, и в прошлом году продажи бренда выросли на 48,6%, до 14 421 авто, в результате чего KIA с долей рынка 11,65% потеснил с третьего места Toyota.

Самый популярный японский бренд опустился на четвертое место – продажи Toyota составили 9622 авто (–30,5%). Lada сохранила пятое место, но продажи снизились на 21%, до 7386 единиц, – для «Авто­ВАЗа» приоритетной задачей остается укрепление позиций на домашнем рынке. Китайский бренд Chery в первый же год присутствия оказался на шестом месте – официальные дилеры реализовали 4464 автомобиля. В десятке лидеров также отметились Jac (3371 единица, +22,9% к 2021 году), Lexus (2540, +44,6%), Exeed (1876) и Haval (1500, +24%). В первом полугодии 2023-го рынок продолжил рост. По данным АКАБ, казахстанцы приобрели в автосалонах 83 235 новых авто.

Десятка самых популярных по итогам прошлого года моделей по сравнению с 2021 годом недосчиталась Hyundai Accent и KIA Rio, поставки машинокомплектов для которых осуществлялись с российского завода. Из-за нарушения цепочки поставок за пределами топ-10 остались Volkswagen Polo, Toyota RAV4, а Toyota Camry опустилась на две позиции. При этом часть зарегистрированных Camry продана из складских запасов официальных дилеров, а часть – поставлена серыми дилерами и частными лицами.

Изменения вследствие геополитических потрясений произошли и в премиальном сегменте. В частности, из-за нарушения цепочек поставок из Европы стало невозможно импортировать по прежним маршрутам автомобили BMW, из-за проблем с логистикой на 24% по сравнению с 2021 годом снизились продажи авто Land Rover, Mini, Jaguar. В сентябре 2022 года «дочка» «Астана Моторс» – компания British Motors Kazakhstan стала официальным дистрибьютором Jaguar Land Rover (JLR) в РК (ранее была дилером), так что к концу года удалось восстановить поставки автомобилей на казахстанский рынок напрямую из Великобритании. Пересмотр маршрутов поставок принес результаты: по данным АКАБ, продажи BMW за январь – май 2023 года составили 698 единиц (за весь 2022 год – 899), Land Rover – 73 (52), Jaguar – 10 (6).

В 2021–2022 годах наблюдался рост продаж автомобилей с пробегом. В 2021 году на это повлияла пандемия, локдауны и снижение поставок новых авто, а в 2022-м сказался уход многих игроков с российского рынка и дефицит автомобилей в Казахстане и в России. «Это повлекло повышение спроса на подержанные автомобили, и цены поднялись. Россиянам было выгодно приобретать машины с пробегом из-за укрепления курса рубля к тенге. Иностранные граждане приобретали авто в основном через казахстанских посредников. В 2023 году курс рубля вернулся к допандемийному значению. Кроме того, с 1 августа утильсбор на автомобили в России повышают на 60%, и россиянам становится невыгодно покупать машины в Казахстане. Спрос на авто с пробегом стабилизировался, цены снижаются», – комментируют в «Астана Моторс». По данным пресс-службы компании, на авто с пробегом в 2020 году приходилось 18% продаж, в 2021-м и 2022-м – 27 и 23% соответственно, а в I полугодии нынешнего года – 15%.

По мнению Мискаряна, свою роль в стабилизации ситуации сыграло снижение дефицита в сегменте новых авто за счет роста производства внутри страны и поставок автомобилей из Китая. В любом случае, отмечает эксперт, с точки зрения бизнес-модели дилера, подержанные автомобили – стабильный сектор, на который можно опереться в сложный период (например, прекращения импортных поставок) и с помощью которого можно нарастить долю рынка при отсутствии потрясений.

Автопром не отстает

В плюсе закончил 2022 год и казахстанский автопром. «Производство внутри страны удалось нарастить на 20%, с высокой вероятностью такую динамику удастся сохранить при условии регуляторной стабильности. Во всем мире за прошедший год было произведено 85 млн автомобилей, что на 6% больше, чем в 2021 году, но на 8% меньше, чем в 2019-м. Согласно имеющимся оценкам, дефицит товарных автомобилей на мировом рынке составляет 10 млн единиц», – отмечает Мискарян.

По данным Бюро национальной статистики, за 2022 год казахстанские предприятия произвели 113 925 единиц транспортных средств всех типов, это на 21,9% больше, чем в 2021-м. Объем производства в денежном выражении составил 1,2 трлн тенге.

Согласно статистике АКАБ, лидером в производственном сегменте стал костанайский завод Allur («СарыаркаАвтоПром»), где в 2022 году было произведено 70 029 автомобилей против 60 016 в 2021-м. Hyundai Trans Kazakhstan произвел 37 205 авто – на 43% больше, чем год назад.

Как и ретейл, отечественный автопром столкнулся со сложностями в связи с нарушением цепочек поставок комплектующих. В августе Hyundai Trans Kazakhstan был вынужден приостановить производство Accent и Creta. Предприятие работало на запасах, параллельно ведя переговоры о поставке комплектующих из других стран и запуске производства новых моделей. Ими стали Hyundai Bayon, Hyundai i30, Hyundai Staria. В декабре 2022 года производство Hyundai Accent было возобновлено, а в 2023-м начат выпуск i20. Сегодня завод выпускает 10 моделей. Ведутся работы по расширению производственных площадей, модернизации цехов для увеличения мощностей и запуска мелкоузлового производства новых моделей со сваркой и окраской кузовов. С 2025-го до середины 2026 года будет происходить расширение завода, строительство новой линии окраски и запуск нового цеха сварки, что позволит производить 100% объема в 50 тыс. автомобилей методом CKD.

По данным АКАБ, за I полугодие в Казахстане произведено 73 055 единиц техники, из них 66 551 – легковое авто. Allur выпустил 44 214 автомобилей (+38,2% к соответствующему периоду прошлого года), Hyundai Trans Kazakhstan – 24 509 (+45,5%). Производители коммерческой техники также не ушли в минус. Семипалатинский «СемАЗ» отгрузил своим клиентам 1887 единиц продукции (+57,3%), «КАМАЗ-Инжиниринг» выпустил 525 грузовиков. Завод QazTehna в Сарани произвел 444 автобуса. Hyundai Trans Almaty и Daewoo Bus Kazakhstan выпустили 395 и 273 единицы техники соответственно.

В 2022 году Hyundai Trans Almaty освоил мелкоузловое производство автобусов Golden Dragon стандарта Евро-5 со сваркой и окраской кузова. В I квартале 2023 года завод запустил конвейерную линию по мелкоузловому производству среднетоннажных грузовых автомобилей Hyundai EX 6, EX8 и EX9. На предприятии выпускают и школьные автобусы Golden Dragon, на 2023 год запланировано производство 218 единиц. К июлю 2024-го предприятие планирует расширить производственные площади, освоить конвейерную мелкоузловую линию по выпуску обновленной модели Hyundai County и малотоннажного грузового автомобиля Hyundai Porter.

В Индустриальной зоне Алматы на площади более 10 га совместно с иностранными партнерами идет строительство завода по производству автокомпонентов: автомобильных сидений, полиуретановых ковриков, подкрылков, брызговиков и мультимедийных систем для автомобилей Hyundai. «Астана Моторс» подписала соглашения с корейской компанией Youngsan Glonet Corp. Ltd. о предоставлении права на производство автомобильных сидений по технологии Youngsan, а также с Motrex Co Ltd., получив право выпускать мультимедийные устройства по технологии Motrex. Площадь производственных помещений составит 7,7 тыс. кв. м. Запуск предприятий намечен на начало 2024 года.

70 тыс. единиц продукции в год, согласно планам, будет производить Локализационный центр по производству автокомпонентов в Костанае, о строительстве которого объявила компания Allur. Совместно с зарубежными партнерами на площадке планируется локализовать производство бамперов, сидений, жгутов проводов, мелкой штамповки.

Льготы преткновения

Одним из резонансных событий последних месяцев стала подача заявок на участие в программе льготного автокредитования через платформу autonesie.kz. Спустя рекордные 18 секунд с начала работы платформы прием заявок был завершен, и в списке тех, кому повезло, оказался 761 человек. Прецедент вызвал волну негодования: желающие приобрести авто по программе льготного кредитования ждали запуска портала «на низком старте», но в итоге многие даже не смогли зайти на сайт. За 2022 год по программе льготного кредитования казахстанцы приобрели около 12,6 тыс. автомобилей, то есть примерно 10% от общего объема продаж. В сегменте подержанных авто, отмечают в «Астана Моторс», доля продаж в кредит доходит до 75%.

При этом, по данным Первого кредитного бюро (ПКБ), объем автокредитов, выданных физическим лицам в 2022 году, составил 832,1 млрд тенге, что на 31,1% больше, чем годом ранее. При этом рост произошел на фоне снижения количества выдач на 1,8%. Рост цен на авто повлиял на распределение выдач автокредитов по их размеру. Если в 2021-м казахстанцы чаще брали кредиты на сумму от 3 млн до 5 млн тенге, то в 2022 году количество таких кредитов снизилось на 41,7%. Зато почти на столько же – на 41,9% – выросло количество кредитов на сумму от 5 млн до 7 млн тенге, этот ценовой сегмент оказался самым востребованным. Размер автокредита, выданного по госпрограмме, выше, чем по рынку в целом, констатирует ПКБ.

Как бы там ни было, программа льготного кредитования пока остается самым выгодным способом приобретения автомобиля. Если сравнивать с тем, что доступно на рынке розничного кредитования, то там совсем другие ставки, чаще всего подразумевается первоначальный взнос. Введение первоначального взноса в размере 10–15% от стоимости авто, а также ряд других нововведений обсуждаются и для кредитования по госпрограмме. С точки зрения охвата программы, отмечает Мискарян, ключевое значение имеет не механизм подачи заявок, а последовательность и объемы фондирования, и предлагаемые изменения направлены на увеличение охвата программы в условиях ограниченного фондирования. «В основе программы заложен револьверный принцип: новые кредиты выдаются за счет платежей по уже выданным займам, и возвращение первоначального взноса означает снижение рисков, связанных с обслуживанием кредита. Установление предельного дохода участников программы обусловлено тем, что, в принципе, любой льготный кредит – социальный проект с определенной направленностью. Снижение верхней планки цены приобретаемого авто также обусловлено направленностью на целевого участника программы и задачей по расширению охвата», – объясняет эксперт.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить