Касты, демократия и инвестиционный климат

13192
Автор: Дулат Куанышев
посол РК в Индии

К 2050 году Индия станет третьей экономикой мира не только по ППС, но и в абсолютных цифрах

Меня попросили написать пост. Попробую, дело вроде нехитрое. Начну, думаю, про то, что ближе всего сейчас, чем каждодневно занимаюсь. Ан нет, вроде бы не с руки. Начальству это надо писать. Про страну пребывания тоже с оглядкой надо бы: все-таки лицо официальное, пусть и в приватной обстановке. Начнешь про спорт или путешествия, освещение культурной иль светской жизни – уже и без того намекают, что чем, мол, вы там занимаетесь в, так сказать, реконструкционный период. В общем, куда ни кинь – всюду клин.

Поэтому пост - о том, что попалось на глаза в процессе штудирования прессы и Сети. Штудирования, естественно, исключительно по служебной необходимости. А это, стало быть, побочный продукт активной жизнедеятельности. Кажись, индульгенцию-объяснительную представил. По месту требования.

Перехожу к сути. Вот заметка, в которой со ссылкой на American Journal of Human Genetics сообщают об исследовании ученых, доказывающих, основываясь исключительно на генном анализе, что кастовой системе в Индии, по меньшей мере, свыше двух тысяч лет. Они нашли, что различного происхождения группы населения на Индостане начали смешиваться около 4200 лет назад, но 1900 лет назад этот процесс остановился.

Данные генетиков в сочетании с анализом древних текстов позволяют утверждать, что классовое расслоение началось там 3-3,5 тысячелетия назад, а кастовая система консолидировалась два тысячелетия назад. Именно тогда касты стали эндогамными, то есть браки стали совершаться исключительно внутри каст, утверждает соавтор исследования, генетик Гарвардского университета Прия Мууржани.

Индуисты исторически подразделялись на четыре основные касты, внутри каждой огромное множество различных делений.

Эндогамия большей частью сохраняется и по сей день. Ее нарушение, то есть межкастовые браки зачастую встречают осуждение неофициального общественного мнения. Официально такое осуждение и возникающее в результате него насилие уголовно преследуемы. Поскольку Индия -  «крупнейшая демократия», конституция и законы страны и штатов провозглашают, с одной стороны, равенство всех граждан, а с другой - создают условия  для поддержки и стимулирования представителей низших каст – «далитов» (раньше их называли «шудра», или неприкасаемые). Иногда это называют позитивной дискриминацией. Она действительно помогла многим из них выбиться в люди - и в политике, и в бизнесе, и в образовании. Есть и министры, были президенты и главные министры (первые руководители) штатов, богачи, ученые и деятели культуры, которые вышли из далитов.

Но чуть ли не ежедневно в местных СМИ рассказывается о происшествиях - «отрыжках» кастовой системы: то из-за романов между юношей и девушкой разных каст, то из-за того, что в местность или район, где традиционно селились представители одной, как правило, более высокой касты, вдруг переехала «неровня». Не так давно был случай, когда один парень убил своего ровесника из низшей касты только потому, что того звали так же, как  и его. Видимо, его задразнили другие ребята, и он посчитал виновником тезку.  

Возвращаюсь к статье о генетических изысканиях. Там указывается, что современные индуисты произошли из двух генетических групп. Это древняя североиндийская группа, происходящая с Ближнего Востока и из кавказского региона, а также южноиндийская группа – дравидийская, – близко связанная с андаманцами. Сегодня у всех индусов можно обнаружить следы ДНК обеих групп. Но пропорция у всех разная.

Исследовательская группа изучила ДНК 371 человека из 73 различных групп. Кроме того, что исследование позволило определить начало и завершение процесса смешивания на субконтиненте, оно показало, что данное смешение было весьма интенсивным, начавшись примерно 4200 лет назад. До того представители южных и северных групп, по-видимому, жили рядом, но изолированно друг от друга, практически не вступая в браки между собой. Именно тогда наступает важный исторический рубеж – исчезновение цивилизации долины реки Инд (Хараппа и Мохенджодаро), характеризовавшийся крупными миграционными процессами.

Эти данные подтверждаются и таким источником, как «Ригведа» - сборник религиозных гимнов на североиндийском языке санскрит, возникший около трех с половиной тысяч лет назад. Там уже упоминаются имена южноиндийских вождей, что говорит о взаимопроникновении и начале брачных обменов. До того были различные классы населения – жрецы, воины и простолюдины, но не было ограничения на род занятий или сегрегации. Примерно три тысячи лет назад тексты начинают упоминать четвертую, низшую касту - шудра. Но только в 100 г. до н.э. религиозные тексты прямо говорят о запрете межкастовых браков. То есть получается, что в жилах представителей всех каст течет кровь и южноиндийская, и североиндийская. Но касты обособились и получили доступ к межкастовым бракам только в современный период.

Что ж, так или примерно так я всё себе и представлял. С одной стороны, наличие и, более того, доминирование традиционных форм связей, основанных на касте, религии, языке или общине (географический принцип тоже имеет место быть) серьезно сказывается на качественных характеристиках здешних государственных и общественных институтов. А это, к слову, отражается - большей частью негативно - на инвестиционном климате.

Но, с другой стороны, все признаки развитой демократии в Индии налицо – всеобщие выборы - как прямые, так и непрямые, политический плюрализм, культура парламентаризма, разделение властей, строго регламентированный институт государственной службы, подотчетность всех ветвей госмашины, условия для представленности меньшинств, наличие развитой четвертой власти и экспертного сообщества – численно самого мощного в мире. Каждый вечер в эфире десятка телеканалов - ожесточенные дебаты по самым злободневным вопросам повестки дня: коррупция и внешняя политика, межконфессиональные и межэтнические конфликты. Ор стоит такой, что опасаешься, как бы не пошли врукопашную. Как правило, все говорят здравые вещи, на потребу дня.  Другое дело, что компетентность в  децибелах не измеряется.

Такое общество хочется сравнить с многослойным пирогом, где оболочка вполне узнаваемая, стандартная, даже вкусная, а начинку на вкус никогда не расшифруешь: столько там нашпиговано всего.

Что в негативе? При такой системе очень непросто дается каждый шаг вперед: консенсуса достичь можно только по самым общим вопросам, но не по конкретике.

Но в позитиве – ежедневно, ежечасно, медленно, шаг вперед-два назад, идет этот процесс согласования интересов 1 млрд 230 млн человек. Без крупных непоправимых  кровопролитий, при сокращении ресурсов, физического жизненного пространства и т.д. и т.п.

Всё работает. Более того, экономика страны в последнее десятилетие так накатывала, что, несмотря на спад двух последних лет, по ППС (паритет покупательной способности) стала уже четвертой в мире, а к 2050 году Индия станет третьей экономикой мира и в абсолютных цифрах.

Общественные процессы тоже протекают динамично. Возможна «чистка авгиевых конюшен» - отход от наиболее косных политических традиций, с большей представительностью и транспарентностью. По крайней мере, новое поколение политиков на обоих флангах вполне готово, во всяком случае, с точки зрения осознания этой повестки дня.

Будет по-прежнему интересно.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить