90-е, прекрасные и ужасные

19895
Автор: Тимур Сейтмуратов
бизнесмен (США)

Если в середине 90-х главной проблемой была «братва», то к концу десятилетия - спецназовцы с «калашами»

Не совсем понял, с чего вдруг все начали вспоминать 90-е. Но время, надо признать, было знаковое, определяющее. Перемотаю и я киноленту своих 90-х. В хронологическом порядке.

1991. Запомнился командировкой с Серёгой К., в качестве спецкоров еженедельника «Горизонт», в Грузию. В Тбилиси тогда шла гражданская война. Первая на территории шатающегося СССР. Не межнациональная, а именно гражданская... Первый президент Грузии Звиад Гамсахурдия сошёлся в противостоянии с первым премьер-министром Тенгизом Сигуа и поддержавшим премьера командующим нацгвардии Тенгизом Китовани. Для нас тогда важно было понять первопричины и рассказать о них, чтобы не допустить подобного в Казахстане. По крайней мере, мы тогда свято верили, что от нас что-то зависит. Молодость.

Выбирались из Грузии через Москву, отдав последние деньги за билеты на самолёт. Летели - ввиду продажи предприимчивыми ребятами нескольких билетов на одно место, - сидя в одном кресле. Худенькие были...

Из Москвы до Алматы, побомжевав два дня в Домодедово, добрались с помощью моего одноклассника Аюхана Н., учившегося в Бауманке. Брат-товарищ не бросил двух журиков на произвол судьбы. Отдал за наши авиабилеты весь свой студенческие фонд благосостояния. Это был первый в моей жизни кредит под честное слово.

1992. Уволился из редакции первого в истории страны журнала для деловых людей Caravan Business News. Ушёл в бизнес. Окончательно. Надо было зарабатывать!

Первая сделка - с одноклассником Стасом Д., с помощью все того же Аюхана (Юхи): притащили из Москвы почтовый вагон барахла. Половина вагона - видеомагнитофоны Toshiba, вторая половина - конфеты «Вишня в коньяке». Грузили вагон ночью на Казанском вокзале, дав на лапу начальнику поезда. Грузили через забор, так как ни таможенных документов на товар, ни нормальных накладных тогда никто не выдавал. Все работали за конкретный нал.

Не обошлось без ментов. Появились неизвестно откуда. Кто-то стукнул, видимо. Нас с Юхой ткнули носами в борт «бобона»: ноги на ширину плеч, руки – «в гору». Обшмонали. Нашли газовый пистолет. Сказали, что это отягчающее обстоятельство. Мы откупились. Но из-за пистолета заплатили по двойному тарифу. 300 баксов. В 1992 - бешеные деньги, кто помнит. Зато пистолет вернули... Кстати, спокойно летал с ним в самолете. Такой был контроль.

Видаки Toshiba продали с маржой 300%. «Вишню» слопали сами. Пришлось. Не пошла...

1993. Начали заниматься реэкспортом «жигулей» через ЛогоВАЗ Бориса Абрамовича (Березовского. - F). Была такая схема: на экспорт «жигули» (уж и не знаю почему) отгружались с дисконтом от базовой заводской цены. При этом внутренний рынок был до ужаса не насыщен.

Уже появившиеся тогда «кэшевые бароны» жаждали новых авто... Поэтому автомобили для проформы загружали сначала на борт корабля, а потом тут же выгружали обратно. Таким образом, де-юре исполнялось условие экспортного контракта (FOB). А де-факто автомобили разлетелись во все уголки бывшего Союза.

Была с этими авто только одна проблема - документы. Но специальные конторы в портах «решали» и эту проблему. А на местах проблему «решали» уже в ГАИ, при постановке на учёт.

В этот год, до ввода тенге, была популярна ещё одна тема. Взять в банке безналовый кредит в рублях (ставки тогда, кстати, доходили и до 250% (!) годовых), купить на него безналовые доллары. Потом через загрансчёт (Рига тогда стала популярна) доллары обналичить, привезти наличку в Казахстан, и продать ее за безналовые «деревянные». Соотношение нала к безналу доходило до 60%. За месяц некоторые успевали сделать до 4-5 ходок. 240-300% рентабельности в месяц. Потому и кредит под 250% годовых был вполне по силам. В схеме был один существенный изъян - нужны были мощные связи на валютной бирже Казахстана. Валюта тогда была в жёстком дефиците. Кому попало не продавали.

1994. Началась совсем новая жизнь. По старым контактам, полученным ещё во время работы корреспондентом в CBN, нарисовалась тема с настоящими буржуинами из Англии. Транснациональный холдинг со штаб-квартирами в Лондоне и Нью-Йорке, имевший многомиллиардные интересы в пищевой индустрии во многих регионах планеты, выразил интерес к инвестированию в сахарную промышленность Казахстана, которая, к слову сказать, в 1994 напоминала окаменелого мамонта.

История эта долгая. Всю и не расскажешь. Скажу лишь, что, начавшись в 1994 с покупки на английские деньги (Госдеп тогда был не так моден) первого небольшого сахарного заводика, для меня она продлилась до января 2012. Без малого 18 лет.

За это время было почти всё.

И если в середине 90-х основной головной болью была так называемая «братва», в самых причудливых своих вариациях (тонированные «бэхи», бейсбольные биты, распальцованные наезды, задушевные разговоры про «надо делиться» и т.д.), то к излёту 90-х жизненная картинка резко изменилась.

Однажды, в утренний час обычного трудового дня, под звон выбитых окон и визг секретарши, в офис влетели «кинг-конги» в броне спецназа и калашами наперевес...

Это был 1999. В Казахстане начиналась эпоха серьёзной борьбы за передел собственности. Эпоха «маски-шоу».

Вдали маячили «нулевые»...

Источник: страница Тимура Сейтмуратова на Facebook. Публикуется с согласия автора.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить