Производители российской пшеницы планируют «захватить» рынок Центральной Азии за пять лет

28122

Она гораздо дешевле казахстанской

Фото: © Depositphotos.com/svetlana.shekera

Потребности стран Центральной Азии в пшенице традиционно удовлетворяет Казахстан, пишет ElDala.kz. Этот рынок обеспечивает основной сбыт казахстанской сельхозпродукции, поскольку РК не имеет выхода к портам и не может грузить зерно более дешевым морским видом транспорта, рассчитывая только на железнодорожные перевозки.

Однако в последние годы, с развитием зернового производства в приграничных с РК регионах России (Сибирь, Алтай), российская пшеница активно заходит и в Казахстан, и нацелилась на транзит в Центральную Азию. Пока еще эту экспансию сдерживают два фактора: экспортная пошлина на зерно в самой России и более высокий транзитный железнодорожный тариф в РК (по сравнению с внутренним в РФ). Однако поскольку себестоимость зерна в России ниже, чем в Казахстане, из-за более высокой урожайности, этот фактор уже позволяет россиянам проходить на те рынки, которые Казахстан считает своими традиционными.

Более того, используются различные серые схемы поставок, когда российская пшеница заходит в Казахстан контрабандой, после чего легализуется и поставляется, например, в Узбекистан - уже без оплаты пошлины и транзитного тарифа. Есть потенциал и у роста поставок российской муки в Центральную Азию - она под действие экспортной пошлины в России не попадает.

В целом россияне настроены продолжать осваивать направление Центральной Азии, а также Китай, вытесняя казахстанскую сельхозпродукцию. Об этом рассказал Канат Кобесов, председатель совета директоров национальной ассоциации экспортеров KazGrain.

«Принял участие в конференции «Рынок транспортных услуг» в Москве. Звучали тезисы: российское зерно будет дальше активно проникать в страны Центральной Азии и в Китай. Для этого создали «Агроэкспресс» (специализированный ж/д продукт по доставке грузов с помощью ускоренных поездов - F). Кроме того, россияне активно сотрудничают с узбеками, создали совместное предприятие, ведут переговоры с Узбекистаном об увеличении поставок. Транзитного тарифа (Казахстана — F) они не боятся, его компенсирует более низкая себестоимость их пшеницы. Так что в Китай они собираются заезжать через нас, через станции «Достык» и «Алтынколь». По Каспию пойдут на Иран и далее. Развитие этих направлений - их стратегия на ближайшие пять лет. Для нас это звоночек усиления конкуренции, причем очень опасный», - говорит Канат Кобесов.

Для казахстанских трейдеров ситуацию усугубляет тот факт, что КТЖ выгоднее работать именно с транзитными грузами, а не поставлять казахстанские, поскольку на транзитном тарифе железнодорожники зарабатывают больше. С начала осени экспортеры постоянно сталкиваются с проблемами по согласованию планов отгрузок и в Центральную Азию, и в Китай. Это ведет к тому, что казахстанскую сельхозпродукцию россияне все активнее вытесняют, повторяя ситуацию в Кыргызстане. Там после вступления страны в ЕАЭС и, соответственно, отмены экспортной пошлины и замены транзитного тарифа более низким российское зерно захватило рынок практически полностью.

Отметим, что переток российской пшеницы в Казахстан привел к падению цен на внутреннем рынке и снижению рентабельности фермеров. За месяц цены на пшеницу упали на 20% - со 120 тыс. тенге за тонну в октябре до 100 тыс. тенге в ноябре.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить