Госфондирование и банки

50612
Автор: Кирил Бачваров
председатель правления АО «Home Credit Bank»

Одну из важных законодательных инициатив выпустило Министерство национальной экономики РК в сфере государственных расходов

В частности, в Бюджетном кодексе в 23 статье предполагается прописать запрет на использование средств Национального фонда на «приобретение казахстанских ценных бумаг субъектов государственного, квазигосударственного и частного секторов, покупку пакетов акций, долей участия казахстанских компаний, фондирование банков второго уровня, кредитование физических и юридических лиц и в качестве обеспечения исполнения обязательств».

Общая логика достаточно понятна. Нацфонд уместнее размещать за рубежом, чтобы инвестиции не обесценивались в периоды падения цен на нефть. Вложения в казахстанские компании, которые в условиях падения цен на нефть начинают испытывать проблемы, снижают возможности Нацфонда «балансировать» нашу экономику в периоды кризисов и проводить контрциклическую политику. Не говоря уже о влиянии на доходность инвестиций Нацфонда в ценные бумаги компаний квазигосударственного сектора. Средства Нацфонда выделялись под символические 0,1% годовых в тенге на 20 лет и даже при таких условиях средства нередко не возвращались. Как следствие, страна имеет  ситуацию, когда среднегодовая доходность Нацфонда с начала его создания по июль 2022 года составила 3,17%, а за последние 10 лет – почти в два раза ниже 1,67%.

В свою очередь, рассматривая влияние решения об ограничении фондирования банковского сектора Нацфондом, можно отметить несколько аспектов. Прежде всего, «вливание» средств Нацфонда в отдельные частные банки искажает конкурентную среду на рынке по двум причинам:

  • средства распределялись только в конкретные банки, которые получали «нерыночное» конкурентное преимущество в виде большого, дешевого и длинного фондирования;
  • наращивание присутствия государства в отрасли грозит расширением непрозрачных  практик в самих банках.

В целом, если брать период активного «накачивания» банковской системы госденьгами – с 2009 года до настоящего времени, то мы видим определенное снижение эффективности банков как финансовых посредников. Например, такой показатель, как доля кредитов в банках сильно снизилась (см. рис. 1). Если не брать во внимание кризисный 2009 год, то в среднем в 2010-2015 годах кредиты составляли 62,5% активов БВУ, а в 2017-2021 - уже лишь 50,4%. Эта разница в 12% «в деньгах» составляет порядка $10 млрд., которые могли бы стать существенным фактором для роста экономики и доходов населения страны. Поэтому государству логично просто создавать нормальные условия для добросовестной конкуренции на рынке, а рынок все отладит.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить